Не секрет, что здоровье сегодняшних школьников оставляет желать лучшего.Данные многочисленных научных исследований свидетельствуют о неблагополучной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. Ведущие специалисты по охране детского здоровья всерьез встревожены судьбой подрастающего поколения. Основания для этого, увы, есть. В первой группе (практически здоровые дети, у которых не отмечены факторы риска) находятся лишь 33,89%, во второй группе (с риском развития хронической патологии и функциональными нарушениями) – 52,05%, в третьей группе (с хроническими заболеваниями) – 16,10%. По последним данным, лишь треть учащихся можно считать практически здоровыми, остальные школьники нуждаются непосредственно в медицинской помощи. Особенно тревожно обстоит дело с подростками 15 – 17 лет. Практически все наши подростки имеют различные заболевания и нуждаются в медицинской помощи.
Причин такого неблагополучия множество: это и ухудшающаяся экология, и неполноценное питание, и гиподинамия, и социальные проблемы. К сожалению, именно при обучении в школе развивается наибольшее количество заболеваний. И это не случайно, ведь в школе ребенок проводит большую часть своего времени на протяжении одиннадцати лет, и тогда же происходит интенсивный рост, сопровождающийся гормональной перестройкой. И от того, как этот период организован, непосредственно зависит уровень здоровья ребенка и его дальнейшее благополучие.
Цифры, свидетельствующие о неуклонном ухудшении здоровья детей, пугают всех – родителей, медиков, педагогов. Никакая медицина не может справиться с таким количеством больных, если не будет постоянно проводиться работа, направленная на профилактику заболеваний.
Известно, самая элементарная профилактика может проводиться в школах и дома. Но рассчитывать на то, что все нуждающиеся в помощи дети и подростки своевременно обратятся в поликлинику, не приходится. Основная причина – неосведомленность и занятость родителей. Поэтому очень важно, чтобы работа по оздоровлению детей была сконцентрирована в образовательных учреждениях. Без осознанного и ответственного отношения к своему здоровью и мотивации на здоровый образ жизни улучшить физическое состояние подрастающего поколения невозможно. И воспитывать это отношение нужно со школьных лет.
Многие школы нашего города заняты поиском новых методик и альтернативных форм обучения, направленных на профилактику и оздоровление. Но, пожалуй, самой важной является мотивация на здоровье. К такому выводу пришли участники семинара – руководители образовательных учреждений, который прошел 16 марта в средней школе №1 под названием «Здоровьесберегающие технологии как условие и результат рациональной организации учебно-воспитательного процесса». На семинаре была представлена программа здоровьесберегающей деятельности школы и продемонстрированы занятия, которые ведутся в соответствии с этой программой. Уроки физкультуры в спортивном комплексе ВЛГАФКа (плавание, самбо, ритмика, аэробика) – это лишь часть того, что проводится в школе для улучшения здоровья учеников. Кроме этого, гости смогли побывать на открытых мероприятиях («Я здоровье берегу – сам себе я помогу!», «Мир без наркотиков») и элективных курсах («Геоэкология и здоровье человека»), которые были посвящены пропаганде здорового образа жизни.
Организаторы семинара делились своими наработками, новыми технологиями, способными поднять престиж здоровья. Участники семинара познакомились с гигиеническими критериями рациональной организации урока и требованиями, предъявляемыми к уроку с позиций здоровье сбережения.
СМОТРЕТЬ ФОТО
Городское управление образованием.