Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны активно действовать, принимать решения, самостоятельно искать необходимую информацию, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях, способных производить не только материальный, но и интеллектуальный потенциал России. Выпускник школы должен уметь самостоятельно мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности. Таким образом, задача школы и каждого педагога в том, чтобы создать условия, позволяющие личности ребенка максимально реализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.
В первую очередь, развитие интеллектуальных способностей учащихся происходит на уроке.
Для этого учителя школы используют различные формы и методы обучения:
творческие задания - создание буклетов, презентаций, реклам и антиреклам – как во время урока, так и для домашней работы, исследовательские работы и многое другое.
Главное, чтобы ученик получил не готовое знание, а приложил усилия для его получения, тогда знания закрепятся прочно и надолго.
Несомненно, каким бы хорошим не был урок, его недостаточно для воспитания ученика. Поэтому, конечно, не обойтись без других форм работы: проведение олимпиад и конференций, участия в различных турнирах проектах и конкурсах.
На протяжении уже многих лет учащиеся школы активно принимают участи в Международных и Всероссийских конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Кит». Можно говорить о том, что эти игры стали в школе уже традиционными и носят поистине массовый характер.
Так, в текущем учебном году в Международном математическом конкурсе «Кенгуру» приняли участие 246 человек. Среди них учащийся 5 «В» класса Пестриков Алексей (учитель Синельникова Е.В.), который занял 1 место по городу, в десятку «лучших математиков» города вошли также:
Овечкина Алёна 3 «Б» класс (учитель Слизкова С.А.), Харитонов Михаил 3 «А» класс (учитель Парамонова Е.И.), Копысов Александр 4 «Б» класс (учитель Чистокина В.Е.), Волгин Владислав 8 «Б» класс, Хлыстов Виктор 9 «Б» класс (учитель Голубева В.В.).
Всероссийский конкурс знатоков русского языка «Русский медвежонок» собрал 314 учащихся – почти половину всех учащихся школы! 2 место в городе заняла Овечкина Алёна 3 «Б» класс (учитель Слизкова С.А.), 3 место – Карпенко Валерия 11 «Б» класс (учитель Фальковская Н.М.)
Но наилучших результатов в этом учебном году мы добились в конкурсе «Золотое руно». Не смотря на небольшое общее количество участников, результаты очень порадовали - 10 первых мест не только в городе, области, но и по России!
1. Овечкина Алёна 3 «Б» класс (учитель Слизкова С.А.),
2. Леонтьева Полина 3 «В» класс (учитель Баландина Т.Н.)
3. Груздов Александр 3 «Б» класс (учитель Слизкова С.А.),
4. Михеев Дмитрий 3 «А» класс (учитель Парамонова Е.И.)
5. Кухарева Елена 4 «Б» класс (учитель Чистокина В.Е.),
6. Копысов Александр «Б» класс (учитель Чистокина В.Е.),
7. Иванова Елизавета 4 «А» класс учитель Смирнова Л.В.
8. Пряничникова Анна 5 «А» класс (учитель Савина Н.г.),
9. Исаева Ирина 6 «А» класс (учитель Фальковская Н.М.)
10. Гргорьев Сергей 8 «Б» класс (учитель Шамкова Л.Г.)
Несомненно, участие в подобных турнирах позволяет воспитывать у школьников интерес к индивидуальным видам деятельности, развивать у них логику, эрудицию, воображение и фантазию.
С целью выявления талантливых одаренных школьников, определения уровня развития умений исследовательской деятельности и владения методом научных исследований, обобщения опыта работы учителей по привлечению учащихся к учебно-исследовательской деятельности, в школе традиционно проводится Научно - практическая конференция. В текущем учебном году она была посвящена 20-летнему юбилею школы. На конференции были представлены 16 исследовательских работ учащихся разного возраста и по различным вопросам.
Школьная конференция – это всего лишь первый шаг к участию в конференциях более высокого уровня. В 2010-2011 учебном году мы приняли участие во всех городских научно-практических конференциях и небезуспешно.
Городская научно-исследовательская конференция
«С именем Софьи Ковалевской…»
1.Сергеева Анна 10 класс – 3место
Название работы «История края в задачах»
Синельникова Елена Валентиновна, учитель математики
2. Боровкова Татьяна , Новикова Карина 9 класс – 3 место
Название работы «География учителей школы №13»
Петрова Светлана Викторовна, учитель географии
3. Тихомирова Полина 6 класс - 3место
Название работы «Влияние условий среды на развитие листьев клёна»
Бовдуй Т.В., учитель биологии
4. Николаев Михаил 7 класс - 1 место
Название работы «Воздействие механического давления школьных сумок ранцевого вида на опорно-двигательную систему школьника»
Лебедев В.В., учитель физики
5. Форат Надежда 10 класс – 1 место
Название работы «Лекарства- исцеление или отравление?»
Ершова О.В., учитель химии
Городская читательская конференция
1. Никулин Илья 8 клаас -2 место
Название работы «Проблемы современного мира глазами писателя-фантаста Андрея Левицкого»
Шамкова Л.Г., учитель русского языка и литературы
2. Щукин Иван 11 класс – 2 место
«Проблемы современности в постапокалиптическом мире»
Учитель Фальковская Н.М.
Городская краеведческая конференция
Семенов Станислав 9 класс «Фасад – лицо избы, окна – её глаза» (руководитель Дмитриева С.П.)
И основным в работе школы по развитию интеллектуальных способностей детей стало создание школьного клуба интеллектуальных игр. Клуб вырос из одной команды и теперь включает в себя 17 команд, 12 из них – принимают участие в городском интеллектуальном марафоне. Цель работы клуба: создавая условия для интеллектуального развития детей, обогащать их внутренний мир, расширять кругозор, воспитывать стремление к самообразованию, повышению общекультурного уровня. Участие в интеллектуальных играх вовлекает школьников в многоступенчатый процесс общения и познания: сначала детям просто интересно играть и общаться, затем - интересно воспринимать новое через игру, интересно узнавать новое самостоятельно, хочется поделиться узнанным и, наконец, необходимо применить полученные знания и умения. Таким образом, школьник проходит путь от простого увлечения игрой к активному многогранному самообразованию и собственному интеллектуальному творчеству.
Именно такой путь проделали наши выпускники – ребята из команды «Головастики»:
1. Штучкина Екатерина –капитан
2. Епарина Евгения
3. Иванов Евгений
4. Карпенко Валерия
5. Суровцева Виктория
6. Шамкова Любовь
7. Щукин Иван
В этом учебном году команда стала абсолютным чемпионом города по интеллектуальному многоборью. «Головастики» принимают участие в различных выездных турнирах.
Свой первый опыт ребята приобрели летом 2008 года, участвуя в работе летнего лагеря «Три кита» в г. Светлогорске Калининградской области.
Только 2008-2009 учебном году наша команда стала призером чемпионата области по «Брэйн-рингу» (г.Псков), межрегионального чемпионата «Рождественские встречи» (г Малярославец Московской области), победителем межрегионального турнира «Встречи на Ловати» (г. Великие Луки).
А в марте 2009 года участвовали в XVI Международном турнире по интеллектуальным играм «Кубок княгини Ольги» в г Витебске и заняли 3 место среди ювеналов по «Что? Где? Когда?» и
2 место в игре «Кроссвординг». Побывали на отборочных съемках программы «Брэйн-ринг» в г. Москва, были на экскурсии в Домике в Нескучном саду, где проводятся игры Интеллектуального казино.
В апреле 2009 года приняли участие в Школьном Чемпионате России по «Что? Где? Когда?» и заняли 8 место. А в апреле 2010 года также на Чемпионате России стали уже вторыми. Команда была приглашена и на ШЧР 2011, но по объективным причинам (чемпионат проходил в городе Уфа) не смогла принять в нем участие. Летом 2010 года «Головастики» в очередной раз побывали в лагере в Светлогорске, который благодаря участию команд из Армении и Литвы, стал уже международным. Наша команда успешно выступила, заняв 1 место в играх «Брэйн-ринг» и «Тройка», 2 место в «Эрудит квартете», 3 место в основном турнире «Что? Где? Когда?». В 2010-11 учебном году ребята побывали на 11 Международном турнире «Нестерка» в г. Минск, заняли 3 место в фестивале интеллектуальных игр «Встречи на Ловати», участвовали во многих синхронных турнирах.
Успех команды выпускников привлек в клуб новых молодых интеллектуалов. Успешно выступают в городском интеллектуальном многоборье команды 4 «Б» класса «Монолит» и «Орлята» (тренер Чистокина В.Е.), были призерами в некоторых играх команды 6 «А» класса «Спросите у нас» (тренер Хлыповка Л.В.), «Позитив» 5 «В» класс, тренер Синельникова Е.В., «Kit-Kat» 7 «Б» класс (тренер Николаева Л.В.). Третье место в своей подгруппе заняла команда «Антивирус» 7 «Б» класс (тренер Николаева Л.В.).
Команды школьного клуба не ограничиваются участием в городских мероприятиях. Почти каждую неделю проходили и какие-то свои игры. В сентябре был проведен единый день «Своей игры», в котором приняли участие все школьники с 4 по 11 класс! Затем следовали несколько городских отборочных туров, в результате которых, в финал вышли два наших ученика Николаев Михаил 7 «Б» класс и Щукин Иван 11 «Б» класс. В финальной игре, которая проходила в школе №7 , Николаев Михаил занял 1 место в группе «Аз», Щукин Иван – 1 место в группе «Веди».
Ни одна предметная неделя в школе не обходится без какой-то интеллектуальной игры! Был проведен православный турнир «Что? Где? Когда?», новогодняя игра для школьных команд, Медиаигры для учащихся 5-х классов. Но основным интеллектуальным мероприятием стал 10 Международный фестиваль «Встречи на Ловати».
Турнир уже третий год проходит на базе школы и стал уже долгожданным не только для членов клуба, но и для всех учащихся и учителей школы.
Школа была представлена на турнире двумя командами – «Головастики» и «Антивирус». Команда «Головастики» заняла 2 место в игре «Великолукские горки», 3 место в игре «Авоська» и 3 место в основном турнире., команда «Антивирус» набиралась опыта и тоже представила себя очень достойно.
Несмотря на то, что основной контингент клуба - школьники , есть у нас и еще одна команда интеллектуалов – команда учителей «Классики», в состав которой входят
1. Михайлов И.М. – капитан,
2. Хлыповка Л.В.
3. Бовдуй Т.В.
4. Богданов В.И.
5. Николаева Л.В.
6. Петрова С.В.
7. Шамкова Л.Г.
Команда уже добилась значительных успехов – на протяжении двух лет «Классики» занимают 2 место в Турнире учебных заведений города. Личный пример учителей, их интерес и азарт увеличивают и интерес детей. Совместные тренировки позволяют лучше узнать друг друга учителям и их ученикам, позволяют расширить круг общения, стимулируют и тех и других к активному многогранному самообразованию и собственному интеллектуальному творчеству.