«Права человека - это то, что никто не может у вас отобрать». Рене Кассэн.
17 октября 2010 года в 12.00 при сотрудничестве Центра Гражданского образования (при МОУ ДОТ ДДТ им. А.Матросова) с Центром правовой информации МУК «Центральная городская библиотека им. М.И. Семевского» прошел семинар по правам человека «Насилие над детьми разрушает надежду».
Помимо трех руководителей мероприятия: Галины Анатольевны Федоровой - руководителя Центра правовой информации МУК «ЦГБ им. М.И. Семевского», руководители Центра гражданского образования - Присяжная Елена Алексеевна - учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия» им. С.В. Ковалевской и Семенова Ольга Александровна - учителя истории и обществознания МОУ СОШ 12 им. Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского. На семинаре присутствовали 29 человек учащихся гимназии и школ города № 5, 7, 12.
Несмотря на то, что все были из разных школ, мы очень быстро познакомились посредством командной игры и игры в шарады. Сначала нас разделили на пары и дали изображение, иллюстрирующее одну из статей Конвенции прав ребенка. С помощью пантомимы мы должны были изобразить эту статью. В соответствии со статьей человек мог попасть в команды «Право на выживание», «Право на защиту», «Право на образование» или «Право на участие». После чего командам раздали сокращенную версию конвенции прав ребенка; из списка статей представленных в документе каждый стол должен был выбрать статьи, относящиеся или к «Правам на выживание», или «Правам на защиту», или «Правам на образование» или «Правам на участие». Также была игра на знание определений некоторых понятий, где каждая команда задавала вопросы остальным участникам семинара. Все команды успешно справились с этим заданием. В заключение семинара прошел конкурс капитанов команд, на котором они соревновались в знании прав ребенка в Р.Ф., после чего участвующие команды и капитанов этих команд наградили грамотами. На мероприятии нас познакомили с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка. Из этого мы узнали, что к началу 21 века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкрепленная соответствующими документами. Основным актом о правах ребенка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) - это документ о правах ребенка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Права, входящие в Конвенцию, можно условно разделить на следующие группы: права на выживание, права на развитие, права на защиту, права на участие.
Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. Его отдельная статья посвящена детям. В ней указывается, что «Материнство и детство дают особое право на особое попечение и помощь». Таким образом, признавая равные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международное сообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям.
Основным актом о правах ребенка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также Конституция Р.Ф., Семейный кодекс Р.Ф., Основы законодательства Р.Ф. «Об охране здоровья граждан», Федеральный закон «Об образовании», Закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон «О социальной защите инвалидов в Р.Ф.».
Как свидетельствует горькая статистика, ежегодно более ста тысяч детей в России сбегают из дома, спасая свою жизнь от произвола взрослых. Около 9 тысяч родителей каждый год лишают родительских прав именно из-за фактов жестокого обращения с детьми. Согласно закону «О жестком обращении с детьми», любое действие, причиняющее вред ребенку, может называться оскорблением или насилием. А ведь личностные качества, моральные представления, уважение к себе и к окружающим мы получаем только от самых близких людей. Поэтому ребенок может полноценно развиваться только в семье. При воспитании детей необходимы ласка и участие, так как данные современных нейробиологических исследований свидетельствуют, что не только при избиении, но и при отсутствии нежного физического контакта с родителями у ребенка остаются недоразвитыми определенные отделы мозга, особенно те, которые отвечают за эмоциональное развитие. Напротив, люди, ощущавшие в детстве сочувствие и поощрительную поддержку взрослых, легко перенимают свойства своих родителей - самостоятельность и способность к эмпатии.
Семинар произвел на нас неизгладимое впечатление. Кроме игр, весёлых разминок, были серьёзные мини-лекции о видах насилия, умении защитить себя, ответственности за насилие, интересные презентации и трогательные мини-ролики о внимании к ребёнку. Интерактивные методы работы в таком большом незнакомом коллективе сдружили нас и многому научили. Семинар акцентировал наше внимание на проблемах защиты прав детей и их решениях. Мы поняли, что для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых - помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.
Ученица 11-Г класса гимназии – Хабарова Анастасия