Подготовка к школе – одна из главных задач родителей, педагогов и психологов.Многолетние наблюдения показывают, что подготовка не должна быть односторонней, то есть необходимо развивать не только интеллектуальную, но и эмоционально-личностную сферы, а также достижения определенного уровня физической зрелости.
Подготовленность к школьному обучению не исчерпывается умением читать и оперировать числами. Эти умения свидетельствуют лишь об актуальном развитии и хорошей памяти (что само по себе прекрасно и облегчает обучение, усвоение новых знаний).
Однако в области социального, эмоционально-личностного и физического развития с помощью кратковременного интенсивного воздействия, подобно интеллектуальному «натаскиванию», успеха достичь невозможно.
В результате такие дети плохо ориентируются в отношениях между людьми, не знают, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Им непросто найти свое место в коллективе, включиться в учебный процесс. Очень часто у них не сформирована учебно-познавательная мотивация: обучение, усвоение нового не является для них значимой целью. Однако одной познавательной мотивации для успешного обучения в школе тоже недостаточно, необходима психологическая готовность. Простейшую проверку психологической готовности могут провести сами родители.
ВЫЯСНИТЕ, УМЕЕТ ЛИ БУДУЩИЙ ШКОЛЬНИК:
1. заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20-30 мин. Или хотя бы сидеть это время на месте;
2.правильно понимать с первого раза простейшие задания – например, нарисовать мужчину, а не просто человека;
3.действовать по образцу (например, срисовывать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);
4.действовать в заданном ритме и темпе без ошибок, на протяжении 4-5 мин.(например, рисовать геометрический узор в тетради в клеточку под диктовку взрослого (кружок, квадрат, а затем самостоятельно, но в заданном темпе).
5. хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать понятия верх-низ, над-под, направо-налево, уметь нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого (графический диктант);
6. ориентироваться в понятиях больше-меньше, раньше-позже, сначала-потом, одинаковое-разное;
7. запоминать короткие стихотворения.
СОЦИАЛЬНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ребенка выражается в его умении контактировать с другими людьми-детьми и взрослыми, соблюдать принятые в обществе правила поведения, уметь играть в игры с правилами.
СОЦИАЛЬНО КОМПЕТЕНТНЫЙ ребенок способен наладить отношения с людьми, договориться с ними без конфликтов, добиться своего, никого не обижая, уметь уступить в чем-то собеседнику или партнеру.
ЭМОЦИОНАЛЬНО ЗРЕЛЫЙ ребенок не обидчив, не агрессивен, понимает чувства других людей и способен учитывать их в своем поведении. Он умеет понимать и описывать свои чувства и их причину. Такой ребенок не будет безутешно рыдать, что ему не дали флажок, а подойдет к учителю и спокойно попросит.
При поступлении в школу в сложном положении оказываются дети, не умеющие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение парализует их, удовольствие переходит в бурную радость. При этом способность к восприятию окружающего резко снижается. Поглощенные своими переживаниями, дети не в состоянии ориентироваться в происходящем, у них ослабевает внимание, исчезает способность к рассуждению и логическому мышлению.
Уже к 6-6,5 годам, можно научить ребенка контролировать свои чувства и переживания. Можно познакомить ребенка с приемами самоуспокоения (например, уговаривать самого себя: «все хорошо, я сейчас успокоюсь, все пройдет, все получится и т. д.). При этом важно избегать формулировок с частицей «не» (не надо плакать, мне нельзя нервничать и т.д.). Нужно научить ребенка простейшим дыхательным упражнениям.
В целом же, независимо от умственного, физического и эмоционального развития ребенка, важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям.
УСПЕХОВ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ !
Подготовила психолог МОУ «Педагогический лицей» Канцерева О. В.