182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Гимназия» им. С.В. Ковалевской
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
Проверяющая система e-Judge

GimnMoodle

Журнал Дневник

     
открыть картинку в новом окне 20 апреля 2008

Free software for free people!

Обращение генерального директора ALTLinuxСмирнова А.В. к ученикам гимназии.


Ученикам гимназии им. С.В.Ковалевской.

Успехов в освоении свободного ПО! Оно позволяет вам тренироваться не только как пользователь, но и разобраться в устройстве.

В вашем распоряжении - весь массив свободных программ, пусть ваш выбор будет свободным. Свободные программы для свободных людей! Free software for free people.

С уважением

Алексей Смирнов




От редакции: взял автограф и пожелания Филинов А.Н., 27 марта 2008 г. на международной конференции «Интеграция информационных систем в образовании», г. Псков.


Школьный софт: Свобода выбора.

Алексей Новодворский, Алексей Смирнов

Интенсивная компьютеризация российских школ идёт уже несколько лет. По заказу государства закуплены сотни единиц школьного учебного программного обеспечения, сотни тысяч компьютеров. И вот при подсчёте выясняется, что в школах России «из 670 тысяч компьютеров 480 тысяч не имеет лицензий Microsoft Windows» - при том, что подавляющее большинство компьютеров закупалось на государственные средства с предустановленным ПО. Удивительная ситуация, демонстрирующая полный провал системы закупок программного обеспечения для школ. Первой жертвой стал директор сельской школы Александр Поносов, который вообще не имел никакого отношения к закупкам. Только в страшном сне можно представить аналогичные процессы над 70% директоров, оказавшихся в том же положении. Кто в этом виноват выяснять нужно, но вполне понятно желание Мининформсвязи предложить срочные решения по легализации школьного ПО, необходимые, в том числе, для предотвращения возможной социальной напряжённости. Вместе с тем, важно выстроить си­стему закупок заново, чтобы не воспроизвести нынешнюю ситуацию в будущем.

Опыт наведения порядка с подключением школ к Интернет у ведомства уже есть. Причём этот опыт интересен тем, что решая конкретную задачу подключения школ удалось стимулировать развитие всей инфраструктуры последней мили в России за счёт массового перехода провайдеров с аналоговых технологий на цифровые. Таким же локомотивом отрасли ИТ может стать разработка и поставка ПО для школ.

Похоже, что власть это осознаёт, так на рабочей встрече Д.А. Медведева и Л.Д. Реймана с представителями российских компаний-разработчиков свободного программного обеспечения 21 сентября 2007 года в Мининформсвязи РФ Д.А. Медведев сообщил о масштабах проблемы использования «пиратского» софта в российских школах и о том, что государство принимает неотложные меры по ее решению. Теперь во всех российских школах будет устанавливаться базовый пакет лицензионного программного обеспечения (ПО) сроком действия 3 года. Кроме того, у школ будет выбор: приобретать по истечении этого срока лицен­зионные программные продукты, но уже за свой счет или перейти на отечественное свобод­ное программное обеспечение.

В июле 2007 года президиумом Совета по нацпроектам была поддержана инициатива Мининформсвязи по разработке отечественного пакета свободного программного обеспече­ния. Как сообщил Л.Д. Рейман, в 2007 году пакет, основанный на использовании СПО, будет разработан и протестирован в нескольких школах. В 2008 году планируется его установ­ка во всех школах в трех пилотных регионах: Республике Татарстан, Пермском крае и Томской области. Объем бюджетных средств на разработку и внедрение пакета СПО в пилотных регионах составит около 70 млн. рублей. До конца 2009 года пакет СПО будет уста­новлен на всех школьных компьютерах страны.

Действительно, в современном мире Свободное ПО стало существенным фактором развития рынка инфокоммуникационных технологий. Мировой опыт показывает, что использование СПО позволяет снизить технологическую и юридическую зависимость государства от поставщиков, способствует уменьшению количества нарушений прав правообладателей при использовании ПО. Благодаря технологической открытости СПО снижает барьер для вхождения на рынок информационных технологий новых участников и повышает конкуренцию. Использование СПО оказывает положительное влияние на развитие экономической и социальной сферы, позволяет повысить качество и фундаментальность образования. Стране нужны образованные молодые люди с основами инженергого образования, а не с механическими навыками «кнопконажимателей» и СПО для решения этой задачи - наиболее подходящий инструмент.

Расширение спроса на СПО со стороны государства позволит перенаправить часть средств, используемых для закупки за рубежом «лицензий», на создание рабочих мест в Российской Федерации, что окажет стимулирующее воздействие на развитие отечественного рынка и человеческого капитала и повысит конкурентоспособность российских компаний, в том числе на мировом рынке.

Именно стремление обеспечить самостоятельную техническую политику заставила нас создать единственный в России полный цикл разработки дистрибутивов Linux. Наша инфраструктура разработки «Сизиф» содержит около 6 000 пакетов свободных программ, и является одним из крупнейших в мире банков пакетов свободного ПО с поддерживаемой целостностью. Сизиф – открытый проект, который использует целый ряд отечественных фирм. Собственная разработка позволяет оказывать качественную и ответственную техническую под­держку. Эту инфраструктуру мы предлагаем положить в основу школьного дистрибутива.

Опыт использования свободных программ в российских школах уже имеется: это и предустановка Linux в рамках некоторых поставок ФЦП «Дети России», и установка двух ОС (Linux и Windows) на новые компьютеры для школ Москвы. Имеются и соответствующие методические материалы, например рекомендованный Минобрнауки учебник по информатике, выпущенный издательством «Бином», с пособием для учителей, в комплекте к которому идёт CD с Linux. Набор свободных программ полностью покрывает требования школьной программы по информатике. Кроме того, Linux отлично приспособлен для работы в сети Интернет, и именно на этой системе работает значительная часть российского сегмента Интернет. Связано это с высокой стабильностью системы и её высокой устойчивостью к вирусным атакам. Таким образом, использование Linux отлично сочетается с программой массового подключения школ к Интернет.

В то же время немедленный тотальный и принудительный перевод всех школ на Linux был бы серьёзной ошибкой, дискредитирующей само начинание. Проводя предварительные переговоры с потенциальными поставщиками, Мининформсвязи разделило стратегическую задачу перехода на свободное ПО и тактическую задачу срочной легализации уже установленных на школьных компьютерах программ. При этом была анонсирована готовность к решению стратегической задачи приступить немедленно, запуская подготовку адаптированного для нужд школ дистрибутива Linux и организовав внедрение в пилотном регионе. Возникает 2-3 летний переходный период, в течение которого нужно без потрясений перейти к широкому использованию свободных программ, решив такие проблемы как подготовка учителей, разворачивание системы техподдержки, переход на многоплатформенные прикладные программы. Если этого не сделать, школы столкнутся с невозможностью получить квалифицированную поддержку по новой для преподавателей системе, и с невозможностью запускать привычные обучающие программы, которые разработаны так, что работают только под Windows.

При легализации школьного ПО оно должно стать легально доступным не только в школах, но и на домашних компьютерах преподавателей и учеников. Игнорирование этого требования фактически провоцирует школьников на нарушение закона. Я допускаю, что поставщики программ могут не пойти на «кампусную» лицензию, или же потребуют значительного увеличения лицензионных отчислений. Но на домашних компьютерах не обязательно использовать дорогостоящие проприетарные продукты, достаточно программ с аналогичной функциональностью – свободных, не требующих отчислений за каждую установку. Надо организовать массовое распространение таких программ, работающих как под Linux, так и под Windows.

Покупка свободных программ не может являться для государства самоцелью, но покупка программы – это покупка не коробки с диском, а приобретение определённого набора прав. И покупатель должен всегда чётко формулировать в конкурсной документации, какие права на продукт он хочет приобрести. В случае школьных поставок необходимы права на неограниченное использование в школах и на домашних машинах школьников и учителей. Свободные программы обеспечивают необходимый для полноценного использования набор прав: устанавливать и запускать на любом числе компьютеров, тиражировать, распространять, дорабатывать.

В результате непродуманных закупок российские школы превратились в вотчины международных софтверных монополий, обучающие и приучающие за счёт госбюджета новые поколения к их продуктам. Но для нормального развития школы и школьников должна быть обеспечена свобода выбора, и важно избегать монокультуры, основанной на одной ОС, одном текстовом процессоре, одном веб-браузере. Нужно обеспечить разнообразие, сохраняя при этом совместимость, для чего важно, чтобы все школьные программы использовали открытые стандарты на данные (такие как формат документов ODF, ставший недавно международным стандартом).

Так же важно, чтобы все прикладные программы, закупаемые для школ, были многоплатформенными, то есть могли работать под разными операционными системами, включая Linux и Windows. Только в этом случае будет ликвидирована монопольная зависимость, и появится реальная возможность выбирать ОС и прикладные программы – свободные или не­свободные. Кстати, такие свободные программы как OpenOffice.org, Mozilla, GIMP уже сегодня работают под разными операционными системами.

Учитывая всю сложность ситуации, мы предлагаем трехлетний план перехода школ на свободное программное обеспечение.

Прямо сейчас мы готовы выпустить специализированный «школьный» дистрибутив, который будет рассчитан на рабочее место ученика и содержать все необходимые для школьного курса программы. Дистрибутив включает многопользовательскую, многозадачную операционную систему с оконным интерфейсом пользователя, близким по «устройству» с интерфейсом MS «Windows», офисные приложения: текстовый процессор, электронные таблицы, систему презентаций, совместимые с форматом ODF и имеющие возможность импорта/экспорта документов в распространённые не специфицированные форматы doc, xls, ppt, с поддержкой русского правописания и переносов.

На следующем этапе следует сосредоточиться на решении задачи запуска имеющихся в школах обучающих и медиа-материалов рассчитанных на ОС «Windows» из-под Linux, разработке средств простой подготовки образов загрузочных CD (LiveCD) с заданным набором прикладных программ, работающих без установки ОС. Кроме того необходимо включить программы, требуемые для организации учебного процесса: средства для обеспечения административной деятельности школы, средства для организации дистанционного обучения, средства для проведения тестирования, обучающие программы по предметам школьного курса.

На третьем этапе предлагается сосредоточиться на создании инфраструктуры школы и класса включающей легко настраиваемый сервер с функциями web сервера, сервера баз данных, сервера домена, почтового сервера, сервера коротких сообщений, а также шлюза в Интернет с антиспамом и антивирусом. Организация школьного класса, должна обеспечивать работу ученика на любом компьютере класса с сохранением индивидуальных данных и настроек, при этом устаревшие компью­теры можо использовать в качестве терминалов.

Совместно с Математическим факультетом Московского Педагогического Государственного Университета мы создали Центр свободного программного обеспечения в образовании. Основная задача деятельности Центра - поддержка преподавателей средних, средне-специальных и высших учебных заведений в вопросах эффективного использования преимуществ СПО в преподавании и ИТ-инфраструктуре учебных заведений. Центр будет оказывать помощь в выработке методики перевода учебного заведения на использование СПО. Создавать и подбирать методические материалы в помощь преподавателям. Обучать работе с конкретным программным обеспечением.

Председателем методического Совета Центра является декан математического факультета, кандидат педагогических наук, профессор Жданов А.С. В методический Совет Центра также входят: доктор технических наук Куклин В. Ж, доктор физико-математических наук, профессор Удмуртского ГУ Непейвода Н.Н., генеральный директор компании ALT Linux, кандидат философских наук Смирнов А.В.. Директором Центра назначен Георгий Курячий, автор нескольких учебников, преподаватель ВМиК МГУ.

Широкое использование многоплатформенных прикладных программ ликвидирует зависимость от поставщика какой-либо одной ОС. Мы уверены, что использование в школах двух ОС – Linux и Windows принесёт несомненную пользу - учитель получает свободу выбора используемой на уроке ОС, а школьники расширят кругозор. Не дело школьного учителя считать лицензии. Он должен иметь возможность дать ученику нужную программу, не штудируя для этого сайты корпораций и уголовный кодекс и не делая трудный выбор между моралью и законом.

Филинов А.Н.

Фото
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне

Архив
наши успехи
    Наши поздравления и пожелания - дальнейших побед!!!

    Поздравляем Филинова А. Н. и команду "БОП"

    Поздравляем Андикхоу Анаиту

    Поздравляем победителей олимпиады по МХК

    ПОЗДРАВЛЯЕМ Лыкова Илью!

    Поздравляем Колпакова Даниила

    Поздравляем Лукина Максима

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.