182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МАОУ «Кадетская школа»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
     
25 марта 2008

Семинар социальных педагогов

В последнее время изменились требования, предъявляе-мые к человеку обществом. Уже не нужны покорные, безынициа-тивные винтики машины под названием «государство». Сейчас востребованы энергичные, оригинально мыслящие, смелые и ре-шительные в поступках люди, которые умеют творчески подходить к делу, видящие перспективы и возможности развития, способные брать на себя ответственность; люди которые самостоятельно анализируют, критически оценивают окружающую действительность и умеют строить жизнь по правилам цивилизованного мира.

В сложившейся обстановке потребности общества вынуж-дают пересматривать систему образования, корректировать её со-гласно веянию времени.

На современном этапе развития страны необходимо школе больше внимания уделять комплексу поведенческих навыков, ко-торые формируются у ребёнка в процессе его социализации.

Интеграционные процессы, происходящие в современном обществе, стремление к диалогу культур, бурный рост науки и техники являются причинами актуальности проблемы сотрудниче-ства, содружества и общения между людьми. Казалось бы, циви-лизация влечёт за собой развитие общительности людей, но, как показывают наблюдения, наоборот, «…происходит расщепление людского общения, растёт количество одиноких и изолированных индивидов, ослабляются семейные узы». Поэтому необходимо особое внимание к организации общения школьников. Развитие навыков общения позволит учащимся продуктивно взаимодейство-вать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни. Целенаправленное формирова-ние положительных умений и навыков общения у детей, защитит их в какой-то мере от негативного влияния окружающего мира.

В процессе организованного общения школьники не только познают себя, окружающих людей и способы продуктивного взаи-модействия, но и развивают свой интеллект, обогащают духовный мир, становятся увереннее и морально устойчивее, учатся адек-ватно реагировать на происходящие события и правильно вести себя в конфликтных ситуациях.

Чем старше становятся дети, тем серьёзнее становятся проблемы, с которыми они сталкиваются. Поэтому необходимо подготовить их к преодолению трудностей. Надо обогатить их опыт удачными примерами разрешения различных сложных ситуа-ций.

Обучить школьников умениям и навыкам общения непро-сто. Нужно учитывать, что каждый учащийся индивидуален, каж-дый получил разное воспитание в семье и уже может иметь не-который отрицательный опыт общения. Успешность обучения на-выкам общения зависит от эмоционального развития, от чувствен-ного восприятия, от отношения ребёнка к окружающим людям.

В этом учебном году в седьмых классах введён электив-ный курс «Человек среди людей».

Целью курса является формирование у школьников навы-ков адекватного общения с окружающими.

Курс призван решать задачи:

• Закреплять навыки бесконфликтного общения,

• Мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков,

• Способствовать формированию позитивной позиции по от-ношению к окружающему миру, людям, себе.

Курс притворяет в жизнь такие нравственные ориентиры, как

 Ответственность перед обществом, гос-вом, семьёй;

 Патриотизм;

 Ответственное отношение к деятельности;

 Высокие нравственные качества;

 Чувство собственного достоинства;

 Уважительное отношение к людям;

 Умение принимать верное решение;

 способность осуществлять неслучайный выбор

Особое внимание уделяется формированию поведенческих навыков:

Навыки позитивного и конструктивного отношения к соб-ственной личности – способности познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они также являются базой для формирования чувства собственного достоинства.

Навыки позитивного общения – способность взаимо-действовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.

Навыки самооценки и понимания других – способность объективно оценивать себя и воспринимать других, осознавая возможность и необходимость принимать людей такими, какие они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми, в том числе и в тех случаях, когда людям необходима помощь и забота.

Навыки управления собственными эмоциями и эмоцио-нальными состояниями – осознание характера эмоций в нас са-мих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность правильно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей, предсказывать последствия проявлений разных эмоций, вызывать желаемые эмоции в себе и в других людях.

Навыки продуктивного взаимодействия – способность кон-структивно и «цивилизованно» выстраивать отношения с другими людьми. Эти навыки позволяют при минимальном уровне эмоцио-нальных затрат достигать в процессе общения значительных ре-зультатов.

Курс «Человек среди людей» рассчитан на 17 занятий, т.е. одно занятие в две недели. Выделяются три темы занятий:

(1) Учусь понимать себя

что я знаю о себе

мои интересы

моё настроение и чувства

мои поступки и привычки

как изменить настроение

(2) Учусь понимать других

как научиться разговаривать с людьми

как преодолевать трудности вместе

что такое интонация

как понимать друг друга без слов (мимика и жесты)

умеем ли мы дружить

(3) Учусь общаться и взаимодействовать

алгоритм продуктивного взаимодействия

как помириться после ссоры

характер

как воспитывать характер

как сказать «нет» и отстоять своё мнение

Выполняя упражнения, ребята учатся контролировать и оцени-вать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины трудностей в учёбе и общении.

Игровые ситуации побуждают сделать осознанный выбор, проявить сильные стороны характера, сочувствовать, сопереживать.

Задания обучают равноправному общению, когда ребята счи-таясь с мнением и интересами других, учатся отстаивать свои соб-ственные.

Разбирая реальные жизненные ситуации, оценивая поведения людей, подростки учатся милосердию и умению находить достойный выход в трудных обстоятельствах.

Багирова Е.В., социальный педагог


Архив
наши успехи
    Первенство Псковской области по боксу

    Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ

    Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ

    Технический калейдоскоп

    Городской конкурс посвященный Дню матери

    Всероссийская олимпиада школьников

    Спортивное ориентирование

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.