В последнее время изменились требования, предъявляе-мые к человеку обществом. Уже не нужны покорные, безынициа-тивные винтики машины под названием «государство». Сейчас востребованы энергичные, оригинально мыслящие, смелые и ре-шительные в поступках люди, которые умеют творчески подходить к делу, видящие перспективы и возможности развития, способные брать на себя ответственность; люди которые самостоятельно анализируют, критически оценивают окружающую действительность и умеют строить жизнь по правилам цивилизованного мира.В сложившейся обстановке потребности общества вынуж-дают пересматривать систему образования, корректировать её со-гласно веянию времени.
На современном этапе развития страны необходимо школе больше внимания уделять комплексу поведенческих навыков, ко-торые формируются у ребёнка в процессе его социализации.
Интеграционные процессы, происходящие в современном обществе, стремление к диалогу культур, бурный рост науки и техники являются причинами актуальности проблемы сотрудниче-ства, содружества и общения между людьми. Казалось бы, циви-лизация влечёт за собой развитие общительности людей, но, как показывают наблюдения, наоборот, «…происходит расщепление людского общения, растёт количество одиноких и изолированных индивидов, ослабляются семейные узы». Поэтому необходимо особое внимание к организации общения школьников. Развитие навыков общения позволит учащимся продуктивно взаимодейство-вать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни. Целенаправленное формирова-ние положительных умений и навыков общения у детей, защитит их в какой-то мере от негативного влияния окружающего мира.
В процессе организованного общения школьники не только познают себя, окружающих людей и способы продуктивного взаи-модействия, но и развивают свой интеллект, обогащают духовный мир, становятся увереннее и морально устойчивее, учатся адек-ватно реагировать на происходящие события и правильно вести себя в конфликтных ситуациях.
Чем старше становятся дети, тем серьёзнее становятся проблемы, с которыми они сталкиваются. Поэтому необходимо подготовить их к преодолению трудностей. Надо обогатить их опыт удачными примерами разрешения различных сложных ситуа-ций.
Обучить школьников умениям и навыкам общения непро-сто. Нужно учитывать, что каждый учащийся индивидуален, каж-дый получил разное воспитание в семье и уже может иметь не-который отрицательный опыт общения. Успешность обучения на-выкам общения зависит от эмоционального развития, от чувствен-ного восприятия, от отношения ребёнка к окружающим людям.
В этом учебном году в седьмых классах введён электив-ный курс «Человек среди людей».
Целью курса является формирование у школьников навы-ков адекватного общения с окружающими.
Курс призван решать задачи:
• Закреплять навыки бесконфликтного общения,
• Мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков,
• Способствовать формированию позитивной позиции по от-ношению к окружающему миру, людям, себе.
Курс притворяет в жизнь такие нравственные ориентиры, как
Ответственность перед обществом, гос-вом, семьёй;
Патриотизм;
Ответственное отношение к деятельности;
Высокие нравственные качества;
Чувство собственного достоинства;
Уважительное отношение к людям;
Умение принимать верное решение;
способность осуществлять неслучайный выбор
Особое внимание уделяется формированию поведенческих навыков:
Навыки позитивного и конструктивного отношения к соб-ственной личности – способности познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они также являются базой для формирования чувства собственного достоинства.
Навыки позитивного общения – способность взаимо-действовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.
Навыки самооценки и понимания других – способность объективно оценивать себя и воспринимать других, осознавая возможность и необходимость принимать людей такими, какие они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми, в том числе и в тех случаях, когда людям необходима помощь и забота.
Навыки управления собственными эмоциями и эмоцио-нальными состояниями – осознание характера эмоций в нас са-мих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность правильно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей, предсказывать последствия проявлений разных эмоций, вызывать желаемые эмоции в себе и в других людях.
Навыки продуктивного взаимодействия – способность кон-структивно и «цивилизованно» выстраивать отношения с другими людьми. Эти навыки позволяют при минимальном уровне эмоцио-нальных затрат достигать в процессе общения значительных ре-зультатов.
Курс «Человек среди людей» рассчитан на 17 занятий, т.е. одно занятие в две недели. Выделяются три темы занятий:
(1) Учусь понимать себя
что я знаю о себе
мои интересы
моё настроение и чувства
мои поступки и привычки
как изменить настроение
(2) Учусь понимать других
как научиться разговаривать с людьми
как преодолевать трудности вместе
что такое интонация
как понимать друг друга без слов (мимика и жесты)
умеем ли мы дружить
(3) Учусь общаться и взаимодействовать
алгоритм продуктивного взаимодействия
как помириться после ссоры
характер
как воспитывать характер
как сказать «нет» и отстоять своё мнение
Выполняя упражнения, ребята учатся контролировать и оцени-вать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины трудностей в учёбе и общении.
Игровые ситуации побуждают сделать осознанный выбор, проявить сильные стороны характера, сочувствовать, сопереживать.
Задания обучают равноправному общению, когда ребята счи-таясь с мнением и интересами других, учатся отстаивать свои соб-ственные.
Разбирая реальные жизненные ситуации, оценивая поведения людей, подростки учатся милосердию и умению находить достойный выход в трудных обстоятельствах.
Багирова Е.В., социальный педагог