Родной средней школе №3 – 50 лет. Из них сорок лет моей жизни связаны с историей этой школы. В 1962 году – я пришла в первый класс, который вела Дедушкина Зинаида Павловна, умная и добрая, всегда «облепленная» малышами. Директором школы тогда был Гусев Федор Иванович, на него мы вообще даже боялись взглянуть. Переходили из класса в класс, где с нами не просто работали и учили, а дружили, творили, воспитывали «золотой голос» школы Кузьмина Лилия Александровна, учитель математики, наш классный руководитель, изысканная Солдатенкова Александра Александровна, учитель истории, искрометная Людмила Васильевна Розова, учитель английского языка, мудрый Вадим Александрович Кузьмин, элегантная Ижевская Луиза Георгиевна, учитель физики, основательная Татьяна Николаевна Егорова, учитель географии, добрейшая Евдокия Ивановна Чибисова, учитель биологии. Анна Павловна Варламова руководила школьным хором и пела вся школа. Незабываем школьный танцевальный коллектив Таисии Ивановны Сухоруковой, а потом Валентина Семеновича Архипова. Нашему классу очень повезло: русскому языку и литературе нас учили сначала Александра Васильевна Кузнецова, а в старших классах Александра Станиславовна Ишора, директор нашей школы с 1964 до 1970 года. Их сложнейшие сложноподчиненные предложения помнишь до сих пор, предложения, с которыми современный компьютер всегда не согласен. Конечно, он ведь не знает языка Толстого, которому нас учила Ишора. А подписывал наши аттестаты уже следующий директор средней школы №3 Дмитрий Степанович Буланьков. Красивый и основательный, бесконечно тактичный, он стал моим первым директором, подписавшим приказ о приеме меня на работу в школу №3 на должность старшей пионервожатой. Десятилетний перерыв на учебу в вузе и работу в институте физкультуры не был перерывом во связях со школой: проводила уроки истории, когда болела любимая Солдатенкова, бесконечные встречи и разговоры о школе с моей дорогой Валентиной Павловной Рыжаковой, пришедшей школу учителем русского языка и литературы в 1973 году.
В 1985 году я вернулась в родную школу на много лет: в первый класс пошла старшая дочь, а я стала организатором по внеклассной работе и учителем истории и обществоведения после сокращения меня в институте физкультуры с кафедры марксизма-ленинизма за то, что в своих идеях слишком опережала время. Это качество моего мышления и характера и пригодилось в 1991 году в период бурных инновационных процессов в образовании. Наша школа переживала тогда непростые времена. Она теряла свои передовые позиции в городе, и не только потому, что слишком авторитарен был деятельный и решительный Иван Константинович Николаев, ставший директором школы после Буланькова, а еще и потому, что открывались новые интересно работающие школы, строился микрорайон «Дружбы», где молодые семьи получали квартиры, поэтому в микрорайоне школы становилось все меньше детей. Но мы, учителя третьей школы, особенно ее выпускники, привыкли быть одними из лучших, были амбициозны и задиристы.
Вот они выпускники средней школы №3, фактически заложившие в 1991 году фундамент нового этапа ее развития, современной гимназии: Т.Е.Денисович, директор гимназии, выпуск 1972 года, Иванова Е.Ф., заместитель директора по научно-методической работе, выпуск 1970 года, С.А.Смирнова, заместитель директора по воспитательной работе, выпуск 1968 года, С.В.Филинова, заместитель директора по административно-хозяйственной работе, выпуск 1981 года, А.Н.Филинов, организовавший лучшее в области компьютерное обеспечение учебного и административного процессов, выпуск 1980 года. Начало истории гимназии совпало с поворотным моментом в истории нашей страны. И об этом событии стоит рассказать поподробнее.
Прекрасное утро 18 августа 1991 года. Настроение у директора гимназии, которая и в этой должности-то еще проработала всего полтора месяца (заведующий гороно Б.Ю.Ханин в отпуск не отпустил: надо готовить школу к открытию!), взволнованное, так как сегодня придут первые гимназисты для участия во вступительных экзаменах. Мы принимали в первый и в восьмой классы. А может быть никто не придет… Не поверят, не доверят нам родители своих детей, нам учителям, пытающихся создать инновационное образовательное учреждение в Великих Луках, основываясь на своей педагогической интуиции и опыте. Гимназии в стране только еще начинали создаваться, а в Псковской области таких учреждений вообще еще не было, наша гимназия была первой.
Итак, 18 августа… Иду в школу. Чувствую в атмосфере какую-то тревожность. Прохожу мимо городской поликлиники, на крыльце которой сидят рабочие. Задают мне вопрос «Вы за ГК ЧП или против?» Не понимаю. Захожу в вестибюль школы, а там уже дети, родители, значит все хорошо, сейчас начнем экзаменовать. Подбегает Григорий Федорович Портной «Слышали? Смотрели?». Что я должна смотреть и слышать? Включаем телевизор, а там … Вы все это помните. Честно скажу, меня охватил страх, ведь я – историк, и хорошо знаю, чем оборачиваются в нашей стране подобные ситуации. «Так, спокойно, говорю я себе, ты несешь ответственность за весь коллектив». Принимаю два решения: 1) даю задание, полушутя-полусерьезно, учителю физкультуры, выпускнику военного училища Вячеславу Ивановичу Зайцеву найти оружие; 2) пишу приказ учителям о прекращении всех политических разговоров в стенах гимназии, допуская только педагогическую тематику. Все мужчины гимназии меня за этот приказ сразу осудили, но все-таки приняли мои доводы о непредсказуемости развития нашей отечественной истории.
В тот день экзамен состоялся, думаю, нашего волнения никто не заметил, и прежде всего, ничего не заметили дети. А потом наступило первое сентября 1991 года. Накануне в конце рабочего дня мы вспомнили, что надо решить весьма важный политический вопрос: а какой флаг в соответствии с традицией должен во время линейки взвиться над гимназией? Решение однозначно: конечно, триколор! Но такого флага еще не было вообще и найти его было негде. За ночь он был сшит из флага РСФСР и из куска военного шелкового белого парашюта. Так первый в городе триколор был воодружен (нам казалось как над рейхстагом) именно у нас в гимназии. Многое в памяти стирается со временем, но такие моменты незабываемы.
Одиннадцатилетняя история моего директорства в гимназии – это особая история, о которой можно рассказывать бесконечно. Это и 10-летний эксперимент по раздельному обучению мальчиков и девочек, который дал прекрасные практические результаты, и работа в творческой лаборатории по обучению и воспитанию одаренных детей, и победы гимназистов на многих олимпиадах и конкурсах, и участие гимназии в составе ассоциированных школ ЮНЕСКО, и моя научная работа и защита диссертации в Санкт-Петербурге «Городская гимназия как феномен провинциальной культуры». В 2002 году я уволилась по собственному желанию в связи с переездом в Смоленск, где моя педагогическая карьера продолжилась в должности доцента Смоленского государственного университета. Перед самым увольнением пришли приятные известия из Москвы: гимназия города Великие Луки включена в список лауреатов всероссийского конкурса лучших школ России.
Наша школа всегда была одной из лучших школ, с первого дня своей деятельности. За пятьдесят лет наша любимая школа воспитала столько интересных личностей! Их очень трудно перечислить. Например, в образовании города: Людмила Николаевна Богданова, заместитель начальника управления образованием г.Великие Луки, Зинаида Ивановна Казакова, директор школы №5, Нина Ивановна Кривина, директор школы №6, Надежда Львовна Шрамова, директор школы №9, Сергей Дмитриевич Буланьков, директор профессионального лицея, Онуфриева Светлана Евгеньевна, директор школы-интерната № 5 и другие.
Одним из важных факторов успеха нашей школы – это сотрудничество учителей с родителями наших учеников и руководителями предприятий города. Особенно их поддержка и помощь была значима в трудные девяностые годы по ремонту школы и, по обучению учителей гимназии в Москве, Петербурге, Франции, Германии, приобретению новых учебников и учебно-методического обеспечения, в разработках инновационных педагогических проектов. Это позволяло нам двигаться вперед, реализуя свои педагогические задумки, это позволяло держать высокий уровень качества среднего образования наших выпускников. За эту помощь, доверие, «море» цветов всем родителям наша огромная благодарность
Дорогие друзья! Поздравляю всех вас с 50-ти летием родной школы!
Успехов вам и здоровья.