182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №13»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ

Участнику ЕГЭ 2017

Полезная информация для выпускников и родителей (ЕГЭ),(ГИА)

   ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / МУЗЕЙ ИМЕНИ Г.К.ЖУКОВА /  
открыть картинку в новом окне 28 марта 2013

Тематическая экскурсия «О чём расскажет экспонат». Гармонь «Hohner».

В коллекциях школьных музеев хранятся документальные или вещественные материалы, рассказывающие о любопытнейших подробностях того или иного периода в истории Великих Лук. Не является исключением в этом ряду и наш школьный музей имени Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова, с каждым годом экспозиция которого пополняется интересными и ценными экспонатами. Со временем ценность этих экспонатов лишь увеличивается, ведь годы текут, а история не должна кануть в лета.

Цель экскурсии:

• воспитание патриотизма, любви к Родине;

• эстетическое воспитание, расширение кругозора и получение дополнительных знаний о музыкальном инструменте «гармонь».

Школьный музей помещается на 2 этаже школы в отдельном кабинете, где и хранятся его фонды.

Экспозиция музея состоит из нескольких разделов:

1. Этапы жизни и деятельности Маршала Победы Г.К.Жукова.

2. История города Великие Луки в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

3. «Они сражались за Родину». Биография великолучан.

4. Александр Матросов.

5. Восстановление города.

6. Экспонаты времен Великой Отечественной войны.

7. Традиции музея, мероприятия и акции, проведенные Советом музея.

Познавательная ценность нашей экскурсии — связь объекта с конкретным человеком Лугашёвым Николаем Ильичем, его участием в Великой Отечественной войне, достоинство экспоната, возможность его использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

Кто из нас никогда не был на экскурсии? Наверное, не встретишь такого человека. Прослушивая часть экскурсионной программы, невольно отмечаешь, что тебе вдруг становится интересен тот или иной экспонат, который ты неоднократно встречал в своей жизни, и тебе хочется узнать о нем как можно больше.

Так и мне. Входя в наш музей, я точно представляла себе, что все экспонаты будут связаны с войной (история сражений, снаряды, патроны, форма военных, награды и др.). Но увидев гармонь, я с удивлением спросила руководителя музея: «А какое отношение к военным событиям имеет этот музыкальный инструмент?»

Рассказ об экспонате.

"Музыка удваивает, утраивает армию.

Музыка в бою нужна и полезна, и надобно,

чтобы она была самая громкая».

А.В. Суворов

В экспозиции «Экспонаты времен Великой Отечественной войны» расположен уникальный предмет – немецкая гармонь «Hohner» / Hohner Musikinstrumente GmbH & Co. KG (произносится «Хо́нэр»; «Хохнер» — неверное, но тоже имеющее место произношение) — немецкая компания-производитель музыкальных инструментов, основанная в 1857 году часовщиком Маттиасом Хонером (1833—1902)/.

Как гармонь оказалась в школьном музее, с чьим именем она связана?

Лугашёв Николай Ильич, родился в 1920 году в городе Великие Луки. 10 ноября 1940 года призван в РККА (рабоче-крестьянская Красная армия), в которой находился по 18 мая 1946 года.

В годы Великой Отечественной войны принимал участие в боях за освобождение от немецко-фашистских захватчиков Киева, Сталинграда, Праги, Берлина в составе Юго-западного фронта. За боевые заслуги был награжден медалями «За оборону Киева» в 1961 году, через 20 лет (награда довольно редкая - на весь огромный Советский Союз всего 50 тысяч награждений этой медалью), Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года «За оборону Сталинграда», «За освобождение Праги», за участие в штурме столицы третьего Рейха «За взятие Берлина».

Проходил службу Николай Ильич в составе инженерного батальона, который в начале войны был снабжен автомобилями-грузовиками ЗИС-5, а затем американскими грузовиками «Студебеккерами» и плавающими автомобилями-амфибиями. Бойцы инженерного батальона возводили боевые укрепления, строили переправы, ремонтировали мосты и дороги. Сержант Лугашёв был военным шофёром. В то время он возил в своём грузовике обыкновенную русскую гармонь, изготовленную в Туле (некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие – что в России), и командир был не против этого, а наоборот, просил сержанта-водителя играть для бойцов в очень редкие минуты отдыха. Техника на фронте всегда была желанной мишенью для летчиков противника и тульская гармонь не уцелела. В боях горели железные танки, на куски разрывало машины и другую военную технику, когда в нее попадали снаряды и бомбы. И где уж уцелеть этому довольно нежному инструменту. Были у Николая Ильича и другие гармони, но сколько никто не знает. Не любил сержант Лугашёв говорить о войне. Он был обыкновенным солдатом этой кровопролитной схватки, такой же, как и многие миллионы советских солдат. И это просто чудо, что пройдя всю войну от первого до последнего дня, он остался жив и даже не был ранен.

Во время наступления советских войск на запад стали попадаться трофеи. Так у военного водителя оказалась немецкая гармонь известной фирмы «Hohner». Сколько песен и какие были исполнены под аккомпанемент этого музыкального инструмента можно только догадываться. «Что значит песня, песня для солдата? Солдат без песни, как без автомата. Он с песней дружен, а вот без песни он обезоружен!» Наверняка среди мелодий гармони были и марши гитлеровцев («Хорст Вессель»), и любимые песни советских бойцов («Катюша»).

До конца войны этот музыкальный инструмент неразлучно находится с сержантом, с ним он приехал и в свой родной город Великие Луки. Города не было – одни развалины. За восстановление родного города Николай Ильич в 1966 юбилейном году – городу исполнилось 800 лет первого упоминания в летописи – награжден Почетной грамотой президиума Верховного Совета РСФСР (таких грамот в городе было вручено 122).

Гармонь упоминается и в произведениях писателей-фронтовиков. В серии дневниковых записей о Великолукской наступательной операции «При штурме Великих Лук» писатель Борис Полевой рассказывает о встрече с писателем А.Фадеевым, о боях за город, о парламентерах, о сдаче начальника великолукского гарнизона барона фон Засса, о жизни населения во время оккупации и др. Среди героев книги и Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Писатель был свидетелем того, как будущий Маршал Победы играл на баяне - это было незабываемое событие.

Немецкую гармонь в музей школы передал сын Николая Ильича Виктор Николаевич: «Мне гармонь досталась от отца. Играть на ней я не умел. У нее был очень чистый и мелодичный голос. Некоторые любители – музыканты хотели приобрести ее у меня. Но я решил отдать гармонь в музей Маршала Победы школы №13. В этой школе учился мой сын Игорь, а теперь учатся две внучки – Ксюша и Настя».

Значимость представленного экспоната.

Музыкальные инструменты сами по себе имеют ценность, но музыкальный инструмент, побывавшей на войне, в боях имеет совсем другую в быту ценность. Лично я практически не встречала в музеях таких гармоней, на которых играли и немецкие, и русские солдаты.

Сейчас гармонь – музейный экспонат, она стоит и молчит. Но как много она могла рассказать о тех суровых и страшных днях самой кровопролитной войны в истории человечества.

Соловьева Валерия, 11 "А" класс, экскурсовод музея имени Г.К. Жукова


Архив
наши успехи
    Команда 7 "Г" - призер городской экологической игры "По следам Робинзона"

    Команда "Максимум" - участник городского туристического слёта.

    Рогов Антон Александрович, учитель физической культуры, - победитель и призёр Спартакиады по легкой атлетике среди ВУЗов.

    Фирсанова София, 1 класс, - призер краеведческого конкурса "Великие Луки - России частица"

    Асадова Лейла, 1 класс, - призер краеведческого конкурса "Великие Луки - России частица"

    Хмыров Василий, 1 класс, - участник краеведческого конкурса "Великие Луки - России частица"

    Ипатова Анастасия, 1 класс, - участник краеведческого конкурса "Великие Луки - России частица"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.