12 октября состоялась учебно-производственная комиссия «Особенности организации учебного процесса на второй – третьей ступени с целью формирования прочных знаний учащихся». Важность вопроса актуализируется еще и тем, что с этого года школы переходят на внедрение ФГОС. Мы понимаем прочность знаний как длительность сохранения их в памяти и способность воспроизведения в необходимых случаях, что созвучно с качеством образования. Целью заседания было выявить факторы, влияющие на прочность знаний. Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения и зависит от качества носителя знаний – учителя, который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся.
Участники 3-х групп: «учителя», «ученики» и «урок», формулировали основные характеристики каждой из этих категорий, способствующие формированию прочных знаний. В результате обсуждения комиссия пришла к следующим выводам:
• Обеспечение качества образования начинается с учителя, который не только передает свои знания, но и формирует личность обучающегося, его мировоззрение и духовность. Качество преподавателя включает в себя: компетентность в определенной области науки, потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью, наблюдательность и учет характерных особенностей учеников, научно-исследовательская активность и повышение квалификации.
• Качество обучающихся является конечным результатом образовательного процесса и характеризуется следующими показателями: желание учиться, интеллект, духовность, одаренность, память, дисциплинированность, работоспособность, умение применять полученные знания на практике.
• Урок, способствующий формированию прочных знаний, должен основываться на таких принципах, как создание благоприятной обстановки в классе, постановка целей и анализ результатов, использование различных методов и форм обучения, использование разных каналов поступления информации и развитие всех видов памяти, дифференциация и индивидуализация обучения.