Управленческая деятельность администрации в повышении роли классного руководителя в воспитательной системе об-разовательного учреждения. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано, что воспитание как приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегри-рованной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, са-мостоятельности, толерантности, способности к успешной самореализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательная система в нашей школе строится как взаимодейст-вие трех направлений:
1) воспитание средствами учебных предметов в ходе учебной деятельно-сти (урочной и внеклассной);
2) специально организованная деятельность классного руководителя;
3) развитие дополнительного образования в школе.
Формы воспитательной работы с учащимися разнообразны: темати-ческие классные часы, традиционные мероприятия, школьные линейки, фестивали.
План воспитательной работы строится на основе программы «Фес-тиваль», разработанной Санкт-Петербургским государственным универси-тетом педагогического мастерства. Эта программа переработана и допол-нена с учетом традиций школы, основных целей и задач воспитательной работы.
Цель воспитательной работы школы – раскрытие, развитие и реализа-ция творческих способностей учащихся в максимально благоприятных условиях учебно – воспитательного процесса.
«Фестиваль» - программа воспитательных мероприятий для учащих-ся с 1-го по 11-й класс, объединенных общей целью, идеей, тематикой. В рамках фестивалей проходят яркие, запоминающиеся мероприя-тия, а особенно понравившиеся становятся традиционными.
В нынешнем учебном году работа ведется через 4 фестиваля: « К вершинам знаний!», « Я – гражданин России», «Бодрость, сила, здоровье», «Да здравствует книга».
В фестивале « К вершинам знаний» интересен опыт проведения предметных недель, различных конкурсов, интеллектуальных игр, научно-практических конференций.
Фестиваль «Я – гражданин России» способствует гражданскому об-разованию и воспитанию. Школьники с интересом изучают историю своей страны, города, края, родной школы, занимаются поисковой, исследова-тельской деятельностью, ходят в походы, ухаживают за воинскими захо-ронениями. В рамках этого фестиваля проходят акции милосердия: «Чис-тый двор», «Дети – детям», «Подарок ветерану». Проводятся различные игры: военно-спортивная игра «Вперед, мальчишки!», «Я – новобранец», и многое другое.
«Бодрость, сила, здоровье!» - фестиваль, который любят все. «Весе-лые старты», Дни здоровья, традиционные турслеты, летние походы, лыж-ные десанты, многочисленные соревнования – все мероприятия направле-ны на укрепление здоровья и способствуют формированию здорового образа жизни.
Важной частью системы воспитательной работы является фести-валь «Да здравствует, книга!». Основная задача фестиваля – формирование потребности в систематическом чтении и интереса к книге. В рамках фестиваля проходят утренники, библиоринги, игры – путешествия, конкур-сы чтецов, КВНы. Ежемесячно в библиотеке проходят 3-4 тематических мероприятия для учащихся разного возраста. Например, игры «Путешест-вие в Библиоград» (1 кл), «Великан по имени Чукоша» (2 кл.), «Собирал человек слова» (10 кл.), День поэзии «В мире красок и звуков» (1-11 кл), «Страна, которой нет на глобусе»(7кл), и много других.
С 1999 года в школе работает литературный клуб «Алые паруса», которым руководят О.Н. Соловьева, заведующая БИЦ, и Л.Г. Тимофеева, учитель русского языка и литературы. Клуб имеет свой устав, програм-му деятельности, эмблему, девиз, песню, органы самоуправления. Заседания клуба проводятся 5 раз в год. В соответствии с тематикой занятий со-вершаются экскурсионные поездки, ведется летопись клуба.
Традиционными мероприятиями в школе являются «Посвящение в ученики» (для 1- х классов), «Посвящение в школяры» (для 10- х классов), вечер встречи «В кругу друзей», декада безопасности, месячник оборон-но-массовой работы, День любви и признательности, правоведческая де-када, краеведческая декада, школьные линейки и другие.
Расположение школы в центре города выгодно способствует разви-тию связей с учреждениями культуры и дополнительного образования: спортшколами, ЦРДТиЮ, библиотеками, музыкальной и художественной школами, СЮТех, ДК ЛК, ЦЭВ, ЦМП. Взаимодействие школы с учреж-дениями дополнительного образования детей было и остаётся одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей, инте-ресов, социального самоопределения школьников.
Используя возможности дополнительного образования, мы ежегодно создаем в школе около 20 кружков и секций: это кружки не только спортивно-оздоровительной направленности: волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика, техника пешеходного туризма, общая физическая подго-товка, каратэ, но и кружки художественно – эстетического и технического направления: вокальное пение, кукольный театр, изостудия, судомодель-ный, декоративно – прикладное искусство.
Большой популярностью в школе пользуется хореографический коллектив «Капельки» (рук. Дунайкина Е.И.), который является неодно-кратным призером городского и областного фестивалей художественного творчества учащихся, а также в ноябре 2006 года наш танцевальный коллектив принял участие в международном конкурсе «Юность планеты» в Санкт – Петербурге и стал лауреатом конкурса «Золотой каблучок».
В обеспечении реализации задач воспитания необходимо отметить работу центра «Сопровождение». Существенную работу по изучению личностных качеств учащихся, эффективности воспитательного процесса, комфортности пребывания ребенка в классном коллективе, уровня учеб-ной мотивации и т.п. проводит школьный психолог Т.С. Савенкова. Татьяна Сергеевна с результатами исследований выступает на педагоги-ческих советах, методических объединениях, родительских собраниях.
Органами ученического самоуправления в школе являются Совет старшеклассников (9-11 кл) и Совет «Лидер» (5-8 кл.). На заседаниях со-ветов 1 раз в месяц обсуждаются предстоящие дела и подводятся итоги прошедших мероприятий.
Что касается собственно деятельности классных руководителей. Деятель-ность классного руководителя регламентирована Положением об осуще-ствлении функций классного руководителя, должностными инструкциями. В соответствии с положением создано методическое объединение класс-ных руководителей. Основными задачами МО являются: чёткая и эффек-тивная организация воспитательной работы в школе, формирование бла-гоприятного психологического климата в коллективе, оказание практиче-ской помощи классным руководителям в организации воспитательной ра-боты с учащимися.
Исходя из воспитательной системы школы, классные руководители планируют воспитательную работу в классе. Классные руководители вла-деют широким арсеналом форм и методов осуществления воспитатель-ного процесса. Особенностью воспитательной системы школы является наличие общешкольных тематических классных часов, которые, в соот-ветствии с циклограммой работы школы, проводятся каждую первую среду месяца. Их цель – расширить и углубить знания учащихся, развить их интересы, пробудить жажду знаний. На учебный год разрабатывается план 9 общешкольных тематических классных часов. Темы разнообразны по содержанию, каждый год они меняются. Этот учебный год мы начали с темы «Свидетель истории народа», посвящённый году русского языка; также классным руководителям предложены такие темы как «Слово о ма-тери», «Помни имя своё», «Слово о друге и человеке, учителе» (о педаго-гических династиях г. Великие Луки), «Дорогами памяти», «Формула здо-ровья», Урок России «Моя страна», «Немеркнущий подвиг народа», «В нас стучат сердца». Библиотечно-информационный центр предоставляет под-борку материалов для подготовки к проведению классных часов, кото-рыми пользуются классные руководители вместе с учащимися. Тесный контакт классных руководителей с БИЦ раскрывает большие возможно-сти для осуществления комплексного подхода к процессу воспитания учащихся. В тесном взаимодействии они стараются воспитывать у детей интерес к книге, чтобы они видели в ней пользу. БИЦ - первый помощ-ник классного руководителя, учителя-предметника при подготовке любого мероприятия, урока. Учащиеся работают с энциклопедиями, словарями, справочниками, пишут сообщения, доклады на заданные учителями темы. Такое сотрудничество даёт хорошие результаты. В декабре в нашей школе прошел семинар руководителей общеобразовательных учреждений по теме «Школьная библиотека – ресурс развития системы общего и до-полнительного образования. Классный руководитель как медиатор вне-классного чтения ( с учетом воспитательной системы класса), на котором мы делились опытом взаимодействия и сотрудничества классных руко-водителей с БИЦ.
Шестой год в школе проводится конкурс «Лучший класс года». Он позволяет активизировать работу классных коллективов в общешкольных и городских мероприятиях, а также создает условия для самореализации учащихся, способствует развитию навыков коллективного творчества, ученической инициативы, повышает уровень воспитанности учащихся. Подведение итогов проходит в конце учебного года на Совете «Лидер», Совете старшеклассников и методическом объединении классных руково-дителей. Награждение проходит на общешкольном празднике «За честь школы». Согласно положению о доплатах и надбавках классные руково-дители классов – победителей в смотре-конкурсе «Лучший класс года» сумма компенсационных выплат из надтарифного фонда увеличивается на 170 рублей.
Оценить сложную многогранную деятельность классного руководи-теля очень трудно. Решить эти вопросы может программа мониторинга деятельности классного руководителя. Актуальность разработки данного мониторинга обусловлена сложившимися в последние годы неэффектив-ными практиками деятельности классных руководителей, вызванными низким статусом школьного воспитания и внеучебной деятельности в общественном сознании.
С 1 января 2006 года в нашей стране назначено вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных школ, что породило достаточно противоречивую ситуацию. С одной стороны, повышение оплаты труда вызывает необхо-димость оценивать эффективность расходования бюджетных средств, а с другой - размер выплат не может рассматриваться как существенный в сравнении с тем объемом работы, который фактически выполняет классный руководитель. Поэтому введение вознаграждения за выполнение функций классного руководителя было воспринято неоднозначно, а зна-чит, на реальное повышение уровня воспитательной работы в школах за счет данной меры рассчитывать не стоит. В связи с этим возникает необходимость содействовать урегулированию указанного выше противо-речий, с одной стороны, обеспечить эффективность государственных вло-жений в образование, а с другой - мотивировать педагогов –воспитателей на повышение качества профессиональной деятельности.
Подход, заложенный в программе мониторинга, может быть выра-жен через совокупность принципов.
• Принцип оценивания процесса, а не результатов деятельно-сти.
Отсроченность результатов воспитания обусловливает значительную сложность при проведении мониторинга воспитательной работы. Поэтому изучение и оценивание эффективности деятельности классного руководи-теля может опираться в первую очередь на процессуальные характери-стики его работы.
• Сложность сравнения результатов воспитательной работы.
Каждый ученический класс по - своему уникален, а значит деятельность классного руководителя приходится на различные периоды в социально – психологическом развитии коллектива. Сравнивать успехи кл.рук. лицей-ского класса и класса социально неблагополучного достаточно пробле-матично. Объектом сравнения могут быть только адекватность постав-ленных целей воспитательной работы ситуации, сложившийся в классе, соответствие содержания планов поставленным целям и тому подобные характеристики.
• Принцип общественно–административной экспертизы.
Мониторинг эффективности работы классного руководителя должен стать деятельностью, объединяющей администрацию школы, родительскую общественность, представителей различных служб (медика, психолога, со-циального педагога и т. п.)
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом школы, Положением о классном руководителе и с целью стимулирования рабо-ты классных руководителей 1-11 классов в школе мы создали систему оценки деятельности классного руководителя. В конце первого полуго-дия, подводя итоги, мы столкнулись с несовершенством, субъективно-стью оценки деятельности кл. рук. и попытались её доработать, улуч-шить.
Мы разработали следующие критерии и показатели оценки дея-тельности классного руководителя:
1 критерий. Работа по укреплению здоровья учащихся.
Показатели:
1. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Охват школьным питанием.
3. Вовлечение учащихся в спортивные клубы, спортивные школы, спор-тивные секции.
2 критерий. Работа по повышению качества обучения.
Показатели:
1. Обеспечение учителей – предметников информацией об индивидуаль-ных особенностях учебной деятельности учащихся и класса в целом.
2. Организация работы с неуспевающими по предметам.
3. Организация за регулярностью выполнения домашних заданий.
4. Своевременное информирование родителей об успеваемости детей.
5. Стимулирование качества учебной деятельности школьников, отслежи-вание проблем успеваемости учащихся.
6. Успеваемость в классе.
7. Качество обучения.
8. Пропуски без уважительной причины.
3 критерий. Наличие установленной классной документации.
Показатели:
1. План воспитательной работы.
2. Классный журнал с регистрацией поручений и занятости учащихся в кружках и секциях.
3. Журнал учета посещения уроков в своем классе, контроль за пропус-ками уроков.
4. Социальный паспорт классного коллектива.
5.Дневники учащихся.
6. Личные дела учащихся.
7. Протоколы классных родительских собраний.
4 критерий. Наличие и уровень зрелости классного коллектива.
Показатели:
1. Соблюдение Кодекса учащегося.
2. Участие класса в школьных и городских мероприятиях.
3. Наличие у учащихся школьной формы и сменной обуви.
4. Развитие ученического самоуправления.
5. Дежурство по классу и школе.
5 критерий. Обеспечение позитивных межличностных отношений.
Показатели:
1. Наличие в плане работы классных руководителей структуры межлич-ностных отношений (учащиеся-лидеры, аутсайдеры, предпочитаемые, мик-рогруппы и основы объединения в них).
2. Описание межличностных проблем в коллективе класса (столкновение между группами, причины, противоборство между лидерами, давление на аутсайдеров, уровень дисциплины)
3.Безболезненное решение конфликтов (ученик – ученик, ученик – учитель).
6 критерий. Активная позиция классного руководителя.
Показатели:
1. Участие в опытно-экспериментальной работе школы.
2. Обмен опытом своей работы на методических объединениях.
3. Проведение открытых мероприятий.
7 критерий. Работа с родителями учащихся.
Показатели:
1. Организация родительских собраний, заседаний родительского комитета. Пропаганда педагогических знаний, проведение совместных мероприятий: утренников, вечеров, спортивных состязаний и т.п.
2. Изучение семей учащихся и организация индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке.
8 критерий. Вовлечение учащихся во внеклассные и внешкольные формы работы.
Показатели:
1. Обеспечение посещения учреждений дополнительного образования, те-атра, филармонии, музеев, выставок и др.
2. Занятость учащихся в кружках, секциях, клубах, музыкальных школах и др.
9 критерий. Профилактическая работа.
Показатели:
1.Выявление учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенци-альных нарушителей дисциплины.
2.Определение комплекса профилактических мер, который согласован с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом.
Рейтинговую оценку деятельности классных руководителей осуще-ствляет комиссия, назначаемая на учебный год директором школы с привлечением руководителя МО классных руководителей.
По трехбалльной системе оценивается деятельность классных руко-водителей по 9 критериям. По 2 критерию успеваемость, качество обуче-ния, пропуски без уважительной причины оцениваются по следующим параметрам:
А) Успеваемость в классе:
5 баллов – при успеваемости 100%,
4 балла - при успеваемости 95 % и выше,
3 балла - при успеваемости свыше 90 %,
2 балла - при успеваемости свыше 85 %,
1 балл - при успеваемости свыше 80 %
Б) Качество обучения:
5 баллов – при 50 %,
4 балла – при 40 % и выше,
3 балла – при свыше 30 %,
2 балла – при свыше 20 %,
1 балл – при свыше 10 %
В) Пропуски без уважительной причины:
5 баллов – менее 1 дня на всех учащихся в классе,
4 балла – от 1 до 2 дней,
3 балла – от 2 до 3дней,
2 балла – от 3 до 4 дней,
1 балл – от 4 до 5 дней.
Общая рейтинговая оценка устанавливается путем подсчета суммы баллов по всем направлениям.
Мониторинг деятельности классного руководителя должен быть ориентирован в первую очередь не на контроль за деятельностью класс-ных руководителей, а на содействие в решении возникающих в его рабо-те профессиональных затруднений и проблем.