ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАК УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Учебный план « МОУ СОШ № 13» составлен на основе регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Псковской области, разработанного согласно Федеральному базисному учебному плану, утверждённому Приказом Минобразования России от 09 марта 2004 г. № 1312, и Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, утверждённому Приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.
Учебный план МОУ СОШ № 13 соблюдает выполнение СанПиН 2.4.2.2821-10
«Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
Учебный план определяет состав образовательных областей базового компонента, распределение времени между базовым (инвариантным) и школьным (вариативным) компонентами, максимальный объём аудиторной и домашней учебной нагрузки обучающихся.
Учебный план составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Школа является общеобразовательной, работает в режиме шестидневной учебной недели.
Срок усвоения образовательных программ: начального общего образования – четыре года, основного общего – пять лет, полного общего – два года. Продолжительность учебного года составляет для 1 класса – 33 учебные недели, для 2 – 11 классов – не менее 34 учебных недель.
Продолжительность урока для учащихся 1 – 11 классов – 40 минут .
Число уроков в день для учеников 1 классов в сентябре – октябре - 3, в последующие месяцы не более 4 – х.
Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) – до 1 ч., во 2-ом – до 1,5 ч., в 3-м – от 1,5 до 2 ч., в 4-м – до 2 ч., в 5 – 6 – х классах до 2,5 часов, в 7 – 9 – х до 3 часов, в 10 -х классах до 3,5 часов. В первом полугодии 1 класса обучение ведется без домашних заданий.
Распределение числа часов между различными предметами при этом следует рекомендациям регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Псковской области.
Содержание образования распределено по ступеням следующим образом:
I ступень:
Филология (языки и литература);
математика;
окружающий мир;
физическая культура;
искусство, технология;
II ступень:
филология;
математика;
естествознание;
обществознание;
физическая культура;
искусство;
технология.
III ступень:
филология;
математика;
естествознание;
обществознание;
физическая культура;
технология.
В целях сохранения единого образовательного пространства и единых требований к уровню подготовки выпускников каждая образовательная область представлена предметами федерального и регионального компонентов.
Филология: обучение грамоте (письмо), русский язык, обучение грамоте (чтение), литературное чтение, литература, иностранный язык (английский, французский).
Математика; математика, информатика и ИКТ, алгебра, алгебра и начала анализа, геометрия.
Естествознание: физика; химия; биология, экология; география; природоведение, ОБЖ, ознакомление с окружающим миром, ОБЖ.
Обществознание: история; история, обществознание; география.
Физическая культура: физическая культура, ОБЖ; физическая культура.
Искусство: музыка; изобразительное искусство;
Технология: технология; материальные технологии; черчение; информационные технологии.
Минимальное количество часов на изучение каждой образовательной области определено в инвариантной части регионального базисного учебного плана Псковской области, там же определена предельно допустимая нагрузка учащихся, в соответствии с этими требованиями и составлен учебный план МОУ « СОШ № 13» на 2011 – 2012 учебный год.
Учебный план состоит из базового и школьного компонентов.
Особенности образования на I ступени обучения
1 ступень обучения - общеобразовательные классы, пятидневный режим работы.
Учебный план 1 ступени обучения составлен в соответствии с федеральным компонентом базисного учебного плана Псковской области и реализуется в полном объеме через общеобразовательные программы «Школа России» 1-4 классы и «Школа 2100» - дошкольное отделение
В 1 классе дошкольного отделения предмет Информатика и ИКТ преподается интегрировано с предметом технология.
В 1 «А» и 1 «В» классах курс ОБЖ изучается интегрировано с курсом «Ознакомление с окружающим миром». Интеграция ОБЖ в курс «Окружающий мир» будет содействовать лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей с повседневной жизнью учащегося и его семьи.
В результате мониторинга потребностей учащихся начальной школы и социального заказа со стороны их родителей, выявлена необходимость включения в учебный план школы первой ступени изучение иностранного языка, уроков ритмики, риторики, курса «Истоки».
В соответствии с распоряжением Администрации Псковской области от 28.07.2008г. № 209-р «О развитии шахматного образования в системе образования Псковской области» и приказом Государственного управления образования Псковской области от 05.08.2008г. № 814 «О введении шахматного образования в образовательных учреждениях Псковской области» 1 час из компонента ОУ вводится на проведение занятий по «Шахматному всеобучу» во 2-х классах.
Во избежание перегрузки учащихся 1 ступени, обучение проводится в следующем режиме: после 1-го урока – физпауза;
после 2-го урока – завтрак;
после 3-го урока – чаепитие;
после 4-го урока – ритмическая пауза.
Индивидуальное развитие творческих способностей младших школьников осуществляется через индивидуально – групповые и факультативные занятия.
Часы школьного компонента предусматривают как групповые, так и индивидуальные формы работы с учащимися.
Особенности образования на II ступени обучения
Образование строится по учебным планам общеобразовательного направления.
Предметы федерального и регионального компонентов изучаются в полном объёме.
Предмет ОБЖ в общеобразовательных учреждениях Псковской области изучается как обязательный региональный компонент, исходя из 1 часа в неделю.
Образовательная область «Филология» изучается в объеме, включающем предметы: русский язык, литература, иностранный язык. в соответствии с базисным учебным планом Псковской области. Образовательная область «Искусство» представлена уроками музыки в 5 - 6-х классах; изобразительного искусства 5-6-х классах
Образовательная область «Математика» реализуется полностью во всех классах в объеме инвариантной части БУПа Псковской области. Образовательная область «Обществознание» реализуется в соответствии с БУП РФ по 1 часу в 6 – 9 классах.
Образовательная область «Естествознание». Образовательная область «Естествознание» дополнена курсом «Экология» в 5 – 9 классах, который ведется с целью комплексной реализации программы здоровьесбережения школьников.
Образовательная область «Физическая культура» включает в себя базовый курс с 1 по 11 классы и реализуется в объеме БУП Псковской области.
Образовательная область «Технология» реализуется в объеме БУП Псковской области. Курс «Черчение» в 7-8 классах, как завершающий этап предмета «Изобразительное искусство».
Таким образом, в учебный план школы, по сравнению с БУП, внесены следующие изменения:
1. 5 классы:
1 час экологии за счет 1 часа природоведения
1 час физической культуры, как обязательный региональный компонент Псковской области интегрирован с ОБЖ.
2. 6 классы:
1 час из регионального компонента на изучение предмета «Экология» с целью комплексной реализации программы здоровьесбережения школьников.
курс ОБЖ интегрирован с курсом физической культуры.
3. 7 классы:
1 час черчения за счет 1 часа ИЗО для организации предпрофильной подготовки учащихся и как завершающий этап в изучении предмета изобразительное искусство;
1 час экологии за счет 1 часа музыки для соблюдения непрерывности курса экологии в 5-9 классах.
1 час физической культуры, как обязательный региональный компонент Псковской области интегрирован с ОБЖ.
4. 8 классы:
1 час черчения за счет 1 часа ИЗО как завершающий этап в изучении предмета изобразительное искусство, 1 час из компонента ОУ для изучения экологии в целях организации непрерывного изучения курса экологии в 5-9 классах.
4. 9 классы:
1 час экологии за счет 1 часа ИЗО в целях организации непрерывного изучения курса экологии в 5-9 классах.
1 час физической культуры, как обязательный региональный компонент Псковской области интегрирован с ОБЖ.
Особенности образования на III ступени обучения
Образование строится по учебным планам общеобразовательного направления.
Предметы федерального и регионального компонентов изучаются в полном объёме.
Школьный компонент направлен на поддержку и углубление базовых учебных предметов с целью получения обучающимися более фундаментальных знаний и/или успешной подготовки к сдаче ЕГЭ.
Таким образом, в 10-11 классах вводится 2-ой час русского языка за счет 1 часа технологии.
Предмет физика в 11 классе усилен 1 часом для проведения занятий с практической направленностью, химия в 11 классе – также 1 часом для проведения занятий с практической направленностью.
3-й час предмета физическая культура интегрирован с биологией.
С целью создания системы педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся с 7 по 11 класс вводится предпрофильная подготовка. В этих классах курсы по выбору, элективные курсы, факультативы проводятся по субботам.
Учебный план « МОУ СОШ № 13» соответствует региональному базисному учебному плану общеобразовательных школ Псковской области, даёт возможность школе определиться в своей образовательной стратегии, осуществляет основные направления в образовательной подготовке учащихся согласно федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Реализация данного учебного плана предоставляет возможность получения стандарта образования всеми учащимися, позволяет достигнуть целей образовательной программы школы, удовлетворить социальный заказ родителей, образовательные запросы и познавательные интересы учащихся.