Урок чтения в 1 классе в рамках программы «Школа России»по теме: «Согласные звуки [р], [р’] Буквы Р, р»
Учитель: Смирнова Ольга Николаевна
Цель: Познакомить учащихся с новыми буквами и звуками, научить читать с ними слоги и слова.
Задачи:
•развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
•развивать фонематический слух, слуховую память, внимание;
•формировать навыки правильного, слогового, выразительного и сознательного чтения;
•упражнять в написании слогов с заданной буквой;
•прививать интерес к чтению и творчеству А.С. Пушкина;
•воспитывать трудолюбие, самоконтроль, самооценку, терпение, настойчивость в достижении цели.
Оборудование: шаблоны слияний и звуков вне слияния для каждого ученика; карточки с буквами на доску; изображение деревянного дома; карточки с предложениями на парту; тетради для печатания; презентация к уроку; учебник.
Предполагаемые метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
•моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно-графическую модель;
•рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
•анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Регулятивные УУД:
•планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
•прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
•контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные УУД:
•планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
•постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
•умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
•владение монологической и диалогической формами речи
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
На доске буквы: А О У И Ы С Н К Т Л
-Как можно назвать эти записи одним словом? (Буквы)
-Назовём их имена (хором)
-А звуков мы изучили столько же? Почему?
-Назовём звуки, которые обозначаются этими буквами.
-Почему одни звуки нам произносить легко, а другие трудно? (Преграда у согласных)
-Какой из гласных отличается от остальных и почему? (И – указывает на мягкость)
- Перед вами на столе предложения из знакомого текста. Найди в них слова с мягкими звуками и назови их.
3.Проверка домашнего задания. Чтение по заданию. Работа в паре.
-Наши предложения перепутались. Расположим их по порядку. Работаем в паре.
-Найдите предложение про столик – расположите его первым.
У ОКНА СТОИТ СТОЛИК.
-Вторым будет предложение про Аллу.
У АЛЛЫ САЛАТ.
- Теперь пойдёт предложение про Алика.
И У АЛИКА САЛАТ.
-Завершите рассказ предложением из 4 слов.
У ТАНИ И КОЛИ СОК.
-Проверим, какой рассказ у нас получился по экрану, читает……...
-Оцените свою работу.
-Как можно озаглавить рассказ одним словом?
УЖИН
- Приготовим пальчики.……. Считаем звуки на пальчиках.
-Приготовим ладошки.……. Делим на слоги хлопками.
-Позовём слово…….. Назови ударный звук.
4. Постановка темы урока.
-Что изменилось на доске? (Среди записей букв появилась новая буква Р. )
-Кто знает имя этой буквы? («Эр»)
Чтоб язычок нам не ломать,
Букву ЭР всем надо знать.
- Так что же мы будем изучать сегодня? Сформулируйте тему урока.
-Чему бы вы хотели научиться на этом уроке? Чему хочешь научиться ты? А ты?
5.Запись буквы и запоминание её графического образа.
-Встаньте. Повторяйте движения.
Как запомнить букву ЭР?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу ЭР представить.
-Изобразим букву большую, а теперь маленькую.
-Сколько букв запишем в тетрадь для печатания? Рр
-Что общего у предметов?
6.Фонетическая и дыхательная зарядка.
- Дрожу от страха до сих пор!-
Воскликнуло полено:
-Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
-А другие инструменты помогут нам услышать звуки, которые обозначаются буквой Р.
-Наберём побольше воздуха.
- Большая дрель рычит сердито р-р-р, маленькая дрель рычит ласково р’-р’-р’
7.Артикуляция звуков [р], [р,].
-Какие звуки мы услышали? Р - Р’
-Посмотрите друг на друга, как в зеркало, понаблюдайте за язычком и послушайте горлышко.
-Чем похожи звуки? (Преграда =язык поднят к зубам и дрожит= Согласные звонкие)
-Чем отличаются звуки? (Твёрдый – мягкий)
-Звуки разные, а буква у них одна.
-Запишем в тетрадь: [р] [р’]
-Куда же отнести новую букву? К гласным или к согласным?
8. Развитие фонематического слуха. Работа со звуковыми моделями.
-Для чего нужны эти инструменты? (Для строительства)
Построить можно многое:
Плотину, мост, качели.
Но дом всего дороже,
но дом всего нужнее.
-Для чего вам нужен дом?
-Дом - наша крепость, защита. Здесь мы отдыхаем в кругу нашей семьи.
- Звуки тоже имеют домики. У вас на столе лежат карточки – слияния звуков и звуки-одиночки. Послушайте в словах звуки [р] [р’] и найди для них свой домик.
-Проверяй правильность своего выбора по экрану (презентация).
ДВЕРЬ ЗАБОР КРЫША КРОВЛЯ ТРУБА РАМА ПЕРИЛА
-Оцените результат своей работы: доволен – руки подняты высоко, иногда ошибался - средний уровень, не доволен результатом – руки лежат на парте.
-Каким цветом вы обозначали твёрдые согласные звуки? А мягкие? Зарисуйте в тетради зелёный и синий квадратики рядом с новыми звуками.
9. Печатание слогов в тетрадь
-Кто был внимателен? Что общего у всех перечисленных слов? ( Это составляющие части любого дома)
- Запишите по памяти слияния с буквой Р, которые встретились в этих словах. Проверьте себя по учебнику. Кто затрудняется, можно сразу работать с учебником.
-Как вы оцениваете свою работу? Кто доволен работой?
10.Зарядка для глаз
-Подчеркни в записанных слияниях гласную, указывающую на мягкость.
-Проверь у соседа. Хором назовём эту гласную….И
-А теперь рисуем глазами гласные, указывающие на твёрдость. Под музыку. А О У Ы
11.Чтение слогов с буквой Р.
-Читаем с характером РА РО АР УР РЫ ИР РУ РИ ОР…..
- Добавляем эти слоги до целого слова.
РА …РО… АР… УР… РЫ… ИР… РУ… РИ… ОР…..
-Прочитайте мягкие слияния. Сколько их?
-Составим предложения на тему строительства, используя слова КРАН СТРОИТ КРАСИТ
12. Физкультминутка:
-Отдохнём и сочиним рифмовку-стихотворение . Дети хором читают слоги, а учитель договаривает рифму.
РА-РА-РА … строить дом мы мастера.
РУ-РУ-РУ …чистим с брёвнышек кору.
РИ-РИ-РИ …дом покрасим изнутри.
ОР-ОР-ОР …будет на крыльце узор.
-Можно ли без труда построить дом?
13.Закрепление изученного материала. Работа по учебнику.
-Такое бывает только в сказках.
-Об одной из них мы поговорим.
-Откройте учебник. Рассмотрите иллюстрацию.
-Что это за сказка? «Сказка о рыбаке и рыбке»
-Кто её автор? А. С. Пушкин
-Послушайте отрывок из сказки и запомните слова со звуками р р’
-Какие слова встретились? А на картинке?
-Где жили старик со старухой? ЗЕМЛЯНКА
-Землянка – врытое в землю жилище с крышей, покрытой земляной насыпью.
-Какое жилище получила старуха от рыбки потом? ИЗБА
-А потом? ТЕРЕМ
-А после этого? ДВОРЕЦ ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ
-А в конце сказки?
-Почему всё исчезло?
-Только лишь то надёжно, к чему мы приложили старание и труд. А не то, что исполняется по волшебству.
- Какие пословицы о труде вы знаете?
14. Итог урока. Рефлексия.
-Давайте покажем рыбке, как мы трудились на уроке.
-Какие цели вы ставили?
-Каких целей вы достигли?
-Выскажите рыбке своё впечатление об уроке.
Мне удалось….
Мне понравилось…..
У меня не получилось….