Книжкин праздник_________________________________________________21 марта в лицее прошел детский праздник для учащихся 1-4 классов под названием «Книжкин праздник». Это название придумал Лев Кассиль. Вместе с другими детскими писателями он участвовал в самом первом празднике детской книги.
День весенний голубой!
Март спешит к апрелю
И приводит за собой
Книжкину неделю.
Притча «Чему учит книга?»
Когда в школу пришел слепой мальчик, дети с удивлением спросили учителя:
— Как же он будет учиться, если он слепой?
— Слеп человек без книги. А наш новый ученик умеет читать руками. У него есть специальные книги, в которых буквы выдавлены точками, — объяснил учитель.
Сначала дети дразнили слепого, но мальчик на шутки не обижался.
У него была отличная память, и он все запоминал с первого раза. Дети вскоре привыкли к новому ученику и просили у него помощи на уроках.
Когда дети убегали на перерыв, слепой оставался в классе и читал. Сначала книг у него было мало, но учитель выписывал их, откуда только можно. Иногда после уроков учитель сам читал вслух мальчику, и они вместе обсуждали прочитанное.
Однажды во время урока учитель почувствовал острую боль в сердце. Он сжал зубы и медленно опустился на стул. Боль не отпускала, но учитель решил довести урок до конца.
В этот момент слепой мальчик закричал:
— Нашему учителю плохо, срочно нужен врач.
Дети вскочили с мест. Пришел врач, и учителя унесли на носилках в больницу.
— Как ты узнал, что учителю плохо? — удивились дети.
— У него дрожал голос, он побледнел и замолк в середине фразы. Тогда я все понял.
— Разве ты видишь? — спросил один мальчик.
— Не вижу, но чувствую. Например, я чувствовал, Антуан, что ты сегодня утром был грустный, наверное, тебя отругали дома.
— Да, верно. Но как можно чувствовать, если не видишь? — изумился Антуан.
— Меня книги научили чувствовать, — объяснил слепой мальчик. — Когда человек чувствует, он словно видит. Помнишь, учитель нам говорил:
«Слеп человек без книги».
Хочется продолжить наш разговор о книге. Но он будет о том, что наши дети не читают.
Наши дети – другие. Они путешествуют по миру, заводят знакомства в социальных сетях и болтают по скайпу с подружкой, живущей в соседнем доме. Им трудно объяснить, что такое сбор пионерской дружины и зачем научным сотрудникам нужно было ездить на картошку. В их жизни есть столько всего, о чем мы не то что не мечтали – даже представить не могли! Но мы читали книги. А они нет.
Образ ребенка, прячущегося под одеялом с книжкой и фонариком, использует почти каждый сайт или блог о детском чтении. Это иллюстрация нашего с вами детства, которую мы (в основном безуспешно) пытаемся воспроизвести, став родителями.
А может, книги окончательно уходят в прошлое, и дети первыми чувствуют это? Все большее количество информации, тем более той, что по-настоящему интересна современному школьнику, поступает через телевизор, компьютер, социальные сети. Да и время такое – стремительное, технологичное.
Почему же так важна именно художественная литература? Чем она отличается от газет, сайтов, инструкции по эксплуатации нового телефона или информации на коробке с хлопьями? Чтение расширяет кругозор и обогащает речь, развивает чувство языка и воображение, не говоря уже о том, что именно литературные герои способны преподать моральные уроки, подсказать, что такое хорошо и что такое плохо. А еще чтение книги захватывает – как ничто другое. В роман погружаешься с головой, проводишь с его героями много времени, им сильнее сопереживаешь. И потом книга еще долго не отпускает…
Но наши дети, которые научились ходить на горшок и в Интернет практически одновременно, способны ли получать удовольствие от такого размеренного, сосредоточенного занятия? Как подступиться к ребенку, который заявляет: «Читать – скучно»?
Начинать надо, как водится, с себя. Личный пример и тут необходим. Нравоучения в духе «я-то в твоем возрасте ого-ого» не помогут. Интересный подход к чтению можно найти в книге «Как роман» французского писателя и педагога Даниэля Пеннака. В ней много любопытных и забавных эпизодов, а еще излагаются права читателя, среди которых есть: право перескакивать страницы,
право не дочитывать книгу, право читать что попало, право молчать о прочитанном.
Единственное, от чего предостерегают специалисты – это подкуп. «Платить» за прочитанное – деньгами или удовольствиями – опасно.
К н и г а - э т о в о л ш е б н и ц а.
М и р б е з к н и г и - э т о м и р д и к а р е й.