Движение в мире животныхЦель урока: Познакомиться с многообразием способов передвижения в природе.
Задачи:
1. Формировать знания учащихся о разнообразии способов передвижения как особенностях адаптаций к условиям окружающей среды и образу жизни;
2. Развивать понятие о взаимосвязи организма с окружающей средой; продолжить развитие умения по тексту составлять схему,
3. Воспитывать чувство прекрасного через стихотворения, созерцание животных, развивать экоцентрическое мировоззрение.
Урок проходит в рамках изучения биологии в 6 классе при 2-х часах в неделю по программе Сонина Н. И.
На изучение темы по программе отводится 3 часа. Это первый урок темы.
Оборудование:
Электронная доска «SMART Board», компьютер, проектор, презентация, бланки « листок ученика».
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: эвристическая беседа
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Введение
✔ Какие признаки живого вы знаете?
✔ Что такое движение?
✔ Какое значение имеет движение для живых организмов?
✔ Какие царства организмов способны к передвижению относительно поверхности земли?
✔ Поясните фразу:
« Движение – это жизнь»
3.3. Изучение нового материала
3.1. Объяснение учителя:
✔ Пассивное - это движение без использования энергии тела.
✔ Активное – это движение с затратами энергии тела.
3.2. Выполнение лабораторной работы « Многообразие способов движения»
Цель: познакомиться с многообразием способов передвижения и адаптациями к ним. Просмотр видеофрагмента, записи на листке ученика.
*Движение с помощью ложноножек
*Движение с помощью жгутика
*Ресничное движение на примере инфузории сувойки.
*Мышечное движение на примере дождевого червя.
Сделайте выводы.
3.3.Составление схемы « Виды движения» по усмотрению учителя можно использовать как в готовом виде, так и на электронной доске с постепенным раскрытием изображений.
3.4.Обсуждение адаптаций организмов к способам передвижения.
*Скольжение использует силу поверхностного натяжения воды
✔ Клоп – водомерка использует силу поверхностного натяжения воды.
✔ Какие у него есть приспособления для такого передвижения?
*.Реактивное движение – это движение, связанное с набором воды в тело, а затем – резким выбрасыванием ее в окружающую среду. Сила потока воды отталкивает тело в противоположную сторону.
*Бег. Американская калифорнийская кукушка развивает скорость до 42 км/ч. Это позволяет ей преодолеть большие расстояния. Как вы думаете, зачем ей такая скорость?
Скорость страуса -до 80 км/ч, а собаки – до 40 км/ч.
Какие приспособления к передвижению и образу жизни вы видите?
*Парение существует в наземно – воздушной среде и в водной среде обитания. Организмы, парящие в толще воды, называют планктоном.
Предложите возможные адаптации к парению у животных.
* Ползание. Что объединяет этих животных? Каковы их приспособления к передвижению?
* Полет. Каковы общие особенности этих животных? Как они передвигаются?
О чем может говорить сходство животных на фотографиях?
Назовите основные группы летающих организмов?
3.5 В теле человека сочетаются все виды движения. Назовите, как двигаются:
✔ Лейкоциты,
✔ Сперматозоиды,
✔ Клетки слизистых дыхательных и пищеварительных путей,
✔ Все мышцы тела?
4. Закрепление изученного материала:
✔ Профессор Умников Клавдий Галенович, отправившись в тропики для изучения животного мира, нашел 3 вида ранее не известных животных. Первый вид при движении быстро отталкивался от земли, второй — оставлял самые большие следы, а представителям третьего вида он порекомендовал бы танцевать в балете. Профессор без труда расположил животных в ряд по скорости их движения. Объясните, как он это сделал и какой ряд получился.
✔ Найдите соответствие:
✔ Органоиды движения. Название клетки.
Жгутик А) Инфузория-туфелька
Ложноножки Б) Эвглена зеленая
В) (хламидомонада)
Реснички Г) Амеба
Д) Лейкоцит
Е) Сперматозоид
✔ Стихотворение «Сокол – сапсан»
О каких способах передвижения сокола говорится в стихотворении:
Мой полет – движенье тела – высоко парю.
С высоты большого неба я на мир смотрю.
Вот добычу свою вижу – крылья вмиг сложу.
Камнем вниз к своей добыче я уже лечу.
Но какая неудача: голубь ускользнул,
Я тогда крылом махая, в небо воспарю.
Повторю попытку снова, рассчитав сперва,
Силу крыльев, расстоянье, все от А до Я.
Вот пикирую повторно, скорость до 300
Километров в час полета тело разовьет.
И не ускользнет добыча, ведь со мной всегда
Верные приспособленья:
Крылья, острый глаз, клюв, когти
И, конечно, голова.
✔ Почему Природа изобрела так много способов передвижения?
5. Домашнее задание:
всем: с. 98-105 – читать, задание по вариантам:
1 вариант:
Почему человек не может летать? Как бы изменилось тело человека, если бы он смог полететь?
✔ 2 вариант: Почему человек не может плавать? Как изменилось бы тело человека, если бы он смог жить под водой?