Сохранение и укрепление здоровья школьников в учебно-воспитательном процессе является приоритетным направлением работы школы. Для реализации данной задачи были определены следующие направления:1. Разработано положение о санитарно-гигиеническом сопровождении урока, которое включает перечень мероприятий по поддержанию высокой работоспособности школьника в течение урока, рекомендации по использованию ТСО, методические пособия для учителей-предметников, классных руководителей.
2. Для повышения устойчивости организма школьников к воздействиям внешней среды, снижения частоты острых и обострения хронических заболеваний проводится профилактическая витаминизация детей в течение учебного года, применение фиточаев.
3. Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения, излишнего утомления в режиме учебного дня включены физкультминутки, на переменах проводятся динамические паузы, уроки ведутся в строгом соответствии валеологическим нормам, с чередованием видов деятельности, на занятиях физической культуры используются корригирующие упражнения, многие уроки физкультуры проводятся по принципу учебно-тренировочных групп; неуклонно снижается число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
4. Осуществляется систематическая работа в целях предупреждения распространения вредных привычек. Школой установлен тесный контакт с организациями и учреждениями города: Великолукской государственной академией физической культуры, отделом по контролю за оборотом наркотиков, Красным Крестом и др. Регулярно проводятся радиопередачи, посвященные формированию основ здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ. Учащиеся старших классов готовят агитбригады по этим вопросам и выступают с ними перед учениками среднего звена.
Так в текущем учебном году проводилось занятие с детьми 4-х классов «Привычка – что это такое?». В ходе беседы ребята ответили на главный вопрос – какие привычки можно назвать полезными, а какие вредными, как вредные привычки влияют на здоровье человека. В конце беседы дети посмотрели мульфильм «Азбука здоровья» из цикла «Смешарики».
Большую помощь в проведении бесед с подростками оказывает просмотр фильма «Право на жизнь», предоставленный отделом ФСКН в г. Великие Луки. В фильме рассказывается о способах привлечения подростков к употреблению ПАВ, механизмах воздействия наркотиков на организм человека. Как правило, просмотр фильма вызывает огромное количество вопросов по этой теме и заставляет задуматься о своей жизни.
Традиционным стало также занятие «Умей сказать нет», на котором учащиеся учатся правильно отказываться от предлагаемого приема ПАВ.
Для девушек демонстрировался фильм «Алкоголь и женщина». Он вызвал множество вопросов, после его просмотра девочки стали лучше понимать, какой вед наносит употребление алкоголя их организму и организму их будущих детей. Эти и другие мероприятия входят в программу (план мероприятий) по профилактике употребления подростками ПАВ.
5. Валеологическое воспитание также осуществляется через следующие виды деятельности: факультативные курс «Сотвори в себе солнце» (5 класс), «Основы здорового образа жизни» (7 класс), «Основы медицинских знаний» (9 класс); в течение нескольких лет ученики школы становились призерами и победителями городской олимпиады «Береги здоровье смолоду».
Основными показателями, оценивающими оздоровительную эффективность нашей деятельности, были:
изучение данных медицинских карт детей;
частота заболеваемости в течение года и число дней, пропущенных по болезни;
антропометрические данные;
показатели развития дыхательной системы;
показатели развития сердечно-сосудистой системы;
показатели работоспособности нервной системы;
показатели утомляемости детей в различные периоды учебного года;
изучение эмоционального и физического состояния учащихся;
показатели физической подготовленности, соотнесенные с индивидуальными особенностями развития двигательных качеств.
Динамика состояния здоровья учащихся.
Группы здоровья по требованиям к занятиям физической культурой
В связи с незначительным снижением количества детей, имеющих I группу здоровья, в текущем учебном году начато экспериментальное внедрение новых здоровьесберегающих технологий в 1-х классах. В этих классах систематически проводились специально разработанные физкультпаузы, направленные на формирование более высокой устойчивости детей к действию школьных нагрузок. Цикл занятий включал в себя дыхательные упражнения, упражнения на развитие позной устойчивости, влияющие на укрепление нервно-мышечного аппарата, а также укрепление ЦНС.
Анализ работы показал, что после применения данных упражнений повысилась устойчивость работы ЦНС, дети стали более внимательными, снизилась утомляемость, что подтверждается следующими результатами, полученными в 1 «А» классе. Подобная динамика роста показателей устойчивости нервной системы наблюдалась и в других 1-х классах.