Школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. В свою очередь, изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа.Деятельность любого образовательного учреждения – это, в первую очередь, процесс предоставления образовательных услуг.
10 февраля в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» состоялся семинар руководителей образовательных учреждений по созданию системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей, над которой в течение нескольких лет работает педагогический коллектив под руководством Заслуженного учителя России, директора школы Гололобовой Г.А..
«Образовательная политика нашего учреждения направлена на создание условий для формирования социальной мобильности, креативности, компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности и максимального развития интеллектуального потенциала учащихся.
Основные задачи школы на современном этапе – привитие учащимся личной заинтересованности в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни, воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых креативов и культурных связей.» /Из выступления Гололобовой Г.А./
Большинство родителей считают, что талант ребенку дается свыше: либо он есть, либо его нет. И… глубоко ошибаются. Задатки ребенка надо развивать, превращая их в способности. Из любого ребенка можно вырастить талант! Но это надо делать вовремя.
Раннее развитие детей школа начинает с работы дошкольного отделения. Уже второй год мы работаем с такими детьми. Что мы наблюдаем? Отличаются ли они от первоклассников, которые пришли из детских садов? Да, отличаются. Во-первых, они не испытывают тревожности, так как процесса адаптации к школе у них нет. В глазах радость и ожидание успеха. Я знаю! Я могу! Этим детям легче включиться в учебный процесс. Во-вторых, у этих детей уже на первом этапе обучения вырабатываются настойчивость, трудолюбие, самооценка и самоорганизованность. И помогает им в этом опытный и творчески работающий учитель начальных классов Цветкова И.А.
Однако, развитие интеллекта и творческих способностей детей происходит прежде всего через урок. Суть обучения в том, чтобы ученик как субъект учения имел потребность в самоизменении и был способен удовлетворить ее посредством учения, т.е. хотел, любил и умел учиться. Методы обучения должны быть направлены на то, чтобы организовать и поддержать учебную активность учащихся. Реализация методов обучения требует принципиально нового взаимоотношения учителя с учеником. Так мы определили условия, необходимые для сотрудничества: развивать даже самые малые способности детей и вызывать у них радость познания. Ведь радость познания делает ученика активным, а знания, полученные таким путем, более глубокими и прочными
Приемы и методы создания мотивации разнообразны, но мы на первое место поставили использование на уроке ИКТ. Это наглядно было продемонстрировано учителем биологии и экологии Бовдуй Т.В., которая представила руководителям ОУ презентацию урока экологии с применением ИКТ и электронной доской «SMART Board».
Использование ИКТ на практике участники семинара смогли увидеть, посетив уроки: биологии «Сердце, как хорошо, что ты такое!» - 8 класс, учитель Бовдуй Т.В., геометрии «Сумма углов треугольника: предполагай, исследуй, доказывай!» - 7 кл, учитель Голубева В.В., физики «Изотермические процессы» -10 кл., учитель Лебедев В.В., английского языка «Дом, в котором я живу» и «Гость с красной планеты» - 5 кл., учителя Дмитриева Н.А., Родькина Н.Г., математики «История Великих Лук в цифрах» - 4 кл., учитель Осипова С.В., химии «В мире спиртов» - 10 кл., учитель Ершова О.В., интегрированный урок истории-географии «Поклоняющиеся звездам. Перу: вчера и сегодня» - 7 кл., учителя Дмитриева С.П., Петрова С.В., русского языка «Сложное предложение. Сложное?» и «Словари – наши друзья и помощники» - 9 кл., 6 кл., учителя Шамкова Л.Г., Фальковская Н.М.
Но мы хорошо понимаем, что способности учеников надо развивать не только на уроке, но и за его рамками.
Поэтому в текущем году в школе ведется более 30 факультативных и элективных курсов практически по всем предметам. Эти занятия ученики с удовольствием посещают по субботам. Учителя пытаются заинтересовать и привлечь ребят как содержанием так и названием курса. Например, «Живая география», «Сотвори в себе Солнце» и др. И результаты есть. В этом учебном году 18 призовых мест завоевали наши учащиеся в городском этапе олимпиад. Все они являются слушателями факультативных и элективных курсов.
Формирование социально - активной личности, раскрытие, развитие и реализация творческих способностей учащихся в максимально благоприятных условиях возможно и через органи¬зацию воспитательного процесса в школе.
В школе создана такая воспитательная среда, которая предоставляет каждому ребенку возможность выбора раз¬личных видов занятий и творческой деятельности, соответствующих лич-ным потребностям через сотрудничество со всеми учреждениями дополнительного образования города.
На базе школы сформировано 55 детских объединений (кружков, секций), из них 26 от МОУ «СОШ № 13», 4 –от МОУ ДОД «Дом детского творчества им. А. Матросова», 25 – от ДЮСШ №№ 1,2,3,4.
Охвачены дополнительным образованием более 80 % учащихся.
С целью формирования интеллектуального по¬тенциала учащихся в нашей школе создано детское объединение «Клуб интеллектуальных игр «Эрудит», руководит которым Николаева Л.В.. Участники семинара смогли принять участие в очередном заседании клуба и сыграть туры «Медиаазбука» и «Песневед» вместе с 12-ю командами школы.
Через это детское объединение смогли реализовать такие ученики школы как: Щукин Иван, Суровцева Виктория, Карпенко Валерия, Епарина Евгения. Благодаря занятиям в клубе они успешно выступают в предметных олимпиадах города и области, интеллектуальных поединках различного уровня.
Система образовательных услуг нашей школы позволяет легче и с интересом постигать школьную программу учащимся и глубже познавать мир науки через уроки, внеклассные мероприятия и занятия в детских объединениях.
Гололобова Г.А., директор школы