Школа ответственного и успешного поколения – это сообщество детей и взрослых, жизнедеятельность которого строится на основе таких ценностей, как ответственность, свобода, успех, долг, забота, активность, любовь к Отчизне и малой родине. Целью образовательной системы является содействие развитию успешной, активной, ответственной личности гражданина Российской Федерации.
Заместитель директора лицея Зайцева А.Л., педагог-психолог Давыдик Ольга Александровна обсудили с участниками семинара основные принципы построения новой образовательной системы:
• Принцип ответственности. Свободный и ответственный выбор, ответственное отношение становятся характерными чертами образа жизни лицеистов и педагогов
• Принцип успешности. Проектирование и создание ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности – важный компонент повседневной работы педагогов.
• Принцип комплексности. Он обращает внимание руководителей и педагогов лицея на то, что достижение поставленной цели предполагает системный характер действий.
• Принцип активности. Ответственность – одна из стержневых добродетелей человека формируется в деле: бездельному не за что отвечать, нести ответственность. Вряд ли без проявления активности можно добиться успеха.
• Принцип гуманистичности предполагает использование личностно и индивидуальностно ориентированных форм и способов педагогической помощи и поддержки. Значимую роль в развитии у лицеистов ответственности и потребности в достижении успеха может сыграть личный пример ответственного отношения педагога к делу и людям, его собственная успешность.
В ходе обсуждения были выделены приоритетные направления деятельности:
• проектирование и построение образовательной практики в лицее в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов общего образования; использование традиционных и новых педагогических средств для развития у лицеистов ответственного отношения к себе, своей деятельности, выбору профессии, социальному и природному окружению;
• формирование у детей потребности в достижении успеха, умения реализовать свои возможности и способности на учебных занятиях и во внеучебной деятельности;
• обеспечение теоретической и методической готовности педагогов к реализации требований ФГОС, осуществлению продуктивной деятельности по развитию ответственной, активной и успешной личности лицеиста;
• разработка диагностико-аналитического инструментария для изучения состояния и эффективности образовательной системы Школы ответственного и успешного поколения
Участники семинара признали, что на период с 2011 по 2016 год целесообразно :
• создание педагогических условий, способствующих воспитанию ответственности как социально-значимого качества школьников в учебной и воспитательной деятельности;
• развитие модели предпрофильной и профильной подготовки учащихся;
• выбор технологий на деятельностной основе, способствующих формированию УУД;
• разработка мониторинга эффективности опытно-экспериментальной деятельности.