ТЕМА УРОКА: гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и].ЦЕЛИ; познакомить с буквами И, и, обозначающими гласный звук [и], наблюдать за позиционным изменением согласных звуков: твёрдые - мягкие согласные;
Развивать фонематический слух, зрительную память, внимание; Продолжать учить грамотному слого - звуковому анализу слов.
ХОД УРОКА.
I. Проверка домашнего задания. (3 мин.)
1.Стихотворение «Окуньки»;
2.Составленные схемы слов.
II. Повторение пройденного материала. (10 мин.)
1.Гласные буквы А, О, обозначающие звуки [а], [о].
-Сегодня мы отправимся в осенний лес. Для этого надо прочитать слова и найти в них уже изученные буквы (осень, лиса, белка, волк, олень). Какое слово здесь липшее? ( Осень) Почему? Какой звук обозначает буква а? о? Гласные они или согласные? Почему? Назовите других животных, которые обитают в лесу. В каких названиях есть звуки [а] и [о]?
2.Развитие памяти и внимания.
-Посмотрите на рисунки птиц. Что это за птицы? ( Дрозд, ласточка, сойка, аист, сорока, цапля, стриж) Какие живут в лесу? В названиях каких птиц слышатся звуки [а], [о]. Закройте глаза. ( Птицы меняются местами). Что изменилось? Закройте глаза.( Птицы убираются). Назовите птиц, которые были на картинках.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (Присели)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (Руки вверх)
И как зайки поскакали. (Руки на пояс, лёгкие прыжки на месте.)
И за кустики пропали. (Тихо сесть.)
III. Сообщение темы урока.
Л
-Разгадайте ребус: АИCT (ЛИСТ)
-Какой гласный звук слышится в середине слова?
-Вот мы и познакомимся сегодня со звуком [и] и буквой, которая его обозначает.
IV. Изучение нового материала. (10 мин.)
1.Развитие фонематического слуха.
Звуковой анализ слова «лист». Составление схемы:
-Произнесите слово «лист». Сколько в нём слогов?
Произнесите первый звук . Какой он: гласный или согласный? (Согласный) Почему?
Твёрдый или мягкий? (Мягкий) Каким цветом обозначается мягкий согласный в схеме? (Зелёным) Произнесём второй звук ([и]). Какой он? (Гласный) Почему? Каким цветом обозначим его в схеме? (Красным) Что образуют эти два звука? ( Слияние). Произнесите следующий звук ([с]). Какой он? (Согласный). Твёрдый или мягкий? (Твёрдый). Каким цветом обозначается твёрдый согласный в схеме? (Синим).
(Аналогично проводится работа со звуком ([т]).
-Обратите внимание, что звук [и] делает согласный мягким.
-Какие листья бывают осенью?
-С каких деревьев упали эти листочки? ( На доске картинки деревьев: тополя, ивы, осины, берёзы, рябины, клёна)
-В названиях каких деревьев слышится звук [и]?
-Назовите другие слова со звуком [и].
2.Знакомство с буквами И, и.
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил. -Сколько здесь дощечек?
-Три!
-А какая буква? ...
-И! (Хором)
Посмотрите как выглядит буква И ( на доску картинку). Найдите букву И среди других букв.
С У
т А В и
3. Работа с текстом.
-Прочитайте текст на листочках, которые попали к вам из осеннего леса ( читающие ученики).
Наступила осень. Дни стали короче. Птицы улетают на юг. С деревьев опадают листья. Идут дожди.
-Найдите и подчеркните букву И в тексте.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ) (2 мин.)
V.Закрепление нового материала. ( 4 мин.)
1.Тест.
-Какой гриб растёт под елью в осеннем лесу?
В слове- отгадке 3 слога: а) сыроежка (4 слога), б) боровик (3 слога) в) груздь ( 1 слог).
В каком слове слышится звук [и]? Где он находится?
2.Работа в тетрадях.
-Напечатайте букву И в маленьких тетрадях.
VI.Подведение итогов урока. ( 3 мин.)
-С какой новой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Он гласный или согласный?
-Посмотрите на ленту букв. Найдите букву И. Какого она цвета?
VII.Домашнее задание. ( 1 мин.)
-Прочитайте дома стихотворение «Ива».
-Составьте сказку "Лиса и журавль" по картинкам.
-Составьте схемы слов «ива», «иголки».
Большое спасибо за урок, вы молодцы!