Семинар об экологическом воспитании в условиях школьной библиотекиШкола играет большую роль в понимании детьми природы , как единого целого и человека как его части . Показать различные проявления хозяйственной деятельности , связанные с использованием богатств родного края .
Экологическое образование осуществляется через учебную , внеклассную и внешкольную деятельность. Важная задача современной школы – воспитание экологического мышления у школьников.
Библиотека участвует в экологическом направлении работы лицея .
Задачи над которыми работает библиотека по экологическому воспитанию:
• создание и пополнение информационной базы по экологии
• воспитание экологической культуры у школьников
• изучение и возможность внедрение новых эффективных форм работы экологической направленности
• активизация деятельности лицея по формированию основ экологического мировоззрения.
• приобретение учащимися школы опыта участия в общественно – полезных делах
• развития у учащихся умения самостоятельно мыслить, доступно излагать информацию, делать выводы, строить прогнозы.
• организация совместной работы с учреждениями города занимающимися проблемами экологии
Основные методы работы:
• работа с разнообразными источниками информации (художественная литература, периодическая печать, Интернет – ресурсы)
• практическая работа по изготовлению кормушек, скворечников, уход за животными в живом уголке, выращивание комнатных растений, посадка и уход за цветами на клумбах, сбор корма для приюта бездомных животных
• помощь в написании исследовательских работ по экологии и биологии
• опрос учащихся
• анализ статистических данных
Экологическое просвещение, пропаганда литературы экологической тематики, воспитание экологической культуры является важным направлением работы школьной библиотеки. Библиотека лицея активно участвует во всех мероприятиях по вопросам взаимодействия человека с окружающей средой, экологического воспитания и образования .Экологическое воспитание строится на любви к родному краю , красоте его природы .
Используются наглядные формы экологической пропаганды.
В библиотеке оформлялись выставки по экологической тематике «Путешествие по Красной книге» , «Экология родного края» , « Помоги бездомным животным», «Они не должны исчезнуть!» , «О красоте родной земли», «Экология и здоровье» . Экскурсию в мир лекарственных трав – «Лекарственные растения нашего края». Проводились обзоры литературы по экологии , беседы о природе , викторины , выставки рисунков , стенных газет . Основные направления- выделение актуальных аспектов современных экологических проблем : охраны окружающей среды , рациональное использование природных ресурсов, право и экология , природа и здоровый образ жизни, экология Псковской области и г. Великие Луки и другие. Поднимались вопросы взаимоотношения человека и природы , сокращения
площади лесов Псковской области ,как улучшить экологическую обстановку в городе Великие Луки .В работе используются имеющиеся в медиатеке экофильмы. Особенно активно такие мероприятия проходят во время проведения в лицее Недели экологии . Это неделя пропаганды экологических знаний .
При активном участии в этих мероприятиях учащиеся получают информацию на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности в природе и ее объектами . Например учащиеся выполнили такие работы как : «Изучение искусственного биоценоза аквариума», »Птицы в городе», «Исследование кислотности почвы в микрорайоне школы» и другие .Был проведен конкурс –«Самый зеленый класс»,были вывешены скворечники и кормушки для птиц на территории школы , ведется подготовка клумб к посадке цветов. Учащимися были подготовлены экологические эссе и рефераты «По заповедным тропинкам», «Как охраняют природу», «Они могут исчезнуть», «Чернобыльская авария» и другие.
Принимаем участие в городских мероприятиях по экологии .
Проводим ежегодно мероприятия к экологическим датам –День Земли , День воды, День защиты животных, День птиц , Мой зеленый город. К этим датам приурочиваем выставки книг соответствующей тематики , выставку рисунков , стенных газет «Защитим бездомных животных» , «Мои любимые питомцы» . «Сохраним Землю»,»Береги свой город человек» и др.
По результатам исследовательских работ , конкурсов, выставок ребята награждаются дипломами , получают благодарности от школы за активное участие в этих мероприятиях.
Недостаточное комплектование фонда библиотек литературой , особенно художественной , периодическими изданиями по проблемам экологии затрудняют предоставление информации читателям , а также подготовку мероприятий по экологии .
Проводятся обзоры журналов « Тошка и компания» , «Звери» , «Филя» , «В мире растений».
Необходимую экологическую информацию учащиеся могут получить как на традиционных , так и на нетрадиционных носителях . С приобретением компьютерной техники и подключением в Интернет расширились и поднялись на более высокий уровень возможности библиотеки в пропаганде экологической культуры . При написании рефератов , сообщений , поисках вопросов по проблемам экологии в лицее используется Интернет- ресурсы.
Осуществляется связь с Международным фондом защиты животных. Проводим сбор подписей в защиту животных, просматриваем и обсуждаем присланные видеофильмы .
На школьных научно- практических конференциях всегда есть исследовательские работы связанные с проблемами экологии . Например «Загрязнения атмосферы автомобильным транспортом», «Бездомные животные в городе»,»Загрязнение водоемов города» и другие.
Когда знакомим читателей с экологическими проблемами , говорим о красоте и богатстве природы , используем произведения художественной литературы и искусства воздействующие на чувства человека , воспитывающие его.
В течении длительного времени шел поиск наиболее эффективных форм работы , устанавливались контакты с ВГСХА ,отделом экологического воспитания МОУ ДОД»ДДТ им.Матросова»
Экологическое образование – целенаправленно организованный ,планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения , в том числе и подрастающего поколения . В нашем лицее действует система непрерывного экологического образования и воспитания. Поэтапный процесс приобщения детей , начиная с начальных классов. В начальных классах тоже проходят научно- практические конференции , с работами в том числе и по экологии. Проводятся фенологические наблюдения , экскурсии на природу , изучение чистоты наших рек и другие исследования.
Основная нагрузка по формированию экологических знаний ложится на такие предметы, как биология, география, химия. Поэтому учителя дисциплин естественного цикла активно проводят работу по экологическому воспитанию школьников на уроках и во внеурочной деятельности , используя для этого все возможности школьной библиотеки.
В среднем и старшем звене проводятся занятия экологического центра « Друзья природы», факультативные кружки по биологии, кружок « Цветоводство», экскурсии .Учащиеся школы принимали участие в городских мероприятиях: «По следам президента Каменного острова», «Знатоки природы» .
Иванова Татьяна Аркадьевна