182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МAОУ «Педагогический лицей»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
     
открыть картинку в новом окне 12 сентября 2012

«Со-бытийная общность учителей и учеников»

В 2012 году издан сборник «Со-бытийная общность учителей и учеников» ( Из опыта работы МБОУ Педагогический лицей), в котором опубликованы:

- Вступительное слово Директора.

- Методическая составляющая педагогической деятельности.

- Конспекты уроков, внеклассных мероприятий, внеучебные занятия в соответствии с ФГОС начальной школы и исследовательские работы учащихся.

В сборнике опубликованы работы педагогов и обучающихся.

Педагоги:

Ярышкина Ю.А., Седова В.А., Захарова Г.И., Лукьянова Т.Н., Бельченкова В.Н., Балабко М.Ю., Андреева Л.В., Ильина Т.В., Сединина Е.В., Корбакова Т.В., Сунгурова Е.Г, Миронова И.В., Богдановская У.С., Товчигречко Е.Е., Каухова А.Г., Семенова И Г., Болдышев Д.Н.

Обучающиеся:

Завьялова Ирина (9лг), Артамонов Сергей (10 лу), Шарыгина Виктория (11 лг), Лобанова Светлана (9 б), Ильина Виолетта (11 лг), Иванов Кирилл (5 б), Фомина Дарья (4 а), Дроздов Никита (5 а), Рачкова Алина (11лг), Устимчук Алина (11 лг), Ильин Никита (11ле), Книга Анастасия (10 лу), Ярышкин Игорь (7 л), Тимофеева Галина (11 ле), Барабанова Виктория (10 лу), Кривенкова Анна (9 ле), Сапиташ Александра (8л), Петрова Юлия (8 л), Никифорова Ксения (4 б).

Уважаемые читатели, коллеги!

Изменения и тенденции образовательной политики Российской Федерации, которые отражены в посланиях Президента Федеральному Собранию, национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа», в стандартах второго поколения, потребовали, чтобы состояние массовой отечественной школы, результаты ее деятельности соответствовали меняющейся экономической и социально-политической ситуации, достижениям научно-технического прогресса. Идея сотрудничества педагога и ученика на поприще совместной исследовательской деятельности как нельзя лучше отвечает этой цели, ибо субъектность детско-взрослой общности, проявляющаяся через различные стратегии деятельности, в числе которых важное внимание уделяется педагогической импровизации и авторской стратегии, является на сегодняшний день главным ресурсом повышения качества образования в целом.

Успешность учебной деятельности (овладение учебным материалом, прочность, осмысленность знаний, уровень развития обучающегося) зависит не только от деятельности учителя на уроке, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами: особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием. Перед учителем стоит задача – создать такие условия, при которых стало бы успешным использование фактических и, что особо важно, потенциальных возможностей каждого ученика.

Творчество ученика не возможно без грамотной методической помощи учителя. В данном сборнике собраны разработки уроков, внеклассных мероприятий, внеучебных занятий в соответствии с ФГОС учителей нашего лицея, а также подобран материал исследовательских работ обучающихся педагогического лицея г. Великие Луки в 2011-2012 учебном году, которые были представлены на ежегодной научно-практической конференции «Шаг в науку». Уровень работ различный: кто-то делает только первые шаги в исследование, а у кого-то уже значительный опыт - за плечами победы от муниципального до международного уровня.

Практико-ориентированная и исследовательская деятельность учащихся, направленная на развитие творческого потенциала, позволяет целенаправленно развивать и совершенствовать творческий интеллект учащихся, способствует освоению, накоплению, использованию и преобразованию личностного опыта, раскрывающегося в ценностном отношении к интеллектуальной деятельности, возможности большего проявления и раскрытия творческого потенциала.

Директор педагогического лицея г. Великие Луки Юлия Александровна Ярышкина

Седова В.А. – заместитель директора по научно-методической работе

Концептуальная модель субъектно-авторского пространства

для учителя в МБОУ Педагогический лицей

Концепция - (от лат. conceptio - понимание - система), система связанных между собою и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления.

История педагогической мысли включает в себя различные подходы к изучению образовательного процесса и, как следствие, всего многообразия характеристик учителя, который, создавая свой неповторимый, уникальный стиль, выступает как автор урока, курса, воспитательной системы и т.д. Именно индивидуальность учителя и выступает лейтмотивом искусства воспитания. Иными словами субъектно-авторская позиция учителя-профессионала трансформируется через его личность.

Проблема формирования образа учителя связана с формированием имиджа не только конкретного учителя, но и имиджа профессии учителя вообще, поэтому проблема становления субъектно-авторской позиции учителя в условиях современной школы, имеющая имидж или индивидуальный стиль учителя как один из своих аспектов, может приобрести общегосударственные масштабы. Субъектно-авторская позиция учителя в соответствии с современными запросами общества задает вектор движения всему образовательному процессу.

А потому мы видим необходимым создание связующей воедино модели субъектно-авторского становления личности педагога.

В сложное время мы живем: модернизация образования, реализация национального проекта, президентская образовательная инициатива, переход на федеральные образовательные стандарты… Все это, валится на «бедного» учителя. А у него – ежедневная подготовка к урокам, тетради, классные часы, родительские собрания, открытые уроки, участие в конкурсах, проектная деятельность, внедрение ИКТ и т.д. Как не потеряться в громаде этих дел, в огромном потоке информации? Как оставаться успешным учителем нашей новой школы? ВСЕ ТВЕРДЯТ: «Учитель должен…»

«Должен» учитель всем - школе, ученикам, родителям, обществу. А что же школа? Что она должна учителю? Ведь от школы зависит – профессиональная самореализация учителя, раскрытие его творческого потенциала.

Педагоги должны знать, чего хочет от них школа, что они могут ей дать и какие результаты получить. Повышение уровня информированности, включенность каждого члена коллектива в реализацию значимых направлений деятельности школы – все это должна обеспечить научно-методическая служба.

Что для этого делается в нашем коллективе?

1. Была создана программа развития школы, где были выделены модули, касающиеся самых актуальных проблем. Тем самым вычленяются основные направления деятельности педагогического коллектива в целом и каждого педагога в отдельности. Тема программы развития лицея звучит так:

«Воспитание педагогической культуры учащихся через антропологический подход», где определена инновационная деятельность лицея в виде проектов:

1.1. Подпроект «Предпрофильное и профильное обучение»

1.2. Подпроект «Развитие интеллектуально-творческих способностей

учащихся»

1.3. Подпроект «Здоровье»

1.4. Подпроект «Духовно-нравственное развитие школьников»

1.5. Подпроект «Становление субъектно-авторской позиции учителя»

2. Структурирована работа методических объединений и кафедр:

Роль кафедры очень важна.. Именно здесь идет организация исследовательской работы и самообразование педагога, осуществляется контроль качества педагогической деятельности коллег. А школьные методические объединения осуществляют помощь в преодолении профессиональных затруднений, происходит обмен опытом, знакомство с методическими новинками.

Сегодня в школе каждый педагог работает по индивидуальному профессиональному профилю, т.е. исходя из личностных особенностей, выбирает тему по самообразованию. Однако, нужно отметить, что при всей индивидуализации профиля - есть точка соприкосновения с общей методической темой кафедры, которая также увязана с темой педагогического коллектива лицея.

Методическая тема:

✔ кафедра начальных классов: «Антропологический взгляд на процесс воспитания и обучения через использование трудов К.Д.Ушинского»

✔ кафедра гуматитарно-лингвистическая «Воспитание педагогической культуры через личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, становление авторской позиции учителя»

✔ кафедра естественно-математическая «Повышение качества обучения через профессионализм педагогов и ИКТ»

✔ МО учителей химии, биологии, географии «Использование личностно-деятельностного подхода в обучении – возможность построения безконфликтной педагогики»

✔ МО физического воспитания «Через реализацию здоровьеформирующей функции образования к физически развитой личности»

✔ МО учителей Основ православной культуры и этики «Сохранение исторической памяти через индивидуальный подход при изучении ОПК»

✔ МО классных руководителей «Классное руководство – это не обязанность, а бесконечное творчество»

✔ МО учителей русского языка «Развитие способностей каждого ребенка, воспитание творчески мыслящей личности на уроках русского языка и литературы»

Для понимания педагогом своего места в коллективе у нас организовано психологическое обеспечение профессионального развития личности педагога с помощью информационной технологии «Референт – эксперт». В данном тестировании исследуется отношение педагога к профессиональной деятельности, его эмоциональная оценка межличностных отношений в коллективе, к некоторым субъектам совместной профессиональной деятельности, особенности группового настроения, определяется уровень потенциальных особенностей, уровень развития обучаемости, уровень развития социального интеллекта, степень выраженности творческих способностей, степень выраженности самооценки творческих характеристик личности педагога.

Все это осуществляется в рамках теоретического семинара по формированию креативного мышления под руководством доктора психологических наук, профессора Алексеева Н.А., кандидата психологических наук Гатанова Ю.Б.

Совершенствование учительского корпуса мы видим через:

3. Методическое обеспечение непрерывности, персонификации и актуализации повышения квалификации педагогических работников:

Главная задача российской государственной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одно из условий реализации этой задачи - обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, т.е. педагогическими кадрами с новым уровнем личностного и профессионального развития, дополнительными характеристиками, педагогическими умениями.

А потому просто необходимо внедрение системной модели организации повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации. Здесь можно выделить: очную форму, очно-заочную и дистанционную.

На протяжении 15 лет работает теоретический семинар «Теория и практика воспитания» под руководством доктора педагогических наук, профессора Лузиной Л.М., кафедра педагогики и психологии подготовила специальную программу для лицея и его социальных партнеров в области науки по вопросам компетентностного подхода в образовании.

Создание на базе лицея сетевого центра при ПОИПКРО, дало возможность практически всему коллективу осуществить переподготовку по теме «Моделирование, реализация и анализ урока в контексте комплексного подхода в образовании» 2009-2010 учебном году, в этом учебном году курсовые мероприятия ведутся по теме «Моделирование урока в формате ФГОС второго поколения», руководитель программы Соколова Т.А. кандидат педагогических наук.

Также хочется отметить и личную заинтересованность ряда учителей, которые являются участниками дистанционного обучения на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова по следующим образовательным программам:

- «Методика проведения уроков изобразительного искусства»

- «Особенности обучения школьников художественному труду»

- «Современные педагогические технологии обучения русскому языку»

- «Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой

аттестации по русскому языку в 9-11 классах»

- «Проектирование уроков литературы»

- «Методика подготовки к ЕГЭ»

От учреждения РАО «Институт художественного образования» по программе «Цвет и дети»

Одной из форм повышения квалификации можно отнести наши ежегодные выездные семинары к коллегам в г. Полоцк, г. Минск, г. Витебск Республики Беларусь. Наши белорусские друзья традиционно приезжают к нам на научно-практическую конференцию «Шаг в науку» и в результате их участия данное мероприятие приобретает статус международной конференции.

В 2008 году был заключен договор с национальной образовательной программой «Интеллектуально-творческий потенциал России», по которому мы являемся координационным центром МАН г. Обнинска.

В лицее создано методическое объединение учителей православной культуры. Итогом работы стали мастер-классы для учителей православной культуры городского уровня, совместный трехлетний проект с музеем истории образования при ДДТ им. А.Матросова «Использование ценностей православной педагогики в процессе воспитания духовно-нравственной культуры субъектов Педагогического лицея г. Великие Луки» в рамках комплексной программы социального партнерства «Наше наследие». Работа этого МО имеет значение не только для учащихся, но и для педагогов. Поскольку идеалы большинства педагогов советского периода рухнули в 90-е годы, и просветительская деятельность учителей основ православной культуры оказалась востребованной среди коллег лицея.

4. Развитие системы профессиональных конкурсов и последующего патронирования профессионального развития участников и лауреатов конкурсов, поддержка сетевых педагогических сообществ, занимающихся развитием профессионального потенциала, осуществляющих консультационное и методическое сопровождение их деятельности также используется в нашем коллективе.

В каждой школе есть лидеры образования, которые не просто откликаются на разные нововведения, а преломляют их через себя. Поскольку учитель хорошо знающий историю отечественной и зарубежной педагогики понимает: то, что называют новым и современным, почти всегда забытое старое и если хорошо знать историю своего ремесла и достижения мастеров прошлого, можно хорошо учить и воспитывать детей и сегодня. А что такое современный урок? А это урок, где учитель увлек детей, и они хотят учиться у этого учителя. Ребенок, уйдя с урока, должен еще долго оставаться под впечатлением от услышанного, увиденного, прочувствованного и продуманного, от только что совершенного для себя открытия. И еще, для педагога- профессионала современный урок – всегда поучительный урок и для себя. Наряду с озарением должно быть обязательно видение собственного несовершенства и стремление что-то изменить в следующий раз. И таких профессионалов у нас в лицее достаточно: три педагога имеют звание Заслуженного учителя РФ, 12 человек имеют отраслевые награды: Грамоты Министерства образования, нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ», отличник народного просвещения. Ежегодно педагоги принимают участие в городском конкурсе «Учитель года», конкурсах методических разработок уроков и внеклассных мероприятий , воспитательных систем и т.д. об всех достижениях наших педагогов можно говорить долго, а вот учителя русского языка и литературы Котынову Е.Ю. хочется отметить. Котынова Е.Ю. – победитель конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование», финалист конкурса методических разработок и ученических сочинений, посвящённых произведениям А.И.Солженицына (проводился газетой «Литература» и Домом Русского Зарубежья), в 2011 году стала победителем муниципальной награды «Просветитель»

5. Совершенствование механизмов формирования мотивации непрерывности профессионального роста педагогов.

Учителя должны быть готовы не только теоретически, но и практически мотивированы к введению инноваций.

На проблемных лекциях педагоги изучают теоретические аспекты, формируют единое категориальное поле по проблеме, рассматривают мнение ученых по различным формам внедрения инноваций в практику школы. А вот рефлексия, осуществляется через участие в практико-ориентированных семинарах, где апробируются различные методики и техники внедрения инновации, разрабатываются авторские методики, технологии. Все учителя проводят открытые уроки, мастер-классы, семинары-практикумы.

Хочется назвать ежегодное проведение фестиваля «Педагогических идей», тематика которого самая разнообразная «Использование ИКТ – технологий на современном уроке», «Проектная деятельность учащихся на уроках и внеклассной работе», номинации, по которым определяются победители и призеры также самые различные:

- учитель-новатор

- современный классный руководитель

- педагогический дебют

- педагог-практик

- Педагогический триумф

- педагогическая находка

- Мастер-класс

- Педагогическая инициатива

Наши педагоги являются активными участниками не только городских, но и областных семинаров, за последние два года на базе лицея были проведены такие семинары.

Участие педагогов в научно-практических конференциях не только своего региона, но и всероссийского уровня раскрывает перспективы общения и обмена опытом. Хочется отметить участие группы педагогов в Российском форуме «Образование: взгляд в будущее» 2008 г., 2010г. в г. Обнинск, при чем мы там не пассивные слушатели, а каждый педагог – активный участник форума, представивший свои методические наработки на различных секциях.

6. Обобщение и презентация своего педагогического опыта через издание статей и методических пособий, что по своей сути является своеобразным отчетом учителя по теме самообразования.

Публикации учителей и учеников размещены на сайтах: www.erudites.ru, http://katti.ucor.ru/forum/120-449-1, http://it-n.ru, www.moiuniversitet.ru /konkurs, www.cosmosschool.ru/do/kray olimp, www.future4you.ru, www.detisavve.ru, konkurs@portal-school.ru, marissl@yandex.ru, start@future.ru, www.nwpi.ru, www.erudites.ru, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su и в периодических изданиях, таких как: газета «Первое сентября», «Справочник классного руководителя», сборник научных статей по итогам Всероссийского открытого педагогического форума «Образование: Взгляд в будущее», «Физическая культура в школе» и др.

Немаловажной составляющей является признание членами коллектива заслуг своего коллеги. Здоровое чувство конкуренции бесспорно должно присутствовать. Возможность администрации лицея премировать учителей за, как мы их называем, «подвиги» - еще один фактор стимулирования педагога - самообучающегося, способного к самосовершенствованию, которому, как вы знаете, нет предела.

Всю методическую работу мы стараемся оформить в виде брошюр под различными рубриками:

- выпуск ежегодного «Творческого альманаха», где рассказывается о педагогах добившихся значительных успехов в обучении и воспитании

- открытые уроки

- «Творческий отчет по теме самообразования»

- фоторепортажи: «Педагогический совет», «Фестиваль Педагогических идей», «Предметные недели», «Школьная научно-практическая конференция», «Визитная карточка класса»

Подготовлен выставочный материал с краткой характеристикой каждого педагога, его педагогического кредо; структурой научно-методического сопровождения лицея.

7. Реализация механизма привлечения перспективных выпускников вузов для работы в школах, в которых востребованы педагогические кадры, в том числе через предоставление государственной поддержки

Система отбора в педагогические вузы ориентирована на знаниевую компоненту обучения. Хотя каждый понимает, что можно много знать и уметь, оставаясь при этом довольно посредственным и никудышным преподавателем. Приходится признать, что довольно часто в учителя не попадают люди с педагогическим талантом, т.к. при поступлении смотрят на баллы в свидетельстве по предметам ЕГЭ. Наверное, нужно педагогической общественности добиваться проведения дополнительного вступительного испытания для абитуриентов, как в некоторые творческие вузы. И здесь мы как раз стоим на правильном пути, в лицее для старшеклассников введены спецкурсы: «Введению в психологию», «Школа вожатского мастерства». Полученные знания и навыки ими применяются в период летней практики в школьном лагере. А во время проведения традиционного фестиваля «Педагогических идей» педагоги приглашают учащихся 10-11 классов в качестве своих помощников, им доверяется вести, конечно, не весь урок, а некоторые его фрагменты, и темнее менее выпускники приобщаются к профессии педагога. Хочется отметить, что в этом направлении в лицее сложились определенные традиции: наставничество опытных педагогов над молодыми специалистами строго регламентировано, в лицее ежегодно студенты педуниверситета и Академии физической культуры проходят практику, а затем по возможности возвращаются в родную школу учителями. На данный момент в лицее работают в качестве педагогов - 12 выпускников (24 % от общего состава всего коллектива).

Лицей ежегодно представляет г. Великие Луки на областной педагогической олимпиаде: в 2009 году ученица Балунова Я. стала ее призером, 2010 г. Хабарова А. заняла 3-е место

Бесспорно, без создания системной модели, способствующей саморазвитию и самореализации педагогов школы, невозможно достигнуть качественного изменения всего образовательного процесса. Учителя должны быть готовы и теоретически, и практически к введению инноваций.

Т.о., одна из основных тенденций совершенствования современной методической работы в школе – создание среды, т.е. оптимальных условия для развития личности и профессионализма каждого отдельного учителя на основе и его индивидуальных особенностей и образовательных потребностей. Индивидуальный подход к учителю, который мы видим в создании концептуальной модели субъектно-авторского пространства педагога, в процессе повышения уровня его компетентности способствует раскрытию потенциальных возможностей и способностей. Творческая личность педагога – это его субъектно-авторское видение роли учителя и воспитателя.


Архив
наши успехи
    Поздравляем команду МАОУ «Педагогический лицей» занявшую II место в соревнованиях легкоатлетического клуба «Шиповка Юных» (девушки 2004-2005 г.р.) Григорьева Вероника Горшкова Арина Шекина Алина Желябовская Дарья Козлова Екатерина

    Поздравляем команду МАОУ «Педагогический лицей» занявшую III место в соревнованиях легкоатлетического клуба «Шиповка Юных» (юноши 2002-2003 г.р.) Никитин Евгений Терентьев Андрей Моисеев Кирилл Федосеев Валерий Соловьев Александр

    Поздравляем команду МАОУ «Педагогический лицей» занявшую III место в соревнованиях легкоатлетического клуба «Шиповка Юных» (девушки 2002-2003 г.р.) Радзевич Валерия Румянцева Валерия Степанова диана Харьковская Алина Филиппова Ульяна

    Поздравляем Харьковскую Алину, занявшую III место в личном зачете в соревнованиях по 4- борью детского легкоатлетического клуба "Шиповка Юных"

    Поздравляем ученицу 6лб класса Григор Елизаветту - призера фестиваля (Диплом III степени) в номинации "Вокал", средняя возрастная группа. Руководитель Зиновьева Н.В.

    Поздравляем! I место (150 баллов) – Жукова Екатерина, Жукова Ника, Семенова Олеся, Бурова Александра. Так держать дошколята!!!

    Поздравляем участников и призеров! Петрову Юлию (11ле), Жукову Анну (5ла). Тренер черноусов М.В.

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.