Изучение нового материала.
Есть слова……..которые мы произносим тихо,
Вкладываем в них особенное чувство. ( слайды 1-4)
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час
Речка вспоминается,
Чистая, прозрачная до дна,
И серёжки светятся на вербе,
И в траве тропиночка видна.
О чём эти стихи?
Что для вас значит это слово?
Как официально называется наша Родина?
Вы совершенно правы, согласно 1 статье Конституции РФ ( 20-и летие которой мы отмечаем в декабре этого года) сказано что, « Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны». ( слайд 5)
Какое слово непонятно?
Федерация - это форма государственного устройства, при котором государство состоит из системы федеральных единиц, субъектов Федерации, обладающих определёнными политическими правами. ( Слайд 6)
*Зачитаем с доски «определение».
*Выделим главные «ключевые» слова.
*Повторим краткое определение.
*Как называются федеральные единицы государства?
Обратимся к рабочим листам ( приложение № 1), запишем определение.
( дети записывают, если кто-то сможет самостоятельно записать, не поднимает глаза на доску).
Проверим.
*С каким понятием мы познакомились? ( закрепляем карточку на магнитной доске).
Учитель.
С древних времён территория многих стран разделялась на более мелкие части для удобства управления. Разделена на части и наша страна.
*Как вы думаете, чему посвящён наш урок? ( ответы детей)
Учитель.
Вы правы. Тема нашего урока: « Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации». Запишем тему в рабочий лист. (приложение № 1). ( слайд 7)
*А что мы узнаем при изучении данной темы?
( ответы детей)
Учитель.
Вы правы. На этом уроке мы узнаем в чём заключается суть административно-территориального деления, принцип деления и продолжим развивать умения работы с политико-административной картой РФ.
А теперь непосредственно перейдём к ознакомлению с территориальным делением нашего государства. Обратимся к рис. 35 ( работа с учебником) на стр.43.
*Давайте вспомним как называются территориальные единицы, входящие в состав Федерации?
*Опираясь на картосхему, можете ли вы назвать примеры субъектов РФ?
*Какие субъекты РФ из названных относятся к политическим единицам?
( ответы детей)
Учитель.
Республики обладают наиболее высоким статусом. В каждой из них наряду с центральными действуют и собственные органы власти. Республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории. Республика имеет свою конституцию, государственные символы:флаг, герб, гимн, столицу. Они образованы по национальному признаку. На их территории проживает определённый народ, который даёт название данному субъекту Федерации - титульный народ. ( закрепляем карточку на магнитной доске).
*Сколько республик в составе РФ?
*Ребята, можете ли вы мне сказать названия хотя бы некоторых республик?
( ответы детей)
*Посмотрим на картографическое изображение местонахождения республик и сопоставим с административной картой, лежащей у вас на столе. ( слайд 8)
( дети работают 2 минуты)
Задание.
На слайдах изображены силуэты республик РФ, вы постарайтесь узнать и назвать республику. ( слайды 9-13)
( дети отвечают)
Учитель.
И снова вернёмся к картосхеме. Давайте более подробно разберёмся с административными единицами. Познакомимся с понятием « автономия». Обратимся к слайду 14.
Автономия – территориальная единица, которая обладает определённой степенью самостоятельности в рамках Конституции РФ.
*Прочитаем. ( дети читают вслух)
*Выделим « ключевые» слова.
*Запишем понятие в рабочий лист. ( дети работают самостоятельно).
Учитель.
Итак, мы познакомились с понятием « автономия». ( карточка закрепляется на магнитной доске).
Снова вернёмся к картосхеме в учебнике.
*Какие территориальные единицы относятся к административным автономиям?
( ответы детей)
Учитель.
А сейчас – внимание, результаты мини-исследования : « Почему наряду с республиками сохраняются автономии?».
( выступление ученика)
Учитель.
Таким образом автономии образованы, как и республики, по национальному признаку, для проживания и сохранения малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока.
Ещё к административным единицам относятся края и области. Все края имели в своём составе автономные области ( кроме Приморского края, который был образован в результате расформирования Дальневосточного края). Впоследствии большинство автономных областей стали республиками в составе России ( кроме Еврейской автономной области) и вышли из состава краёв. Как и области некоторые края включали в себя также автономные округа. Край как административная единица практически перестал отличаться от области.
*Какие административные единицы я ещё не назвала?
( дети отвечают -------- города федерального значения).
*Можете ли вы мне их назвать и показать на карте?
( дети отвечают и показывают местоположение городов на настенной карте).
Учитель.
Почему они выделены в отдельные территориальные единицы, в отличие от других городов России расскажут наши исследователи.
1 ученик. ( слайды 15-17)
Город федерального значения- один из видов субъектов РФ. Особый статус которого объясняется его исключительным административно-политическим , экономическим , научным и культурным значением. Город федерального значения равноправен с другими субъектами Федерации. Так же как области и края, города федерального значения не имеют своей конституции. Их статус определяется уставом города.
Устав г. Москвы принят 28 июня 1995г. В соответствие с Конституцией РФ он определяет предметы ведения города как субъекта Федерации, его территориальное устройство. В Москве находятся органы федеральной власти- Государственная Дума и Совет Федерации.
Москва является местом пребывания президента РФ.
2 ученик.( 18-20)
Город Санкт-Петербург, уступает Москве, занимает второе место ( по величине) в России. Петербург называют культурной столицей нашего государства. Один из немногих крупных городов мира, который практически полностью сохранил комплексную архитектурную застройку исторического центра.
Санкт- Петербург – главный центр судостроения страны. Это крупный речной и международный морской порт. Исторически так сложилось, что Москва и Санкт-Петербург всегда играли ведущую роль в истории нашего государства, выполняли и выполняют столичную функцию и по численности населения превосходят другие города России.
Учитель.
* Ребята, согласны ли вы с тем, что эти города заслуженно стали городами федерального значения?
( ответы детей)
Учитель.
*Посмотрите ещё раз на картосхему и скажите, сколько всего равноправных субъектов выделяется в составе РФ?
( ответ детей)
Учитель.
РФ - единственное в мире федеративное государство с таким большим количеством субъектов.
*А теперь подумайте, почему Россия стала Федерацией?
( ответы детей)
*Проверим ваши ответы. Зачитаем причины. ( слайд 21)
Большая территория.
Большое количество присоединённых территорий и народов, проживающих на них.
Трудности в управлении такой большой и разнородной территорией.
Закрепление пройденного материала.
Учитель.
Материал был сложный, вы устали, поэтому закрепление проведём в виде небольшой игры.
Закройте глаза и займите за столом удобное для вас положение. Послушайте музыку. Попробуйте, не открывая глаз , представить всё, что я буду говорить. Постарайтесь нарисовать картинку с помощью своего воображения. Представь те место, где вам хорошо и приятно, там нет никого, кроме вас. Впустите в этот мир бабочку. Полюбуйтесь ею. Вот она села на цветок, откройте глаза. ( появляется слайд 22 с цветком)
*Посмотрите на этот цветок в рабочих листах. Чем он необычен?
*Что означает число в центре цветка?
*Что означает число на розовом лепестке?
*К какой группе единиц относятся данные субъекты?
Задание.
На белых лепестках напишите цифры, соответствующие другим субъектам Федерации. ( дети работают в рабочих листах 1 минуту).
*Пожалуйста, озвучьте результаты своей работы. ( ответы детей)
*К какой группе единиц относятся данные субъекты РФ?
*На территории какого субъекта Федерации мы проживаем?
( дети отвечают, появляется слайд 23 с картографическим изображением Псковской области).
Найдите область на карте. Покажите Псковскую область на настенной карте.
Учитель.
Наша область находится на северо-западе РФ.
*К какому типу территориальных единиц относится наша область?
Учитель.
Подведём итоги нашего урока.
Вопросы.
Что нового вы узнали на уроке?
Чему учились на уроке?
Какой этап урока вам показался наиболее интересным?
Какой этап урока вам показался наиболее сложным?
Где мы можем использовать полученные знания?
Учитель.
Итак, ребята, правильно разработанное административно-территориальное деление страны – залог её успешного развития, поэтому оно постоянно пересматривается в зависимости от целей и задач, которые ставит страна на определённом этапе своего развития.