Масленица – Чесная Масленица, Широкая Масленица, Сырная неделя.Этот народный праздник в этом году длится с 8-го по 14 февраля. И мы решили тоже приобщиться к народным традициям и отметить праздник Масленицы в нашей школе во вторник 9 февраля.
В нем будут участвовать дети 8-х и 5-х классов.
В ходе подготовки мы много разговаривали о народных костюмах, традициях, картинах, музыке, связанных с этим праздником.
Ребята учили сценки, частушки, народные игры. Готовили народные костюмы.
Программа, подготовленная для праздника не только игровая, но и познавательная. Ребята узнают, что Блины на Масленицу пекут каждый день масленой недели:
В первый - блинища, во второй - блины, в третий - блинцы, в четвертый - блинчики, в пятый - блинки, в шестой - блиночки, в седьмой - царские блины.
Размером блины были от больших (во всю сковороду) до маленьких (с чайное блюдце).
Масленица или Сырная неделя длится семь дней. Каждый день имеет свое название.
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ (понедельник) - Встреча Масленицы.
Народ начинал встречу Масленицы с посещения родных. К первому дню сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами.
ВТОРОЙ ДЕНЬ (вторник) - Заигрыши или заигрышный.
На заигрыши с утра приглашали девицы и молодицы покататься на санках на горах, поесть блины. В этот день начинались игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки.
ТРЕТИЙ ДЕНЬ (среда) - «лакомка», «сладкоежка».
В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Именно русские блины были символом этого праздника.
Хвалились Масленицей хозяева. Непременно горшок с блинами брали, выходя из избы. Да с соседом встретившись, непременно просили отведать блинка своего.
На «лакомки» тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.
ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ (четверг) - «разгул», «перелом», «широкий четверг», «разгуляй - четверток».
На этот день приходилась середина масляной гульбы. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
ПЯТЫЙ ДЕНЬ (пятница) - «тещины вечерки», гостевой день.
Говаривали: «Хоть тещины блинки и сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки».
На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднею к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных званых.
ШЕСТОЙ ДЕНЬ (суббота) - «золовкины посиделки».
На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка сзывала старых подруг-девиц; если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была дарить своих золовок подарками.
В субботу объявлялась родительская. Поминание родителей. Когда приходили с кладбищ, то блинами от родительской закармливали и скот: «Чтоб скотина велась - не переводилась!».
СЕДЬМОЙ ДЕНЬ (воскресенье) - прощеный день, прощания, проводы, целовник.
Последний день масленицы - это день проводов Масленицы, день прощания с зимой и встреча весны, а еще его называют прощеным воскресеньем или прощеным днем.
Накануне чистого понедельника наши предки с открытой душой просили друг у друга прощения и молили позабыть обиды, «утворить лад» между собой и не держать на памяти зло. «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, грешного на Великий пост!». «Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват», - говорил один. «Бог простит», - отвечали ему, целовали в обе щеки и низко кланялись. Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощание между домашними бывало после ужина, перед сном. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. Даже священник после литургии просит прихожан простить его, а прихожане просят прощения друг у друга за все, в том числе за « первородный грех» человечества, «грех Адама».
Многие русские писатели описывали этот веселый праздник:
И. Шмелев «Лето господне», А.Н. Островский «Снегурочка», А.Н. Толстой «Петр Первый», М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
А слова русского писателя Н.С.Лескова «Сыт и весел, как на масленицу», - уже давно считают народной пословицей.
Не раз русские художники обращались к теме Масленицы:
1817 г. - гравюра Н. Серракаприола «Катание с горы на большой Неве», 1891 г. - В. Суриков «Взятие снежного городка». Однако эти произведения изображали лишь отдельные детали праздничных гуляний. Сверкающую панораму русского праздника и жизненную достоверность деталей народных гуляний передал в своих полотнах талантливый русский живописец - Борис Кустодиев. Он написал серию картин - песен «Масленицы».
Илья Репин был в восторге от его «Маслениц». Отличительной чертой этих картин была «глубоко прочувствованная национальность». Чтобы ввести зрителя на праздник, художник показывает ее издали. С какого-то холма спускаются в веселящийся город сани. Нарядный возница украсил своих лошадей, как бы чуть приостановил их бег, чтобы атмосфера всеобщей радости захватила тех, кого должен он доставить на главную площадь города. Вместе с героями картины мы будто слышим звуки масленицы, носом чуем ее неподражаемо вкусные запахи...
А закончится наш праздник, конечно же , блинами которые испекут родители.