Тема: Числа от 1 до 10. Закрепление изученного материала.Цель: повторить и систематизировать материал, изученный на предыдущих уроках.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять навыки счёта, знание состава чисел, различие понятия «число» и «цифра» и их сравнение; работать в паре (планировать работу, распределять её между членами пары или группы, совместно оценивать результаты работы).
Оборудование: сказочные персонажи: лиса, заяц, лягушка, петушок, мышка, домик-теремок; домики по составу чисел 10, 9, 8, 7; таблица с ломаными линиями и геометрическими фигурами, табличка тест, записи, выполненные на доске.
Ход урока
I.Организационный момент.
Дети хором:
Ну-ка, проверяй, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Всё ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»!
- Дети, вы любите сказки?
Вот сегодня и отправимся в сказку «Теремок».
- Трудности будем преодолевать? А помогать друг другу и тому, кто окажется в трудном положении?
- А начинается она так: «Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок…»
- Посмотрите, какой красивый теремок, а охраняет его петушок. У нас тоже есть теремки-домики.
II.Работа по теме урока.
Повторение состава чисел 10, 9, 8.
- Заселим и мы жильцов в числовые домики и тогда попадём в сказку.
Дети у доски устно рассказывают состав чисел по одному человеку от каждого ряда.
III.Актуализация знаний.
1.Логическая разминка.
«По полю мышка бежит, подбегает к теремку и пищит: «Пи-пи-пи, кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?» Никто не отвечает. Тогда мышка и говорит: «Я буду жить в теремочке».
«Нет, - отвечает петушок, - вначале выполни моё задание, тогда впущу в теремок».
- Поможем дети, мышке?
На доске: 5, 7, 1, 4, 9.
- Расположите эти числа в порядке уменьшения, увеличения.
Назовите пропущенные числа.
Назовите самое маленькое (большое), из пропущенных, и его соседей.
2. Продолжите логическую цепочку: 8 9 7 8 6 (7 5 6 4 5 3 4 2) (+1, -2).
Помогли мышке, впустил её петушок.
3.В это время по полю лягушка прыгала: ква-ква-ква.
Видит в поле теремок и говорит: «Кто-кто в теремочке живёт… впустите меня в теремок жить». А петушок отвечает: «Выполни задание, впущу в теремок».
На доске: 8 ... ...= 6 ... - 2 = 5 5 см * 3 см
9 ... ...= 10 ... + 1 = 7 1 см * 10 см
4 ... ...= 7 ...- 3 = 3 4 * 1 + 0
- Чем отличается один столбик? (В нём неравенства).
Дети показывают ответы веерами с цифрами, затем совещаются в парах и выбирают один верный ответ от пары.
IV.Физкультминутка.
Давайте отдохнём, пройдёмся по дорожке к теремку.
По дорожке шли, шли. Много камушков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немножко отдохнем, и домой пешком пойдём.
V.Арифметический диктант.
– А теперь откроем тетради и запишем ответы в одну строчку через клетку. Будьте внимательны.
- 8 уменьшить на 1, к 3 прибавить 2, 8 увеличить на 1, от 7 отнять 1, из 6 вычесть 3, сложить 1 и 3 (Ответы: 7, 5, 9, 6, 3, 4).
Этот числовой ряд уменьшить на 2. Назовите наименьшее число, наибольшее.
Какое число пропущено в этом числовом ряду?
Проверка – взаимопроверка. Встаньте те дети, у кого нет ни одной ошибки.
Впустил петушок лягушку в теремок.
VI.Работа с геометрическим материалом.
Скачет по полю зайчик, остановился у теремка и говорит: «Кто-кто в теремочке живёт, впустите меня в теремок».
«Впущу тебя в теремок, если выполнишь задание», - сказал петушок.
Поможем ему, дети.
1.На доске геометрические фигуры.
- Скажите, какая фигура лишняя? Почему? (3, 4)
Это заяц напетлял, убегая от своих врагов.
- Что это за фигуры? (Ломаные линии).
- Какие? (Замкнутые и незамкнутые).
- Из чего они состоят? (Из звеньев).
2.А теперь помогите выстроить такую фигуру, как на доске.
Работа с палочками.
Переложите 3 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника.
Молодцы, помогли зайке.
VII.Логические задания.
Подбегает к теремку лиса и тоже просит впустить её. А петушок говорит: «Ку-ка-ре-ку, лисонька! Выполни задание, впущу в теремок».
- Поможем лисе?
Задачки для смекалистых.
1.Стоит в поле дуб, на дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? (Нисколько).
2.А теперь решим серьёзную задачу.
Я бродил в густом лесу, встретил там одну лису, три лисёнка рядом с ней. Сколько встретил я зверей?
- Как её решим? Как запишем?
Запись в тетради и на доске: 1+3=4 (л.).
3.Задали птицам в школе уроки. Прыгали в поле 10 сорок. 9 взлетели, сели на ели. Сколько осталось в поле сорок? (10-9=1 (с.)).
4.Дети, кто это с шумом и треском подходит к теремку? Верно, это медведь. И для медведя петушок приготовил задания. Слушайте внимательно!
В день рождения к медведю на пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, косой, волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог разделить на всех пирог.
От труда он весь вспотел, ведь считать он не умел.
Помогите вы скорей, сосчитайте всех гостей.
VIII.Минутка отдыха для глаз.
1.Нос растёт у Буратино. (Палец приближаем к носу и удаляем , а глазами двигаемся за пальцем.)
2.Рисуем глазами цифры 2,3,5,7,8.
3.Буратино плывёт. (Движения руками.)
4. Яркое солнышко. Крепко зажмуриваем глаза на 4-5 секунд, а затем открываем. 2-3 раза.
IX.Тестовое задание.
Для медведя петушок приготовил тест. Один ученик выполняет у доски с обратной стороны.
Из предложенных вариантов дети выбирают свой.
1)Найдите число, которое следует за числом 6 (5, 4, 7).
2)Найди число, которое стоит перед числом 5 (6, 5, 4).
3)Найди число, которое стоит между числами 8 и 6 (5, 7, 9).
4)Найди число, которое на 1 > 4 (1, 3, 5).
5)Вставь пропущенное число: 10 - = 8 (3, 2, 1).
6)У Лиды 3 ленты. Одну из них она разрезала на 2 части. Сколько лент стало у Лиды? (5, 4, 6).
Коллективная проверка. Помогли мишке, молодцы.
X.Самостоятельная работа.
Задание приготовил петушок и для вас, дети. Это самостоятельная работа. Мальчики выбирают примеры с ответами 6, а девочки с ответом 7.
На доске: 4 + 1 8 - 2 9 - 2
2 + 5 5 + 4 10 - 4
9 - 4 4 + 2 1 + 6
Молодцы, с работой справились.Тот, кто справится с работой, встаёт.
XI.Дополнительное задание.
Скажите, что такое круговые примеры? (Это когда ответ одного является началом другого).
На доске: 4 - 2 3 + 3 2 + 3
6 - 5 5 - 2 1 + 3
Объясните, как вы будете их выполнять.
XII.Музыкальная физминутка.
XIII.Рефлексия.
-Интересно ли было на уроке?
- Чем мы с вами занимались?
-Какие задания вам больше всего понравились?
-В чём вы ещё испытываете затруднения?
-Продолжите слова: Я сегодня научился…
XIV.Подведение итогов урока.
Дети, оцените свою работу: (Дети показывают карточки со знаками -!, +, -.)
! - очень хорошо.
+ - были ошибки, неточности, но они исправлялись.
- - много ошибок, нужна помощь.
Всем спасибо за урок.