18 декабря на базе МОУ «СОШ №7» прошел городской семинар по теме «Предшкольная подготовка. Из опыта организации предшкольного образования в школе (содержание, формы работы)». Участники семинара – заместители директоров школ, педагоги, воспитатели, работающие в предшкольных группах – получили необходимую и очень полезную информацию, а также практические рекомендации по организации предшкольной подготовки для детей 5,5 – 6,5 лет на базе общеобразовательных школ города. Преподаватели познакомились с современными педагогическими технологиями в этой области. Школьную модель организации группы предшкольного образования представили:
Голубев А.А. – директор МОУ «СОШ №7»
Сотченкова И.А. – зам.директора по УР
Панова Г.В. – зам.директора по НМР
Дмитриева Е.В. – педагог группы
Савицкая Ж.В. - воспитатель группы
Ковалева Л.В. – педагог по музыке
Для гостей школы были показаны следующие мероприятия:
• занятие по математике «Число 7, цифра 7» - педагог I категории Дмитриева Е.В.
• музыкальное занятие «Основы музыкальной грамоты» - учитель высшей категории по музыке Ковалева Л.В.
• организация режимных моментов во вторую половину дня – воспитатель высшей категории
Савицкая Ж.Д.
• презентация «Предшкольная подготовка. Из опыта организации предшкольного образования в школе» - зам.директора по НМР Панова Г.В.
В ходе семинара были рассмотрены законодательный и методический аспекты организации деятельности по предшкольному образованию в школе, состоялся обмен опытом работы. Важность обсуждаемой темы образно обозначил директор школы ГолубевА.А.: «Образование - путь, который человек проделывает всю свою жизнь. И от того, каким будет начало пути, зависит каждый последующий этап».
В постановлении правительства Р.Ф. «О концепции модернизации российского образования за период до 2010г.» особое внимание было уделено решению проблемы доступности дошкольного воспитания, обеспечение условий для качественной подготовки детей к обучению в школе, повышению уровня квалификации педагогов и родителей, для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Педагогический коллектив школы признает, что лучшими условиями для дошкольников является возможность обучаться и воспитываться в ДОУ, но в настоящее время из-за дефицита мест решить эту проблему только на базе детских садов невозможно. Для этих целей должны использоваться другие типы образовательных учреждений, при условии создания в них:
• соответствующей учебно-материальной базы,
• наличие нормативно-правовой базы,
• предметно-развивающей среды,
• игровой зоны и многое др.
Основанием для разработки собственной модели предшкольного образования творческим коллективом педагогов МОУ «СОШ № 7» стала «Федеральная целевая программа развития образования на 2006--2010 годы» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года № 803). Работу над созданием модели с последующим ее претворением в жизнь творческая группа начала с определения основной цели организации классов предшкольной подготовки - обеспечение единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс, сохранение их психического и физического здоровья.
Достижение поставленной цели обеспечивается посредством решения следующих задач:
создание целостной системы, обеспечивающей оптимальный педагогические условия для интеллектуального, физического, психического развития детей дошкольного возраста;
своевременное обследование и выявление детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии;
осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи детям и их родителям;
выявление и развитие способностей детей, формирование у них гуманных общечеловеческих ценностей, нравственных и волевых качеств.
В ходе знакомства с программой развития предшкольной группы подчеркивалась недопустимость искусственной акселерации развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями, а также игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период детства. По мнению разра-ботчиков программы, «наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее воспитание у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью». Это обусловлено тем, что доминантой детского творчества является познавательная направленность, которая «обрастает» коммуникативно-игровыми, целостно-ориентационными элементами. Как известно, в процессе познава-тельной деятельности активно формируются чувства ребенка, развиваются художественный вкус, нравственные качества, творческая активность, расширяется кругозор.
Педагоги школы стремятся в своей работе уйти от конъектурного понимания подготовки детей к школе как узкопредметной (форсированного изучения программы 1 класса) и обращают особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.
Совместная деятельность взрослых и детей в предшкольной группе построена в соответствии с логикой психического развития дошкольников на основе следующих принципов :
- реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития;
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность;
- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
-обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности;
При организации учебных занятий Дмитриевой Е.В. и Савицкой Ж.В. учитываются:
• возрастные физиологические возможности детей;
• постепенность подачи материала (от простого к сложному);
• чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида на другой;
• наличие динамических пауз между занятиями и частями занятий;
• гигиенические требования к помещению и материалам.
Семинар завершился обсуждением докладов, занятий, презентации и сообщений. Итоговое заседание прошло в режиме «круглого стола». В своих отзывах о семинаре преподаватели отметили содержательность, доступность, актуальность и востребованность данного теоретического и практического материала и выра-зили готовность в применении полученных знаний в своей практике.
Заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СОШ №7» – Панова Г.В.