182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №9»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / Домашнее задание / Русский язык /  
18 февраля 2015

7 класс

Повторение по теме «Наречие». 7 класс.

Повторенье – мать ученья.

Ход урока:

I. Лингвистическая разминка.

Продолжи пословицу.

Тише едешь –

Что посеешь, ...

Терпенье и труд …

С кем поведёшься - …

Ум хорошо, …

Ученье – свет, …

Повторенье - … (мать ученья).

- Как мы называем такие меткие выражения?

I1. Синтаксическая пятиминутка. Запишите последнюю пословицу.

Найдите ошибку, объясните постановку знака препинания

111. Работа по повторению темы.

Учитель: Наш язык необыкновенно богат. Он как воздух, вода, небо, без не можем жить, но к чему привыкли, а, следовательно, обесценили. Многие говорят тускло, стандартно. Но есть живая речь, могучая, гибкая. Вот как раз пословицы и поговорки разнообразят нашу речь. И сегодня на урок, повторяя тему «наречие», вы услышите много пословиц. Я уверена, что некоторые из них вам даже не знакомы.

1) Итак, мы с вами отправляемся в путешествие, и сопровождать нас

будут жемчужины русской речи – пословицы. Скажите, какой художественный приём часто используется в пословицах? Подсказка: образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета. Это одно из очень сильных троп.

Это сравнение.

А как этот приём соотносится с темой нашего урока?

Наречия имеют степени сравнения.

Правильно. Давайте вспомним, как образуются степени сравнения наречий. (Внимание, задание. Послушайте пословицы. Найдите в них наречия и образуйте степени сравнения.

Русские медленно запрягают, а потом быстро скачут.

Оттого парень свалился, что отец криво посадил.

Красть вольно, да бьют больно.

- А теперь задание посложнее. Нужно найти наречия в какой-то степени сравнения, указать исходную форму наречия.

Выше станешь – больше видишь.

Исподтишка собака скорее укусит.

Выше лба глаза не растут.

Лисичка всегда сытнее волка живёт.

Осенняя муха злее кусает.

- Орфоэпическая пятиминутка

2) Как называется чёрточка между частями слова?

Дефис.

Когда наречия пишутся через дефис?

Выборочный диктант.

Много грому по –пустому.

Всяк по-своему, а я по себе.

Сколько вор не ворует, а всё ж когда – нибудь проворуется.

Звонко поёшь – где – то сядешь.

С волками жить – по-волчьи выть.

Разберите слова по составу и сконструируйте с ними предложения:

По –зимнему

По зимнему

3) Мы часто в речи употребляем маленькое слово НЕ. Какая это часть

речи?

Вспомните о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями.

Напишите:

- раздельно - слитно

Яблоко от яблоньки недалеко падает.

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Неладно скроен, да крепко сшит.

Соврёт – недорого возьмёт.

Рассказал вовсе не интересно.

Говорил неискренне.

Купил не дорого, а дёшево.

4) Посмотрите на предложения. В них пропущены буквы. Какие буквы

нужно вставить, от чего зависит выбор гласной в приставках?

Никогда Россия ярма не носила.

От правды некуда деваться.

С людьми браниться - никуда не годится.

С руками нигде не пропадёшь.

Калач приестся, а хлеб – никогда.

5) Разбор слов по составу: докрасна, накрепко, досрочно.

Почему в одних наречиях на конце мы пишем А, а в других - О? От чего Это зависит? Как вы думаете, какое слово нужно вписать в кроссворд?.

Объяснительный диктант.

Грозит мышка кошке, да издалека.

Сперва оперись, а потом и ввысь.

Хорошего понемножку, сладкого досыта.

Сначала запряги, а потом понукай.

Запереть ворота наглухо.

6) Скажите, а что объединяет звуки [ж, ш, ч]? Они шипящие.

Когда после шипящих на конце наречий пишется Ь?

Матушка рожь кормит всех сплошь.

Для дорогого гостя и ворота настежь.

Землю вскачь не пашут.

- Какие слова являются исключениями? Почему?

1V. Итог урока. Вот мы с вами и повторили тему, разгадали кроссворд. Какое слово было спрятано мною в кроссворде. Правильно, НАРЕЧИЕ.

Но одна строчка у нас осталась чистой. Давайте и её заполним. Как вы думаете, кому принадлежат слова: «Живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи». Небольшая подсказка: мы о нём писали сжатое изложение «Первое слово». Конечно же, это Владимир Иванович Даль. Именно В.И.Даль говорил: «Пословица – это короткая притча. Это суждение, приговор, поучение».

Прочитайте ещё раз эпиграф. Ответьте на вопрос, почему именно эту пословицу я взяла эпиграфом к нашему уроку?

V. Домашнее задание.

1. Подготовиться к контрольному диктанту.

2)Крупные, красивые птицы летели треугольником резко и редко м..хая выпуклыми крыльями. 3)Туг.. вытянув голову и ноги круто выставив грудь они стремились (не)удержим.. и до того быстро, что воздух св..стал вокруг. 4)Чудно было видеть на такой выш..не, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неукло(н, нн)ую волю. 5)Не переставая побед..носно ра..секать пространство журавли изредк.. перекл..кались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что(то) гордое, важное, что(то) несокрушимо самоувере(н, нн)ое в этом подобл..чном разговоре. (И.С. Тургенев.)

1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и запятые.

2. Из предложения 5 выпишите все наречия и разберите их по составу.

3. Замените синонимом слово «стремились» в предложении 3.

4. Укажите номера предложений с деепричастным оборотом.

5. Из предложения 1 выпишите глагольное словосочетание.

6. Сколько грамматических основ в предложении 3.


Архив
наши успехи
    Поздравляем Соколова Станислава!

    "Папа, мама, я -спортивная семья"

    Поздравляем школьную команду по мини-футболу!

    Поздравляем Петрову Валерию, учащуюся 8б класса!

    Поздравляем команду школы со II местом в городском осеннем кроссе!

    Поздравляем команду "Девятка" с I местом в открытом первентсве города по дворовому футболу!

    Открытые соревнования по спортивному ориентированию "Великолукский марафон - 2015".

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.