Повторение по теме «Наречие». 7 класс. Повторенье – мать ученья.
Ход урока:
I. Лингвистическая разминка.
Продолжи пословицу.
Тише едешь –
Что посеешь, ...
Терпенье и труд …
С кем поведёшься - …
Ум хорошо, …
Ученье – свет, …
Повторенье - … (мать ученья).
- Как мы называем такие меткие выражения?
I1. Синтаксическая пятиминутка. Запишите последнюю пословицу.
Найдите ошибку, объясните постановку знака препинания
111. Работа по повторению темы.
Учитель: Наш язык необыкновенно богат. Он как воздух, вода, небо, без не можем жить, но к чему привыкли, а, следовательно, обесценили. Многие говорят тускло, стандартно. Но есть живая речь, могучая, гибкая. Вот как раз пословицы и поговорки разнообразят нашу речь. И сегодня на урок, повторяя тему «наречие», вы услышите много пословиц. Я уверена, что некоторые из них вам даже не знакомы.
1) Итак, мы с вами отправляемся в путешествие, и сопровождать нас
будут жемчужины русской речи – пословицы. Скажите, какой художественный приём часто используется в пословицах? Подсказка: образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета. Это одно из очень сильных троп.
Это сравнение.
А как этот приём соотносится с темой нашего урока?
Наречия имеют степени сравнения.
Правильно. Давайте вспомним, как образуются степени сравнения наречий. (Внимание, задание. Послушайте пословицы. Найдите в них наречия и образуйте степени сравнения.
Русские медленно запрягают, а потом быстро скачут.
Оттого парень свалился, что отец криво посадил.
Красть вольно, да бьют больно.
- А теперь задание посложнее. Нужно найти наречия в какой-то степени сравнения, указать исходную форму наречия.
Выше станешь – больше видишь.
Исподтишка собака скорее укусит.
Выше лба глаза не растут.
Лисичка всегда сытнее волка живёт.
Осенняя муха злее кусает.
- Орфоэпическая пятиминутка
2) Как называется чёрточка между частями слова?
Дефис.
Когда наречия пишутся через дефис?
Выборочный диктант.
Много грому по –пустому.
Всяк по-своему, а я по себе.
Сколько вор не ворует, а всё ж когда – нибудь проворуется.
Звонко поёшь – где – то сядешь.
С волками жить – по-волчьи выть.
Разберите слова по составу и сконструируйте с ними предложения:
По –зимнему
По зимнему
3) Мы часто в речи употребляем маленькое слово НЕ. Какая это часть
речи?
Вспомните о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями.
Напишите:
- раздельно - слитно
Яблоко от яблоньки недалеко падает.
Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
Неладно скроен, да крепко сшит.
Соврёт – недорого возьмёт.
Рассказал вовсе не интересно.
Говорил неискренне.
Купил не дорого, а дёшево.
4) Посмотрите на предложения. В них пропущены буквы. Какие буквы
нужно вставить, от чего зависит выбор гласной в приставках?
Никогда Россия ярма не носила.
От правды некуда деваться.
С людьми браниться - никуда не годится.
С руками нигде не пропадёшь.
Калач приестся, а хлеб – никогда.
5) Разбор слов по составу: докрасна, накрепко, досрочно.
Почему в одних наречиях на конце мы пишем А, а в других - О? От чего Это зависит? Как вы думаете, какое слово нужно вписать в кроссворд?.
Объяснительный диктант.
Грозит мышка кошке, да издалека.
Сперва оперись, а потом и ввысь.
Хорошего понемножку, сладкого досыта.
Сначала запряги, а потом понукай.
Запереть ворота наглухо.
6) Скажите, а что объединяет звуки [ж, ш, ч]? Они шипящие.
Когда после шипящих на конце наречий пишется Ь?
Матушка рожь кормит всех сплошь.
Для дорогого гостя и ворота настежь.
Землю вскачь не пашут.
- Какие слова являются исключениями? Почему?
1V. Итог урока. Вот мы с вами и повторили тему, разгадали кроссворд. Какое слово было спрятано мною в кроссворде. Правильно, НАРЕЧИЕ.
Но одна строчка у нас осталась чистой. Давайте и её заполним. Как вы думаете, кому принадлежат слова: «Живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи». Небольшая подсказка: мы о нём писали сжатое изложение «Первое слово». Конечно же, это Владимир Иванович Даль. Именно В.И.Даль говорил: «Пословица – это короткая притча. Это суждение, приговор, поучение».
Прочитайте ещё раз эпиграф. Ответьте на вопрос, почему именно эту пословицу я взяла эпиграфом к нашему уроку?
V. Домашнее задание.
1. Подготовиться к контрольному диктанту.
2)Крупные, красивые птицы летели треугольником резко и редко м..хая выпуклыми крыльями. 3)Туг.. вытянув голову и ноги круто выставив грудь они стремились (не)удержим.. и до того быстро, что воздух св..стал вокруг. 4)Чудно было видеть на такой выш..не, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неукло(н, нн)ую волю. 5)Не переставая побед..носно ра..секать пространство журавли изредк.. перекл..кались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что(то) гордое, важное, что(то) несокрушимо самоувере(н, нн)ое в этом подобл..чном разговоре. (И.С. Тургенев.)
1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и запятые.
2. Из предложения 5 выпишите все наречия и разберите их по составу.
3. Замените синонимом слово «стремились» в предложении 3.
4. Укажите номера предложений с деепричастным оборотом.
5. Из предложения 1 выпишите глагольное словосочетание.
6. Сколько грамматических основ в предложении 3.