182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №5»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
В 2017 году школа отметит свой 80-летний юбилей!
С Днем учителя!
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ /  
3 декабря 2013

Государственное устройство и территориальное деление РФ.

                                 Великие Луки

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

          « Средняя общеобразовательная школа № 5»


Проспект Гагарина, д.5, город Великие Луки, Псковская область, 182100,

Тел. (81153) 3-84-92, тел. 3-80-60, 3-50-61.

Конспект открытого урока по географии в 8 «б» классе.

Дата проведения: 2.10. 2013 г.

Учитель: Сюртукова Любовь Ивановна.

Тема урока: Государственное устройство и территориальное деление РФ.

Цели урока:

  1. Познакомиться с федеративной формой государственного устройства РФ.

  2. Сформировать представление об особенностях административно-территориального деления страны.

  3. Продолжить развивать умение работать с политико-административной картой России, изучить географическую номенклатуру по теме.

  4. Создание условий для усвоения учащимися программного материала на уровне получения новых знаний и их закрепления.

  5. Воспитывать любовь и уважение к Родине.

  6. Тренировать память, развивать навык самоанализа учебной деятельности и самоконтроля.

Формы работы на уроке.

Беседа с учащимися по актуализации имеющихся знаний, лекция учителя, самостоятельная работа учащихся по чтению и анализу политико-административной карты РФ, выполнение заданий в рабочих листах, работа с учебником, со схемой, работа по опережающим заданиям.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация ( фотографии, картографические изображения, таблицы, схемы), рабочие листы (30 шт.), настенная карта « Политико-административная карта РФ», конституция РФ, цветные мелки,

В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя « География России. Природа. Население.» , 8 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений, М.: Вентана-Граф, 2012 г.,Атласы с контурными картами.

Ход урока.

  1. Организация на урок.

  2. Изучение нового материала.

    Есть слова……..которые мы произносим тихо,

    Вкладываем в них особенное чувство. ( слайды 1-4)

    И в глазах задумчивых у нас

    Медленно качается гречиха

    И дымится луч в рассветный час

    Речка вспоминается,

    Чистая, прозрачная до дна,

    И серёжки светятся на вербе,

    И в траве тропиночка видна.

    О чём эти стихи?

    Что для вас значит это слово?

    Как официально называется наша Родина?

    Вы совершенно правы, согласно 1 статье Конституции РФ ( 20-и летие которой мы отмечаем в декабре этого года) сказано что, « Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны». ( слайд 5)

    Какое слово непонятно?

    Федерация - это форма государственного устройства, при котором государство состоит из системы федеральных единиц, субъектов Федерации, обладающих определёнными политическими правами. ( Слайд 6)

    *Зачитаем с доски «определение».

    *Выделим главные «ключевые» слова.

    *Повторим краткое определение.

    *Как называются федеральные единицы государства?

    Обратимся к рабочим листам ( приложение № 1), запишем определение.

    ( дети записывают, если кто-то сможет самостоятельно записать, не поднимает глаза на доску).

    Проверим.

    *С каким понятием мы познакомились? ( закрепляем карточку на магнитной доске).

    Учитель.
    С древних времён территория многих стран разделялась на более мелкие части для удобства управления. Разделена на части и наша страна.

    *Как вы думаете, чему посвящён наш урок? ( ответы детей)

    Учитель.
    Вы правы. Тема нашего урока: « Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации». Запишем тему в рабочий лист. (приложение № 1). ( слайд 7)

    *А что мы узнаем при изучении данной темы?

    ( ответы детей)

    Учитель.

    Вы правы. На этом уроке мы узнаем в чём заключается суть административно-территориального деления, принцип деления и продолжим развивать умения работы с политико-административной картой РФ.

    А теперь непосредственно перейдём к ознакомлению с территориальным делением нашего государства. Обратимся к рис. 35 ( работа с учебником) на стр.43.

    *Давайте вспомним как называются территориальные единицы, входящие в состав Федерации?

    *Опираясь на картосхему, можете ли вы назвать примеры субъектов РФ?

    *Какие субъекты РФ из названных относятся к политическим единицам?

    ( ответы детей)

    Учитель.
    Республики обладают наиболее высоким статусом. В каждой из них наряду с центральными действуют и собственные органы власти. Республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории. Республика имеет свою конституцию, государственные символы:флаг, герб, гимн, столицу. Они образованы по национальному признаку. На их территории проживает определённый народ, который даёт название данному субъекту Федерации - титульный народ. ( закрепляем карточку на магнитной доске).

    *Сколько республик в составе РФ?

    *Ребята, можете ли вы мне сказать названия хотя бы некоторых республик?

    ( ответы детей)

    *Посмотрим на картографическое изображение местонахождения республик и сопоставим с административной картой, лежащей у вас на столе. ( слайд 8)

    ( дети работают 2 минуты)

    Задание.
    На слайдах изображены силуэты республик РФ, вы постарайтесь узнать и назвать республику. ( слайды 9-13)

    ( дети отвечают)

    Учитель.
    И снова вернёмся к картосхеме. Давайте более подробно разберёмся с административными единицами. Познакомимся с понятием « автономия». Обратимся к слайду 14.

    Автономия – территориальная единица, которая обладает определённой степенью самостоятельности в рамках Конституции РФ.

    *Прочитаем. ( дети читают вслух)

    *Выделим « ключевые» слова.

    *Запишем понятие в рабочий лист. ( дети работают самостоятельно).

    Учитель.
    Итак, мы познакомились с понятием « автономия». ( карточка закрепляется на магнитной доске).

    Снова вернёмся к картосхеме в учебнике.

    *Какие территориальные единицы относятся к административным автономиям?

    ( ответы детей)

    Учитель.
    А сейчас – внимание, результаты мини-исследования : « Почему наряду с республиками сохраняются автономии?».

    ( выступление ученика)

    Учитель.
    Таким образом автономии образованы, как и республики, по национальному признаку, для проживания и сохранения малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока.

    Ещё к административным единицам относятся края и области. Все края имели в своём составе автономные области ( кроме Приморского края, который был образован в результате расформирования Дальневосточного края). Впоследствии большинство автономных областей стали республиками в составе России ( кроме Еврейской автономной области) и вышли из состава краёв. Как и области некоторые края включали в себя также автономные округа. Край как административная единица практически перестал отличаться от области.

    *Какие административные единицы я ещё не назвала?

    ( дети отвечают -------- города федерального значения).

    *Можете ли вы мне их назвать и показать на карте?

    ( дети отвечают и показывают местоположение городов на настенной карте).

    Учитель.
    Почему они выделены в отдельные территориальные единицы, в отличие от других городов России расскажут наши исследователи.

    1 ученик. ( слайды 15-17)

    Город федерального значения- один из видов субъектов РФ. Особый статус которого объясняется его исключительным административно-политическим , экономическим , научным и культурным значением. Город федерального значения равноправен с другими субъектами Федерации. Так же как области и края, города федерального значения не имеют своей конституции. Их статус определяется уставом города.

    Устав г. Москвы принят 28 июня 1995г. В соответствие с Конституцией РФ он определяет предметы ведения города как субъекта Федерации, его территориальное устройство. В Москве находятся органы федеральной власти- Государственная Дума и Совет Федерации.

    Москва является местом пребывания президента РФ.

    2 ученик.( 18-20)

    Город Санкт-Петербург, уступает Москве, занимает второе место ( по величине) в России. Петербург называют культурной столицей нашего государства. Один из немногих крупных городов мира, который практически полностью сохранил комплексную архитектурную застройку исторического центра.

    Санкт- Петербург – главный центр судостроения страны. Это крупный речной и международный морской порт. Исторически так сложилось, что Москва и Санкт-Петербург всегда играли ведущую роль в истории нашего государства, выполняли и выполняют столичную функцию и по численности населения превосходят другие города России.

    Учитель.
    * Ребята, согласны ли вы с тем, что эти города заслуженно стали городами федерального значения?

    ( ответы детей)

    Учитель.
    *Посмотрите ещё раз на картосхему и скажите, сколько всего равноправных субъектов выделяется в составе РФ?

    ( ответ детей)

    Учитель.
    РФ - единственное в мире федеративное государство с таким большим количеством субъектов.

    *А теперь подумайте, почему Россия стала Федерацией?

    ( ответы детей)

    *Проверим ваши ответы. Зачитаем причины. ( слайд 21)

    • Большая территория.

    • Большое количество присоединённых территорий и народов, проживающих на них.

    • Трудности в управлении такой большой и разнородной территорией.

  3. Закрепление пройденного материала.

    Учитель.
    Материал был сложный, вы устали, поэтому закрепление проведём в виде небольшой игры.

    Закройте глаза и займите за столом удобное для вас положение. Послушайте музыку. Попробуйте, не открывая глаз , представить всё, что я буду говорить. Постарайтесь нарисовать картинку с помощью своего воображения. Представь те место, где вам хорошо и приятно, там нет никого, кроме вас. Впустите в этот мир бабочку. Полюбуйтесь ею. Вот она села на цветок, откройте глаза. ( появляется слайд 22 с цветком)

    *Посмотрите на этот цветок в рабочих листах. Чем он необычен?

    *Что означает число в центре цветка?

    *Что означает число на розовом лепестке?

    *К какой группе единиц относятся данные субъекты?

    Задание.
    На белых лепестках напишите цифры, соответствующие другим субъектам Федерации. ( дети работают в рабочих листах 1 минуту).

    *Пожалуйста, озвучьте результаты своей работы. ( ответы детей)

    *К какой группе единиц относятся данные субъекты РФ?

    *На территории какого субъекта Федерации мы проживаем?

    ( дети отвечают, появляется слайд 23 с картографическим изображением Псковской области).

    Найдите область на карте. Покажите Псковскую область на настенной карте.

    Учитель.
    Наша область находится на северо-западе РФ.

    *К какому типу территориальных единиц относится наша область?

    Учитель.
    Подведём итоги нашего урока.

    Вопросы.
    Что нового вы узнали на уроке?

    • Чему учились на уроке?

    • Какой этап урока вам показался наиболее интересным?

    • Какой этап урока вам показался наиболее сложным?

    • Где мы можем использовать полученные знания?

    Учитель.
    Итак, ребята, правильно разработанное административно-территориальное деление страны – залог её успешного развития, поэтому оно постоянно пересматривается в зависимости от целей и задач, которые ставит страна на определённом этапе своего развития.

  4. Домашнее задание сформулировано в рабочих листах ( приложение1)

    Приложение 1.

    Рабочий лист

    Учени___ 8 «б» класса


    Тема урока:


    1.Федерация -


     
     

    2.Автономия -


     
     

    3.Рисунок (Цветок с розовым лепестком).

    4.Домашнее задание . Пар. 8, на к/к обозначить республики и указать их столицы.


скачать документ [4.88 Mb]

Архив
наши успехи
    I место в зимнем туре Всероссийского конкурса "Познание и творчество"

    Дипломы I степени во II Всероссийском конкурсе, посвящённом Международному дню птиц

    1 место в Международном турнире по баскетболу

    Дипломы II и IV степени в Псковском открытом международном фестивале – конкурсе ансамблевого музицирования

    Финал XX Национального конкурса детских театров моды и студий костюма «Детская мода всех времен. Играем в моду»

    1 место во всероссийском конкурсе «Познание и творчество» в номинации «Любимые книжки»

    Диплом 1 степени в городском конкурсе дизайн – проектов «В подарок любимому городу»

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.