ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА1) Тема:
«Организационно-педагогические условия построения индивидуальной траектории развития каждого ученика 10-11кл. в рамках многопрофильного лицея малого города»
2) Актуальность
Современный этап развития общества характеризуется сложностью процессов, которые происходят на рынке труда, что создаёт проблемы качественного изменения подготовки выпускников к выбору будущей профессии. В данных условиях необходимо создать предпосылки для формирования и самореализации компетентного, творческого, развивающегося человека, способного к адаптации в быстро меняющейся обстановке.
Профильное обучение представляется нам наиболее значимой тенденцией в современном образовательном процессе, которое служит дифференциации и индивидуализации обучения, предоставляет реальную возможность спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления профессионального выбора.
Сама идея профильного образования для лицея № 11 не нова. Первые профильные классы появились в 1993 году – гуманитарный и экономический. Регулярно проводя анализ образовательной ситуации в лицее, учитывая запросы непосредственных заказчиков: учащихся и их родителей, имея при этом соответствующую материально-техническую базу и кадровый потенциал, педагогический коллектив лицея пришел к выводу о расширении диапазона профильных услуг. На сегодняшний день лицей отрабатывает 6 профилей:
✔ Художественно-эстетический (1-9кл.)
10-11 классы
✔ Физико-математический
✔ Химико-биологический (с ориентацией на медицинскую профессию)
✔ Социально-экономический
✔ Социально-правовой
✔ Реально-технический
В лицее разработана и апробирована модель многопрофильного лицея, которая по результатам деятельности успешно функционирует в условиях малого города.
На современном этапе мы считаем необходимо произвести видоизменение концепции профильного образования в лицее, акцентировав внимание не только на содержании, но и на технологиях профильного обучения. Сегодня востребованными оказываются те формы учебной деятельности, те образовательные технологии, которые сохраняют и развивают познавательный интерес, обеспечивают эффективность образовательного процесса, его индивидуальную траекторию.
Считаем, что будущее за мультипрофильными моделями старшей школы, которые дают уникальную возможность каждому школьнику сделать свой собственный выбор для овладения той суммой знаний, которая поможет в будущем поступить в тот или иной вуз и профессионально реализоваться. Эта система позволяет сконцентрироваться на необходимом, отдаться этому целиком и полностью, отмести в сторону несущественное, что позволяет снижать нагрузки для учащихся, более гибко формировать содержание образования.
Мультипрофильная школа – это школа, обучающая своих учащихся по индивидуальным учебным планам.
Развитие экспериментальной работы в вышеназванном направлении позволит нам разрешить противоречия:
1. Неоптимальное соответствие содержания образования потребностям и интересам прямых участников процесса образования.
2. Затруднения учащихся в осуществлении выбора на каждой новой ступени образования.
3. Неточности диагностирования учащихся при формировании профильных классов.
4. Недооценка отдельными педагогическими работниками важности гуманизации процесса обучения.
5. Недостаточное использование педагогическими работниками новых педагогических и информационных технологий.
6. Недостаточная информатизация процесса образования.
7. Недостаточность материально-технической базы.
3) Объект исследования:
Деятельность инновационного образовательного учреждения
«Многопрофильный лицей № 11»
4) Предмет исследования:
Организационно-педагогические условия деятельности.
5) Цель исследования:
Создание организационно-педагогических условий для построения
индивидуальной траектории развития каждого ученика 10-11классов с
перспективной целью создания мультипрофильной школы.
6) Гипотеза исследования:
Образовательное учреждение будет эффективно решать проблемы профессиональной подготовки выпускников, если в своей деятельности опирается на модель организационно-педагогических условий, которые включают:
✔ Наличие единого образовательного пространства и общественно-государственный характер образования – как необходимых внешних организационно-педагогических условий;
✔ Обеспечение в лицее гибкой образовательной среды, предусматривающей предоставление учащимся широкого спектра профилей обучения и форм дополнительного образования, ориентированной на развитие личностных качеств старшеклассников, их профессиональных намерений на основе построения индивидуальных траекторий развития каждого школьника – как достаточных внутренних организационно-педагогических условий.
7) Предмет, цель и гипотеза исследования требуют восполнения следующих задач:
✔ Продолжить работу по отработке и актуализации профилей лицея.
✔ Разработать адаптивную модель мультипрофильной школы в условиях малого города.
✔ Провести апробацию и отработку различных форм организации образовательной деятельности старшеклассников.
✔ Внедрить в учебный процесс информационно-коммуникативные технологии.
✔ Совершенствовать работу по укреплению и сохранению здоровья.
✔ Развивать традиции сотворчества всех участников образовательного процесса.
8) Ожидаемые результаты:
✔ Сформированность гражданской позиции выпускника.
✔ Стабильность и улучшение показателей здоровья учащихся.
✔ Оптимальный уровень развития интеллектуальных способностей.
✔ Способность к самоопределению в выборе будущей профессиональной деятельности.
✔ Наличие высокой культуры и творческой направленности личности.
9) Организация и ход исследования будут реализовываться в три этапа.
Этапы реализации.
I Аналитико-прогностический. 2006/2007 учебный год.
✔ Сформулировать программу развития лицея до 2011 года.
✔ Определить механизмы по составлению индивидуальных учебных планов (ИУП) учащихся.
✔ Разработать технологию составления расписания по ИУП.
✔ Разработать методические рекомендации по преподаванию профильных и общеобразовательных дисциплин.
✔ Разработать программу психолого-педагогического и научно-методического обеспечения процесса управления развитием лицеем.
✔ Разработать план мониторинга по изучению эффективности функционирования модели лицея.
✔ Создать медиакабинет, оборудовать лекционный зал.
Проект: «Индивидуальный учебный план».
II Реализация программы. 2007/08 – 2009/2010 учебный год.
✔ Построение и реализация модели обучения на основе ИУП.
✔ Использование современных подходов к оценке достижений лицеистов.
✔ Проведение мониторинга эффективности модели.
✔ Совершенствование технологии Проектов.
✔ Создание локальной сети.
✔ Приобретение множительной техники на кафедры.
Проект: «Динамичное расписание»
III Заключительный 2010/2011 учебный год
✔ Провести анализ результатов деятельности лицея по отработке мультипрофильной модели.
✔ Создать интернет-кабинет для лицеистов.
Проект: «Перспективы развития лицея»
10) Оценка результатов эксперимента
Для оценки результатов эксперимента предполагается использовать следующие группы критериев:
✔ Дидактические
✔ Психологические
✔ Физиолого-гигиенические
✔ Социологические
Основные дидактические критерии: уровень и качество знаний, умений учебной деятельности в соответствии с государственными требованиями.
Основные психологические критерии:
✔ Развитие познавательных процессов (внимание, память)
✔ Эмоциональные состояния (уровень тревожности, активности)
✔ Общие и специальные способности (интеллектуальные, творческие)
✔ Личностные черты (самооценка, потребность в достижениях)
✔ Коммуникативные способности.
Основными физиолого-гигиенические критерии являются: влияние разных видов деятельности, учебной нагрузки на здоровье учащихся.
Основными социологическими критериями являются: степень удовлетворенности всех участников образовательного процесса ходом и результатами обучения, качеством образования, сформированность ценностных ориентаций учащихся, наличие психологического комфорта, творческой атмесферы.
11) Прогнозируемые риски
1. Проблемы выбора и составления индивидуального учебного плана
• неустойчивость предпочтений учащихся;
• несовпадение желаний родителей с возможностями учащихся;
• сложности в методике психолого-педагогической диагностики учащихся, в проведении мониторинга
2. Проблемы, связанные с подготовкой педагогических кадров:
• недостаток подготовленных кадров для преподавания профильных предметов и ориентационных предпрофильных курсов;
• немобильность кадров;
• недостаточная квалификация отдельных педагогов;
• неготовность работать по новым программам и с использованием новых педагогических и информационных технологий;
• перегрузка учителей.
3. Трудности в организации образовательного процесса:
• необходимость пересмотра учебного плана для мультипрофильных классов;
• сложности в составлении динамичного расписания;
• трудности составления индивидуальных учебных планов.
4. Трудности с учебно-методическим обеспечением обучения:
• необходимость составления программ профильного обучения в рамках ИУП;
• сложности с разработкой курсов по выбору;
• недостаток учебно-методических пособий как для учеников, так и для учителей.
5. Недостаточное материально-техническое оснащение школы и низкая заработная плата учителей.
12) Предполагаемые компенсации
• Совершенствовать систему психолого-педагогической диагностики учащихся.
• Вести разъяснительную работу с родительской общественностью по вопросам профильного обучения и обучения по индивидуальным учебным планам.
• Предусмотреть возможность перехода в класс другого профиля не позднее двух месяцев 10 класса.
• Вести систематическую работу по повышению квалификации педагогов.
• Организовать теоретическую и практическую работу по внедрению новых педагогических и информационных технологий (семинар, мастер-класс, научно-методическая конференция, школа молодого педагога и др.), осваивать опыт других учебных заведений в области профильного обучения и предпрофильной и мультипрофильной подготовки учащихся.
• Создать экспертную комиссию по оценке программ профильных предметов и предпрофильных курсов.
• Развивать социальное партнерство с ВУЗами и промышленными предприятиями с целью расширения образовательных возможностей лицея и развития его материально-технической базы.