5 ноября 2009 г. в МОУ СОШ№17 состоялся педсовет «Социализация подростка через систему социальных проб». В этом учебном году школа начинает реализацию Программы, направленной на создание такой модели образовательной среды, которая способствовала бы разрешению противоречий между запросами современного общества и результатами образовательной деятельности, целью которой должны стать конкурентоспособные выпускники, освоившие и способные осваивать разные виды деятельности на основе методов исследования, прогнозирования, планирования и анализа и использующие свои способности в любых жизненных ситуациях.
Педсовет проходил в форме деловой игры, в которой принял участие весь педагогический коллектив школы, ведь главным условием внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс является включение всего коллектива и выявление проблем школы. В ходе педсовета был организован диалог, распределены роли, все группы обеспечены необходимым для работы раздаточным материалом.
Интерактивная форма проведения позволила создать эмоциональный настрой, который повысил интерес учителей к обсуждению вопросов, связанных с реализацией программы развития школы, повысилась практическая направленность решения проблем, активизировалась творческая деятельность педагогов.
В течение 1 четверти была проведена подготовительная работа. Было проведено анкетирование с целью выявления проблем образовательного учреждения, выявлено отношение подростков к школе, защищенность детей, проведение досуга, их отношения со сверстниками и родителями.
Проанализировав результаты анкетирования мы пришли к выводу, что главным социальным институтом для ребенка сейчас является школа. Именно школа должна предложить систему освоения социального опыта, систему социализации личности.
На педсовете рассматривались различные механизмы социализации: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц);
рефлексивный (через переживание и осознание).
В ходе дискуссии мы пришли к выводу, что педагогам необходимо определить направления социализации, уметь выявить его позитивные и негативные возможности и найти приемы усиления позитивных и компенсации негативных. В результате работы в группах были сделаны выводы о том, что мешает социальной защищенности и социальной адаптации учащихся. В результате была предложена новая стройная система социализации подростков в рамках школы.
Концептуальной основой этой программы стали следующие положения:
1. Оптимально личностный подход, сочетание уважения и требовательности, стимулирование.
2. Предварительная диагностика, определяющая необходимость социализирующих воздействий.
3. Воспитание у подростка веры в себя, формирование опыта регулирования своего поведения.
4. Оптимизация социального поведения подростка.
5. Использование разнообразных интерактивных методик: игровых, проблемных, коммуникативных.
В конце педсовета были приняты следующие решения:
1 Одобрить скорректированный проект программы «Внедрение социокультурных технологий с целью формирования личностных компетенций школьников, обеспечивающих успешность их социализации» как наиболее отвечающую требованиям сегодняшнего дня и рекомендовать данную программу для внедрения в практику работы классных руководителей школы.
2. На заседании методического объединения классных руководителей
изучить теоретические и технологические аспекты использования
системного подхода в социализации учащихся.
3. Разработать методики педагогической диагностики для работы классных руководителей по социализации школьников.
4. Организовать творческую лабораторию педагогов «Социализация
подростков через систему социальных проб» по созданию
информационно-методического банка форм, методов и приемов по
социализации учащихся.
5. Создать оргкомитет по организации школьного конкурса проектов
систем воспитательной деятельности классных руководителей по
социализации учащихся.
Морозова С.Н., зам. директора по УВР.