182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МАОУ «Средняя школа №12»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА /  
12 января 2012

КУРС Основы Православной Культуры.

Проект по теме «Семья», 1 класс.

Семёнова Светлана Викторовна, учитель МОУ « Средняя общеобразовательная школа №12», г. Великие Луки Псковской обл.

Тема: « Семья»

Проект: Создание альбома «Семейные традиции»

Тип проекта: исследовательский

Цели: пробудить интерес к истории своих предков, прививать уважение к семейным традициям

Объект исследования: семьи первоклассников

Задачи:

1)формировать умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов;

2)развивать семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня;

3)формировать коммуникативные умения детей (умение правильно задавать вопросы, беседовать)

Методы обучения: частично-поисковый, метод беседы, рассказ учителя, наглядный метод

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая

Содержание.

Этапы работы:

I.Введение.

К уроку организована выставка детских рисунков на тему «Моя семья» Учитель предлагает детям внимательно рассмотреть работы одноклассников и ответить на вопросы:

-Кто изображён на рисунках?

-Назовите одним словом всех близких вам людей?

-Сформулируйте тему нашего урока.

(групповая работа) Учитель предлагает первоклассникам обратиться к словарю Ожегова, узнать что такое «семья». Оказывается, семья - это группа живущих вместе близких родственников. В слове «семья»- корень «семь», а это означает, что раньше на Руси семья состояла не из 3-4 человек, а из 7 и более.

-У каждого из вас есть семья: мама, папа, дедушки, бабушки…А знаете ли вы как зовут вашу прабабушку? Когда у неё День рождения? Кем работал ваш дедушка? Какие обычаи существуют в вашей семье? Не знаете? Очень жаль…Ведь все мы ветви огромного и переплетённого общечеловеческого дерева. Каждая семья большая или маленькая , не похожа на другую. Каждая семья интересна по-своему, у каждой семьи своя история.

Формулировка проблемы: « Для чего нам нужно знать историю своей семьи и соблюдать семейные традиции?»

В процессе обсуждения проблемы мы выдвигаем гипотезу:

1) возможно, зная историю своей семьи мы ответим на вопросы своих будущих детей ( как зовут моего прадеда, кто изображён на старой фотокарточке, кому принадлежит вышитый рушник, кто слушал патефон, который хранит бабушка)

2) возможно, на примере своих предков мы воспитаем собственных детей, рассказав им о родственнике, которым можно гордиться (про деда - участника ВОВ, про дядю - Заслуженного работника Культуры, про бабушку - учительницу, ветерана педагогического труда, воспитавшую прекрасных дочерей…)

3) возможно, знание истории своей семьи позволит нам сохранить не только традиции и культуру семьи, но и всей нации

II.Теоретический этап.

На этом этапе работы учитель уточняет термин « традиции» (сложившиеся и передающиеся из поколения к поколению обычаи, взгляды, идеи), повествует младшим школьникам о православных традициях в русской культуре.

Материал для учителя.

Традиции воспитания в русской педагогике уходят вглубь истории и базируются на воспитании в крестьянской семье. Процесс воспитания и освоения культуры в кругу семьи происходил в совместных действиях детей и взрослых.

Известно, что традиционные крестьянские семьи были большими (обычно в них росло семь- девять детей. Народная культура входила в сознание детей исподволь, с малолетства. Качая в зыбке малыша, ему пели колыбельные, играя с ним, исполняли пестушки, потешки, прибаутки. Их пели не только взрослые, но и дети. Но дети впитывали фольклор и за пределами семьи. Впечатления от свадьбы и уличного гулянья дети разыгрывают дома в кукольных играх.

В основе системы традиционного воспитания лежал труд. Ребёнку поручалась посильная работа. Дети с пяти лет рвали траву для скота, мыли посуду, поливали и пололи грядки, подметали пол. С семи лет носили воду, дрова, девочки учились прясть. Лет в восемь мальчишки начинали ездить на конях. Чтобы детям было сподручно приобщаться к труду, для них делали маленькие, но настоящие инструменты (лопатки, грабельки, веретёнца, прялки) Личное участие в семейных делах формировало у ребёнка чувство взаимопомощи, ощущение собственного достоинства, причастности к нужному для семьи делу.

Прекрасной традицией было на Руси – обучение детей ремеслу( резьба по дереву, вязание, вышивание)

Так традиции становились частью жизни детей, входили в их игры, домашние дела. В крестьянской культуре естественно воспитывались традиции бережного отношения к окружающему миру: к природе, предметам, созданным руками человека.

Особая традиция на Руси- отмечать народные праздники (Масленица, Пасха, Рождество, Крещение, праздник Ивана Купалы)

На данном этапе дети совместно с учителем приходят к решению создать альбом, повествующий о традициях своей семьи. Для его изготовления необходимо ответить на следующие вопросы:

1)Что означает фамилия моей семьи?( практическая работа со «Словарём фамилий» Е.Глушко и Ю.Медведева)

2)Как звучит девиз моей семьи?( например, «Терпенье и труд- всё перетрут», « Век живи- век учись! Век трудись- век люби! Век учись любить!» или «Плечом к плечу, рукой к руке, мы вместе, мы едины, и нас разлить водой нельзя и в этом наша сила!»

3)Сколько людей можно назвать моими родственниками?

4)Какие дни в календаре являются важными для нашей семьи?

5)Какие традиции существуют в нашей семье?( прикладное творчество, семейные праздники, семейное чтение, традиция вести семейный альбом, , семейные походы, поездки, ведение ЗОЖ)

III.Следующий этап - определение направлений поиска ответов на поставленные вопросы, определение сроков выполнения работы.

IV.Сбор и систематизация материала для создания альбома.

V.Практический этап. Оформление альбома, в котором представлены следующие разделы:

1)«Вот мы какие!» (визитная карточка моей семьи)

*фото семьи

*история нашей фамилии

*фамильный герб

*девиз семьи

*семейные традиции

2)таблица «Моя родословная» (возможность узнать не только о тех, кто рядом, но и о тех, кого уже нет в живых)

Ф.И.О. Год рождения или годы жизни Профессия Степень родства

3)приложение «Календарь Дней рождения и семейных праздников» (возможность узнать Дни рождения родственников, даты семейных праздников, с помощью этого календаря дети не забудут вовремя поздравить своих близких)

4)добрые советы «На все случаи жизни» (мудрые высказывания родственников, советы старшего поколения - младшим)

5)рисунок « Моя семья»

VI.Презентация результатов семейного творчества.

Его можно провести в форме заседания клуба « Счастливая семья» (история и современность). Эпиграфом станут слова В.А. Сухомлинского : «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» На мероприятии дети и родители ещё раз вспомнят традиции русской народной культуры и традиции, которые существуют в современной семье. Первоклассники вместе с родителями приготовят русские народные костюмы, прочитают сказки, исполнят народные песни и игры. Можно рассказать о своих далёких предках, которые были землепашцами, ткачами, кузнецами…, вспомнить историю своей фамилии. Родители расскажут о традициях, которые существуют в семье, исполнят современные песни на тему «Семья». Можно провести конкурс на самую глубокую родословную (по количеству поколений), на самую богатую родословную (по количеству родственников), организовать выставку альбомов «Семейные традиции». Совместно сделаем вывод: « Семья- это родной дом, уют, тепло, взаимопонимание, любовь, уважение, праздники и традиции».

Завершается встреча добрыми пожеланиями друг другу, вручением памятных подарков( семейных альбомов) Планируемый результат:

1)каждая семья, изготовит свой альбом, представит его классу на итоговом заседании клуба «Счастливая семья»

2)альбомы хранятся в семье, дополняются новыми сведениями и интересными событиями

3)в результате работы над проектом младшие школьники знакомятся с понятиями « родословная», «традиции», узнают историю семьи, степень родства в семье

4)знакомятся с профессиями предков, с семейными традициями

5)вместе с родителями разработают свой фамильный герб и семейный девиз

6)первоклассники испытают чувство гордости за свой народ и культуру

7)исследовательская работа сблизит родственников, разовьёт интерес к истории предков

(Поставленная цель при таком результате должна быть достигнута)


Архив
наши успехи
    Поздравляем!!!!! Лебедева Максима, ученика 6А класса. С победой в Региональном этапе конкурса "Живая классика"

    Елена Ильинична Максимова, Виктория Александровна Иванова, Ольга Александровна Семенова, Наталья Сергеевна Моисеева, Светлана Петровна Назарова, Светлана Валерьевна Мазур.

    Поздравляем Горощенкову Анастасию и Эглит Эльвиру. С I местом в выставке "Ярмарка талантов"

    Поздравляем Паничеву Юлию, 10Б класс

    Дипломы МАОУ "СОШ №12"

    Поздравляем с победой в областном конкурсе

    Поздравляем Куклину Анастасию!

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.