11 апреля 2012 года на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей №11» состоялся семинар руководителей общеобразовательных учреждений г. Великие Луки «Опыт организации обучения старшеклассников по индивидуальным образовательным программам в контексте перспективы введения ФГОС среднего (полного) общего образования».Открывая работу семинара, начальник Управления образования Администрации г. Великие Луки И.А. Бушенкова подчеркнула, что актуальность темы обсуждения обусловлена высокой общественной значимостью введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения. Необходимость введения ФГОС, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. Процесс перехода экономики от индустриального к постиндустриальному этапу развития требует и новой парадигмы образования.
В 2011 году всеобщим введением ФГОС в начальной школе дан старт системному изменению образования в целом. Однако инновационные школы в качестве стажерских площадок работают в режиме введения ФГОС начального общего образования уже с 2010 года. Одним из лидеров образования города Великие Луки на протяжении многих лет является «Лицей № 11». Здесь успешно реализуются инновационные идеи и проекты, совершенствуется научно-методическая работа, модернизируется материально-техническая база, развиваются современные институты управления.
С точки зрения перспективы введения ФГОС среднего (полного) общего образования опыт работы лицея является уникальным для города Великие Луки. Директор лицея Е.А. Рождественская в своем выступлении представила результаты работы лицея в режиме экспериментальной площадки по внедрению модели обучения на основе индивидуальных учебных планов и связала данный опыт с особенностями ФГОС для старшей школы.
Разработки проекта стандарта исходят из тезиса, что оптимальное количество учебных предметов на старшей ступени обучения не должно превышать 9–10 предметов. При этом разгрузка обучающихся происходит, главным образом за счет предоставления им возможности изучения предметов на разных уровнях с учетом их индивидуальных образовательных потребностей при сохранении гарантированного общеобразовательного уровня знаний и компетенций по всем традиционным для школьного образования предметным областям. Таким образом, учащийся старшей школы формирует свой индивидуальный учебный план. Кроме того, каждый старшеклассник выбирает индивидуальный проект. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, иного.
Логика развития образовательного процесса на старшей ступени общего образования в лицее привела к организации профильного обучения по индивидуальным учебным планам. С 2006 года лицей разрабатывает адаптивную модель мультипрофильной школы, которая подразумевает составление индивидуальных учебных планов для учащихся 10-11 классов. При мультипрофильной модели обучения в старших профильных классах нет жесткого закрепления профилей и определенных предметов за профилями. Учащиеся самостоятельно выбирают базовый или профильный уровень изучения таких предметов, как математика, физика, химия, биология, история, обществознание, литература, иностранный язык, и составляют индивидуальные учебные планы. Индивидуальный учебный план – индивидуальный, логически связный набор учебных курсов, который собирается осваивать старшеклассник. Логическая связность основана на индивидуальной образовательной программе, т.е. системе представлений старшеклассника о его будущем и о способах его достижения через образовательные ресурсы. Индивидуальный учебный план включает дополнительные возможности получения знаний и практических навыков в интересующей сфере через спецкурсы, участие в проектной и исследовательской деятельности.
Петрова Г.Ю., заместитель директора по УВР более подробно рассказала об особенностях организации учебного процесса в старшей школе при обучении по индивидуальным учебным планам и о технологии составления расписания.
Лаевская Н.Г., заместитель директора по НМР выступила по теме «Исследовательская и проектная работа как составляющая индивидуального учебного плана старшеклассника».
Руководителям школ были представлено заседание научного общества учащихся лицея, в ходе которого состоялась презентация исследовательской работы ученика 10 «А» класса Фёдорова Ильи «Новые методы решения обобщенной задачи Наполеона» (научный руководитель кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики СПГУПС Шкроба С.П., учитель Ильина Л.П.), а также открытые уроки в профильных группах старших классов лицея:
• урок химии в 11 классе по теме «Витамины» (Чаупенкова Е.А., учитель высшей категории, победитель конкурса учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»);
• физики в 10 классе по теме «Постоянный ток» (Семенов В.Г., заместитель директора по ИКТ, учитель высшей категории, Отличник просвещения, победитель конкурса учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»).
Завершился семинар заседанием круглого стола, в ходе которого в обсуждении проблемы введения ФГОС среднего (полного) общего образования приняли руководители общеобразовательных учреждений города, специалисты Управления образования, администрация лицея № 11. Опыт работы коллектива лицея по внедрению модели обучения по индивидуальным учебным планам получил высокую оценку коллег.
Рождественская Е.А