УРОК в 10 классе.Тема: Спирты - защищаем и обвиняем.
Цели:
Познавательные: обобщить и углубить знания учащихся о строении, свойствах и значении спиртов.
Развивающие: развивать умения видеть проблему, намечать пути решения, сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы; развивать наблюдательность, самостоятельность при работе с источниками информации, совершенствовать способность к рефлексии.
Воспитательные: содействовать валеологическому воспитанию, умению правильно выбрать решение проблемы, формирование навыков работы в группе.
Методы и приемы обучения:
Проблемный, исследовательский, «мозговой штурм», самостоятельная работа с источниками информации, Интернет –ресурсами, эксперимент.
Оборудование:
Папки с заданиями разных цветов, дополнительный материал, реактивы, проектор, ПК.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
Тему нашего урока подскажут вам предметы, которые вы наблюдаете. Среди них – медицинские препараты, средства бытовой химии, косметические средства.
-Как вы думаете, что их объединяет?
-Верно, мы поговорим о спиртах. Но не просто вспомним о свойствах, строении спиртов, а выступим в роли судьи. Мы ответим на главный вопрос. Какую роль играют спирты в нашей жизни, кто они – наши помощники или враги?
- Тема урока «Спирты – защищаем и обвиняем».
2.Работа в группах.
- На уроке работаем в группах, у каждой группы своя проблема, которую вы должны исследовать. Есть инструкция к работе. Внимательно ее прочитайте. Выполните работу, заполните бланк отчета по работе, подготовьте защиту своего проекта на 5 минут. (На доске заполняется таблица «Защищаем, обвиняем» после выступления групп). Не бойтесь думать, говорить, вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете не так уж мало.
Общая инструкция.
• Выяснить направление вашего исследования
• Предложить гипотезу
Провести исследование (задание из кейса)
• Заполнить бланки «Отчет по работе»
• Подготовьте устную защиту
• Подумайте и совместно ответьте на вопросы:
1. Получилось у вас доказать гипотезу с помощью фактического материала?
2. Можно ли использовать эти знания в повседневной жизни?
3. Назовите этапы своей деятельности, сделайте вывод
4. Какую роль играют спирты?
Кейс №1. Взаимодействие спирта и воды с натрием.
1.Посмотрите видеоролик «Взаимодействие спирта и воды с натрием.
2. Объясните увиденные процессы и причины различного течения реакций с точки зрения строения веществ.
3. Напишите уравнения реакций.
Кейс №2. Спирты – гемолитические яды.
1.Вспомните, как действуют спирты на белки. Что такое денатурация?
2. Проведите эксперимент, подтвердите или опровергните свою гипотезу.
3. Опыт. В пробирку с раствором куриного белка (5 мл) добавьте 2 мл этилового спирта.
Взболтайте содержимое. Запишите ваши наблюдения.
4.Сделайте выводы.
Кейс №3. Спирты – основа получения лекарственных препаратов.
1.Предположите, что происходит с аспирином при долгом хранении? Какие последствия могут быть при применении такого лекарства?
2. Проведите эксперимент, подтверждающий или опровергающий вашу гипотезу.
3. Опыт. Растолките в ступке таблетку аспирина, добавьте воды. Взболтайте содержимое. Добавьте реактив для распознавания продуктов гидролиза. Запишите свои наблюдения.
4.Сделайте вывод.
5. Прочтите стихотворение.
Я пью его в мельчайших дозах,
На сахар капаю раствор,
А он способен бросить в воздух
Любую из ближайших гор.
6.О каком веществе идет речь? Как объяснить такие разные области его применения?
Кейс №4. Значение полифенолов.
1.Изучите информацию о роли полифенолов в живых организмах.
2. Напишите структурные формулы полифенолов, входящих в состав чая.
3. Проведите эксперимент, подтверждающий или опровергающий вашу гипотезу.
4. С помощью качественной реакции определите наличие полифенолов в черном и зеленом чае. Объясните результаты опыта.
5. Почему в чай добавляют молоко и сливки?
6. Сделайте выводы.
Кейс №5. Получение спиртов при брожении углеводов.
1.Напишите уравнение реакции брожения сахаристых веществ. Какие продукты получаются?
2. Что такое сивушные масла? Напишите структурные формулы спиртов. Чем они опасны?
3.Какие алкогольные напитки содержат сивушные масла?
4. Что такое денатурат и технический спирт?
5. Сделайте выводы.
Кейс №6. Неожиданные превращения.
Информация для размышления.
А) Впервые 2,4,6 – тринитрофенол получил в1771 англичанин Вульф действием азотной кислоты на природное органическое вещество индиго. Благодаря интенсивной желтой окраске это вещество стали использовать как краситель для волокон и тканей. Из – за горького вкуса его назвали пикрином, а впоследствии пикриновой кислотой. Затем выяснили, что оно взрывоопасно.
В) Среди альдегидов встречаются и непредельные соединения. С одним из них знакомы хозяйки, которые плохо учились в школе. Это пропеналь .Он образуется при термическом разложении глицерина. Это вещество с удушливым запахом оповещает всех вокруг о том, что пища пригорела и вызывает слезоточение
Задания:
1.Запишите уравнения описанных событий
2. Почему вещество назвали кислотой?
3 Предположите, откуда в пище появляется глицерин?
4. Сделайте выводы.
3. Презентация исследований.
Защита мини – проектов, ученики на местах заполняют таблицу о пользе и вреде спиртов.
4.Подведение итога.
Домашняя презентация учеников о спиртах. Дискуссия учеников.
5 Рефлексия.
-Что я знал раньше
-Что узнал нового
-мне было интересно на уроке
- мне было комфортно на уроке
6.Хромотерапия.
Цвет играет огромную роль в жизни человека. Вы работали с цветными кейсами не случайно.
-желтый цвет ассоциируется с Солнцем, интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень, сердце. Повышает аппетит.
-синий ассоциируется со спокойствием и умом, создает атмосферу умиротворения, снижает раздражительность и температуру.
-зеленый цвет – цвет природы, успокаивает, благотворно влияет на зрение.
-красный – цвет жизни, помогает бороться со стрессом. Выводит яды, стимулирует чувственность, возвращает жизненные силы.
7. Выставление оценок и домашнее задание.
Закончить отчет , создать презентацию по актуальному вопросу.