СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Учитель… Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую огромную роль играет в жизни каждого человека Учитель.
Трудно представить, сколько сил, труда, души, терпения учителя вкладывают в каждого из своих учеников, чтобы они выросли из маленьких девчонок и мальчишек в успешных, счастливых людей. Изо дня в день, из года в год учитель отдает себя детям. Недаром говорят, что школа – второй дом, а учитель – вторая мама. Как писатель живет в своих произведениях, как художник – в картинах, так и учитель – в мыслях, поступках и делах своих учеников.
Нашей МОУ «СОШ № 6» школе повезло: у нас много творческих, преданных своему делу учителей.
Одной из них является выпускница школы, а ныне учитель биологии Яценко С.И. Четверть века в образовании и уже 18 лет в любимой школе – такова профессиональная биография Светланы Ивановны. Эта хрупкая женщина обладает уникальной силой и энергией, которой она способна зарядить не только учеников, но и своих коллег-учителей. Секрет ее прост: Светлана Ивановна всегда готова поделиться всем, что знает. Она – человек надежный, дисциплинированный, пунктуальный. И в то же время – не без чувства юмора, интересный собеседник.
Своему предмету она не просто учит, а увлекает. Остается только удивляться, что биология может быть настолько интересной! Результаты: победы ее учеников в олимпиадах. Только за три последних года она подготовила 4 победителя и 11 призеров городских олимпиад по биологии и экологии. Светлана Ивановна внимательно относится к творческому развитию одаренных детей. Ее воспитанники успешно обучаются в Центре одаренных детей. Уже в этом году 16 учеников вышли во второй тур. Именно с этого Центра начал свое участие в областных конференциях «Юниоры Псковщины» Суслов Семен, ученик 8 «А» класса. В этом году он - уже участник Всероссийской научно- практической конференции « Шаг в будущее, ЮНИОРЫ», проходящей в Москве. Наш Семен вышел в финал и получил рекомендацию – приглашение вне конкурсного отбора пройти курс обучения в мастер-классах научной школы-семинара «Академия юных», профессоров и доцентов МГТУ имени Н.Э. Баумана, МГУ им. М.В. Ломоносова. С 15 по 25 июня 2010 года в г. Гагра (Республика Абхазия)
Начинается урок. Четко сформулированные выводы, точные примеры…. Все грамотно и конкретно выстроено, все занятие расписано по минутам. Тем не менее, кроме значения страшного слова «биогеоценоз», можно увидеть, понять и разгадать душу учителя. В этом и состоит уникальность таких уроков, цель которых не просто «наслушаться умных слов и бездумно повторять их на каждом углу», но и насладиться общением с хорошим человеком. Про Светлану Ивановну можно сказать, что она знает, чего хочет от учеников. Чётко поставив цели и определив задачи, она… ведёт урок, но делает это так, что ученики действительно начинают работать! Быстрый темп урока, заданный буквально с первых минут, чёткие, продуманные фразы, а главное, неиссякаемый поток энергии, исходящий от учителя – всё это завораживает и вызывает желание думать, размышлять, спорить. Урок Светланы Ивановны расписан по минутам. Она сможет всё: объяснить новый материал, проверить его запоминание, дать ребятам возможность самостоятельно проанализировать свою работу и… оставить после урока хорошие воспоминания, как после общения с интересным человеком. Системный подход к уроку биологии – это не дань математике, это правильная, оптимальная работа, собственное видение предмета, которое обеспечивает плодотворную работу. Биология не гуманитарный предмет, где есть место лирическим отступлениям. Биология – наука точная…
А еще ей нравится впитывать всё новое, интересное, полезное. И с какой же радостью это богатство она потом передает детям! Овладев в совершенстве компьютером, помогает освоиться с этой современной техникой и своим ученикам. Подбирает необходимую литературу, приобретает диски, необходимые в современной школе. Словом, всю себя отдает работе, ученикам. И получает от этого удовлетворение, ощущение счастья. В результате интеграции учебной и внеурочной деятельности педагог формирует глубокие знания, позволяющие ее воспитанникам поступать в высшие учебные заведения, где профилирующим предметом является биология - это и Санкт-Петербургская педиатрическая академия, медицинские институты, Российский педагогический институт имени А.И. Герцена и другие. В течение последних пяти лет, по ее предмету качество знаний учащихся достигает 67%. Все учащиеся, выбравшие биологию на итоговой аттестации в форме ЕГЭ, получают только хорошие оценки. В прошлом учебном году результаты по биологии на ЕГЭ были одними из лучших в городе, а средний балл по предмету был выше среднего по области и России. Также высокое качество знаний показали ее восьмиклассники на проводимом в конце года мониторинге по биологии.
О Светлане Ивановне можно рассказывать бесконечно. Это и опытный классный руководитель, который помогает детям формировать характер, раскрывать свои лучшие черты. А главное – поверить в себя, в свою мечту. При этом – быть самостоятельными, рассчитывать только на собственные силы. Это и любитель путешествовать, побывавший вместе со своими воспитанниками и в Смоленске, и в Новгороде, и во многих заповедниках и музеях нашей страны. Это замечательная мать, воспитывающая двоих сыновей и прекрасная жена. Это просто интересная женщина, умеющая петь под гитару и танцевать.
Бегут года, летят столетья… Жизнь идет своим чередом, требуя от человека новых достижений, развивая новые способности. В этом бурном, стремительном водовороте существования мы взрослеем, растим детей. Стараемся отдать им всю теплоту своей души, прививаем честолюбие и доброту, умение справляться с трудностями. Незатейливая рука учителя ведет ребенка плавно по всей жизни, то преодолевая течение реки детства, то помогая выбраться на берег взрослости.
И завершить рассказ о своей коллеге хочу ее же словами: «Главное, на мой взгляд, результат, а он заключается в формировании стойкой позитивной жизненной позиции школьника, раскрытии всех его возможностей, ведь в каждом ребенке заложены основы будущего жизненного успеха. И нужно их только во время заметить и помочь развиться, а работа учителя помогает это сделать с наибольшей эффективностью».
Н.И. Кривина