Творческая встреча с коллегами Маардуской средней школыВоспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят его убеждения, установки, готовность воспринимать новое и самосовершенствоваться. А самосовершенствование не может быть эпизодическим, оно должно быть постоянным.
Именно такие педагогические установки и побудили коллектив нашей школы подружиться и тесно сотрудничать с коллективом Маардуской основной школы в Эстонии. Несколько лет продолжается наше содружество.
В ноябре делегация педагогов нашей школы отправилась по приглашению коллег Маарду на педагогический семинар – педсовет «Дети с особыми образовательными потребностями в современной школе». Мы уже не раз были в уютной и гостеприимной русскоязычной школе этого маленького эстонского городка, но в этот раз наши коллеги представили свою систему работы с детьми разного образовательного уровня. Мы побывали на замечательном интегрированном уроке во 2-м классе «Есть глаза у цветов», где увидели, в каком тесном сотрудничестве работают учителя, дети и их родители. А результатом сотрудничества стала практическая направленность урока, творческая атмосфера и счастливые дети, для которых урок стал и праздником, и трудом, и средством показать гостям свои знания и умения.
На литературном уроке «Осень в русской поэзии» в 5-м классе мы наблюдали, как умеют творчески и неординарно мыслить подростки – мальчики (в классе из 14 человек было 11 мальчиков!), каким интересом горели у них глаза, когда речь шла о сопоставлении их представления об осени и образе осени в русской поэзии.
Учеников 7-ого класса мы увидели на уроке истории с элементами эстонского языка «Возникновение средневековых городов. Таллин». Нам в прямом смысле повезло. Мы буквально накануне были на экскурсии по Старому Таллину и поэтому вместе с девятиклассниками с интересом «бродили» по узким улочкам старого Таллина, «узнавали» архитектурные памятники и даже заучили несколько эстонских слов. Урок истории стал не только уроком для учеников, но он стал и уроком – сотворчеством для нас, великолукских учителей.
Мы уже давно знаем, что ученики в Маардуской основной школе очень талантливы: они пишут стихи, прозаические миниатюры, издают свой литературный журнал. А теперь мы увидели настоящую творческую лабораторию, которую представили нам учителя Никитина А.З. и Михельсон И.В. на уроке детского творчества «Мы в ответе за тех, кого приручили». Результатом системной работы по литературному развитию школьников стало их умение не только понимать и любить литературу, но и умение создавать поэтические строки, писать рассказы, издавать литературный журнал «Школьная перемена».
Посещенные открытые уроки коллег Маардуской школы помогли нам увидеть особые тенденции в образовательном процессе эстонской русскоязычной школы. А проведенный после открытых уроков семинар, где с обобщением своего опыта работы с одаренными детьми выступили педагоги Маарду и Великих Лук, позволил сделать вывод о том, что только система работы с учащимися с особыми образовательными потребностями приносит свои результаты и что «учение с увлечением» может организовать только учитель – профессионал, способный «зажечь» в учениках жажду знаний.
Коллектив средней школы № 12 выражает огромную благодарность мэру города Маарду Быстрову Г. В., нашедшему время и возможность принять делегацию учителей нашей школы; коллегам Маардуской основной школы и директору школы Мариям Савельевне Раннак за предоставленную возможность участвовать в совместном педагогическом семинаре, за прекрасную экскурсию на белоснежном пароме в столицу Швеции Стокгольм, которую мастерски провели педагоги школы супруги Мухины. Мы получили и эстетическое удовольствие, и массу положительных эмоций, и необыкновенный заряд бодрости для дальнейшей творческой педагогической деятельности.
Хочется сказать большое спасибо и Управлению образования нашего города в лице начальника Управления Бушенковой И. А., которая не только помогла в организации этой поездки, но и принимала участие в ней.
Зам. директора по УВР Л. С. Лаврентьева