182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Гимназия» им. С.В. Ковалевской
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
Проверяющая система e-Judge

GimnMoodle

Журнал Дневник

     
открыть картинку в новом окне 11 ноября 2010

Искусство видеть каждого… Доклад на августовской конференции.

1.«Гимназия – особое учебно-воспитательное учреждение, учебное заведение нового типа, ориентированное на работу с одарёнными детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности, устойчивую положительную мотивацию к учению». (Из типового Положения о гимназии). Но как существовать гимназии в провинциальном городе с небольшим количеством потенциальных первоклассников, если, согласно научной статистике, в 5-6-летнем возрасте выявляется только 0,5 - 1 % одарённых детей? Именно поэтому администрация и педагоги гимназии имени С.В.Ковалевской всегда следуют убеждению, что неталантливых детей нет. А одним из ключевых направлений деятельности гимназии является развитие творческого потенциала личности учащегося, создание условий для выявления, развития и реализации детской одарённости. Недаром в Программу развития гимназии органично входит подпрограмма «Одарённые дети», об эффективности деятельности которой говорят, в первую очередь, успехи наших гимназистов и выпускников гимназии. Я не буду перечислять их победы, об этом подробнее можно узнать на сайте гимназии в «Публичном докладе» и отчётах о работе за год. Достаточно сказать, что на ежегодной Ассамблее победителей, на которую приглашаются для награждения ребята, отличившиеся в какой-либо сфере деятельности, в актовом зале гимназии нет свободных мест.

2.В последние годы в стране растёт интерес к проблеме детской одарённости. Образовательная инициатива «Наша новая школа» и Новые Федеральные государственные стандарты призывают «… создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят,… поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой образовательной школы».

Таким образом, воспитание творческого потенциала личности должно стоять во главе современного образования. Вдумайтесь в эти цифры: сегодня существует 40 000 различных специальностей и профессий, причём большинство из них являются междисциплинарными! Каждые два-три года количество информации о мире удваивается, а знания, полученные на уроках, устаревают к моменту окончания выпускником школы! Именно поэтому современное общество нуждается в людях неординарных, творческих, нестандартно мыслящих, нацеленных на постоянное самообразование и самореализацию на благо общества.

3.«Когда мы были одарёнными». Память не сохранила имени автора ироничных литературных заметок, но смысл их помнится отчётливо: из каждого из нас мог вырасти гений, у всех нормальных детей есть задатки, но, увы, не всегда они проявляются. У каждого из нас есть фотография, условно назовём её «Первый раз в первый класс». Почему же так по-разному сложились судьбы тех, кто доверчивыми глазами смотрит на нас с неё? Ведь вы учились в одном классе!

4.Согласно исследованиям корифеев отечественной психологии Л.С.Выготского , С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Д.Б.Богоявленской, только в деятельности природные задатки ребёнка могут превратиться в способности, способности к тому или иному виду деятельности могут перерасти в одарённость , и только целенаправленная деятельность по развитию одарённости может привести к раскрытию таланта или гениальности.

Таким образом, только деятельностный подход к обучению и воспитанию ребёнка способствует формированию его способностей и развитию одарённости. Но не любая деятельность развивает способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции!

К сожалению, учителю чаще всего не удаётся увидеть долговременные плоды своего труда. Ведь гениальность или талантливость, как правило, проявляются уже после окончания школы. Но это обстоятельство ни в коей мере не умаляет заслуг воспитателей и учителей будущего гения.

5.Вспомните крылатую фразу: «Таланту нужно помогать, бездарности пробьются сами». Существует ряд особенностей одарённого ребёнка, которые требуют психолого-педагогической коррекции и поддержки и создания особой творческой атмосферы в школьном коллективе. Противоречивость личности одарённого ребёнка заставляет педагогов искать пути оптимальной социализации детей в школьном коллективе при максимальном развитии личностных особенностей каждого (личностно ориентированная педагогика).

6.Конечно, сензитивный период для развития способностей – дошкольный возраст: по Бергинсу, 20% будущего интеллекта приобретается к концу 1 года жизни, 50% - к 4 годам, 80% - к 8 годам, 92% - до 13 лет.

Но, к счастью, одарённость имеет трёхкомпонентную структуру (по Д.Рензули): в её основе потенциальные способности ребёнка (то самое ДАНО, на которое мы повлиять не можем), к ним примыкают креативность и мотивация, которые возможно изменить, включая детей в РАЗВИВАЮЩУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

«В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования»,- писал Л.С.Выготский.

«Обучение творчеству способствует воспитанию хорошего человека». (Абрахам Маслоу)

Тем более что видов одарённости столько, сколько различных видов деятельности существует!

7.Таким образом, развивать детскую одарённость мы можем, упражняя творческие способности детей и формируя мотивацию достижений.

Все дети от природы обладают творческим началом. Если же способности ребёнка не находят полноценного развития, то виноваты в этом мы, взрослые, которые либо не создали условия для развития природных задатков, либо загасили способности догматическими методами обучения и воспитания.

8.В гимназии используется целый арсенал средств развития детской одарённости: технология развивающего обучения, ТРИЗтехнология, технология развития креативности, дидактические и ролевые игры, система дополнительного образования, олимпиады и конкурсы, соревнования, психологическая поддержка, арт-терапия и сказкотерапия, проектно-исследовательская деятельность, мультипрофильные элективные курсы, кружки и факультативы разной направленности, концерты, просветительская работа , коллективные творческие дела с родителями и многие другие. Все они служат вовлечению учащихся в деятельность, направленную на выявление и развитие способностей каждого ребёнка. Задача учителя гимназии – обеспечить ситуацию успеха для каждого, вовлечённого в эту деятельность!

9.Осознавая огромную роль школы в развитии учащихся, в гимназии создана система работы с одарёнными детьми. О некоторых её особенностях я и хочу рассказать сегодня.

Ни для кого не секрет, что на протяжении почти 10 лет в начальной школе гимназии успешно применяется технология развития креативного мышления и формирования мотивации достижений, разработанная и опробованная преподавателем психологии Санкт-Петербургского университета Ю.Б.Гатановым. Это не только специальные психолого-педагогические занятия «Учусь творчески мыслить», но и большая работа педагогов на каждом уроке. Осуществляет мониторинг эффективности нашей работы и предоставляет методические комплекты для занятий Международный Фонд информационных технологий «Референт-интернет» под руководством Алексеева Н.Д. Мы не только были пионерами внедрения этой технологии в жизнь гимназии, но «заразили» наших коллег из других школ и даже вузов.

10.Старшеклассники, прошедшие курс развития креативности, неоднократно принимали участие в Международном конкурсе креативности «Одиссея Разума» в Польше и Германии, а учителя гимназии были судьями городских и региональных этапов этого конкурса. Кроме этого, учителя получили прекрасную возможность с помощью МФИТ «Референт» обогащать свои знания по развитию одарённости школьников на различных конференциях и круглых столах.

11.Конкурс «Одиссея разума» во многом похож на нашу отечественную игру в Клубе весёлых и находчивых, поэтому наши креативные гимназисты с удовольствием играют в КВН (новогодний, мартовский и другие). Наш тезис о том, что каждый ребёнок одарён, подтверждает опыт КВНовского движения в отдельно взятом классе: гимназическая команда «Вечный двигатель» - яркое тому подтверждение. Они выигрывали фестиваль в Санкт - Петербурге в «Юниор- лиге», они дважды выиграли кубок ректора ВГСХА, оставив позади три студенческие команды, а, раззадорясь, взяли гран -при на фестивале Полоцкой открытой лиги КВН, обойдя 15 студенческих команд. Не останавливаясь, они домчались до полуфинала лиги, по-честному, без скидок на возраст, соревнуясь со студентами белорусских университетов.

Для меня лично работа с ребятами – редкая для учителя начальных классов возможность наблюдать взросление своих недавних выпускников и наслаждаться продолжением нашего общения.

12. Ещё одна безусловная изюминка гимназии – это «Гимназета». Полноценное печатное издание, которое служит одновременно и летописью гимназии, и трибуной для выражения своего мнения, и местом для реализации творческих способностей и гимназистов, и их родителей, и учителей. Став призёром областного конкурса периодических школьных изданий, «Гимназета» вошла в каталог 150 лучших школьных изданий России, а участники пресс-центра становились неоднократными победителями творческих конкурсов различных уровней. Многие из участников редколлегии затем связали свой жизненный выбор с журналистикой. Только за последние 3 года более 10 выпускников гимназии стали студентами факультетов журналистики, полиграфии или средств массовой коммуникации.

13.Большое значение для развития гимназистов имеет возможность встреч с творческими людьми. . С помощью творческого объединения «Диалог» состоялось много творческих встреч гимназистов с лучшими российскими авторами и исполнителями бардовской песни и поэтами. В гостях у гимназистов побывали Сергей Яковлевич Никитин, Леонид Сергеев, Лидия Чебоксарова, Ввиктор Быков, Людмила и Виктор Дурицыны из Москвы, Владимир Васильев из Харькова, Александр Макаренков из Смоленска, Александр Шмидт, Светлана Пышненко и Игорь Перелыгин из Витебска, Анжела Худик из Минска, Андрей Козловский из Вологды и многие другие. Старшеклассники неоднократно встречались с членом Союза писателей России Михаилом Анатольевичем Кукулевичем – ревностным хранителем и знатоком русской поэзии. Его уроки – концерты, посвящённые декабристам, истории русской поэзии и любовной лирике русских поэтов, не оставили никого равнодушными. А какое взаимное удовольствие от общения получили младшие школьники, знакомясь с Юрием Сергеевичем Энтиным, Сергеем Яковлевичем Никитиным, Андреем Усачёвым и Эдуардом Николаевичем Успенским! Уважение к Автору, почтение к Слову, трепетное отношение к Творчеству и любовь к Родине воспитывают такие встречи. Последние годы на базе гимназии проходит и городской ежегодный фестиваль авторской песни и поэзии «Многоголосье», и гимназисты стали не только зрителями и слушателями, но и участниками концертов. Дипломантами фестиваля среди гимназистов стали исполнители авторской песни Головнёва Ольга, Кузнецова Ирина, Котова Мария, а лауреатом фестиваля в номинации «Поэзия» стала Мищенкова Анастасия.

14.Расширяя возможности самоопределения и самореализации гимназистов, старшеклассникам предлагается свободный выбор элективных предметных курсов, профилизациии образования и безграничные возможности для творчества. «Межкультурный клуб им. О.Бальзака», литературный клуб «Истоки», творческое объединение «Кристалл» (наши уважаемые знатоки), Центр Гражданского образования, общественная организация «Витязи», участие в гимназическом самоуправлении позволяют каждому гимназисту применить свою одарённость. Турнир по каратэ памяти выпускника гимназии Павла Сухорученкова уже приобрёл статус областного мероприятия.

15.Артистически одарённые старшеклассники традиционно являются организаторами и ведущими всех гимназических праздников, конкурсов и концертов.

16.Академическую одарённость позволяют развивать многочисленные исследовательские конкурсы, конференции, семинары, олимпиады, спецкурсы.

17.Широкие возможности для развития детской одарённости предоставляет участие в программе «С именем Ковалевской». (Подробнее см. сайт гимназии)

18.Именно системный подход и вера педагогов в каждого гимназиста обеспечивают выпускникам гимназии успешный старт во взрослую жизнь. Большое, как известно, видится на расстоянии, и поэтому именно школьному учителю легче, чем родителям, разглядеть способности каждого ребёнка и подсказать, куда лучше всего направить его творческую энергию. Гимназисты, несмотря на свою учебную занятость, почти 100% - успешные ученики музыкальных, художественных и спортивных школ города.

19.В.А.Моцарт писал: «Ни изрядная умственная одарённость, ни воображение, ни то и другое вместе взятое не делают человека гением. Любовь, любовь, любовь – вот душа гениальности».

Трифонова Н.П., зам. директора по УВР

Фото
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне

скачать документ [6.57 Mb]

Архив
наши успехи
    Наши поздравления и пожелания - дальнейших побед!!!

    Поздравляем Филинова А. Н. и команду "БОП"

    Поздравляем Андикхоу Анаиту

    Поздравляем победителей олимпиады по МХК

    ПОЗДРАВЛЯЕМ Лыкова Илью!

    Поздравляем Колпакова Даниила

    Поздравляем Лукина Максима

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.