Основными направлениями работы педагогического коллектива в 2010-2011 учебном году стали:• Реализация развивающего потенциала ИКТ в образовательном процессе школы;
• Здоровьесберегающие технологии в учебном и воспитательном процессах;
• Преемственность содержания и технологий образования на различных ступенях обучения;
• Повышение профессиональной компетенции учителя.
Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения, внедрение новых технологий, новые Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) – все это требует от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации.
Повышение квалификации непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, обеспечивает готовность выполнения различных профессиональных задач, поэтому учителя школы активно участвуют в конкурсах, делятся опытом, размещают свои материалы на различных интернет-ресурсах. Особенно в конкурсах по ИКТ, так как школа является Областной экспериментальной площадкой по теме «Межшкольное сетевое взаимодействие как фактор развития ИКТ-компетентности». Для участия в XII конкурсе разработок уроков в апреле 2010 года на странице размещены уроки Петровой С.В., Дмитриевой С.П., Синельниковой Е.В., Ершовой О.В., о чем получены соответствующие сертификаты. Шутренкова О.Н. размещает свои разработки и материалы на сайте http://videouroki.net . Предоставленные материалы пользуются спросом и имеют положительные отклики. Методические разработки Лебедева В.В. – урок «Поверхностное натяжение» и дидактический материал по подготовке к мониторингу размещены на сайте ПОИПКРО в методическом хранилище инновационного педагогического опыта (рег. № 95, 96 от 24.03.2010г.) Ершова О.В. приняла участие в XIII Всероссийском конкурсе методических разработок «Сто друзей», организованном «Учительской газетой»: оба урока, представленные на конкурс стали победителями народного голосования. Свои методические разработки О.В. Ершова предоставила для размещения на сайте http://www.eduvluki.ru (сертификаты № 90,91,92,93 от 01.03.2011 г.) Большое внимание уделяется сейчас дистанционному обучению педагогов. В апреля –мае 2011 года прошли курсы дистанционного обучения Петрова С.В., Коржнева Т.Н., Голубева В.В., разработав учебные проекты, которые размещены на странице ПскоВики.
Введение новых образовательных стандартов требует от учителя нового подхода к учебному процессу. Результатом образования должны стать не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.
Именно поэтому наш педагогический коллектив заинтересовался опытом работы московского проектного колледжа по преподаванию метапредметов. Изучив найденную литературу по теме, учителя Бовдуй Т.В. и Шамкова Л.Г., побывали в проектном колледже, познакомились с учителями и учебным процессом, посетили занятия по метапредметам. Главное, что мы не погнались за красивой вывеской и названием – учителя, критически переосмыслив увиденное, пришли к выводу, что преподавание самих метапредметов в обычной школе неприемлемо, а вот использование метепредметности в учебно-воспитательном процессе – не только возможно, но и требуется по новым образовательным стандартам.
Шамкова Л. Г. и Бовдуй Т.В. успешно применяют элементы метапредметности на своих уроках, ими были проведены открытые уроки для учителей школы, Бовдуй Т.В. делилась опытом по данному вопросу с учителями города, выступала на Коллегии Управления образования.
Научить ребенка не получать, а добывать знания, причем в течение всей жизни, сложно, но педагогический коллектив школы старается решить эту задачу. Вслед за коллегами и другие педагоги применяют элементы метапредметности на своих уроках. Это и Слизкова С.А., Смирнова Л.В., Чистокина В.Е., Лебедев В.В., Ершова О.В., Петрова С.В., Савина Н.Г. и другие.
В условиях перехода на новые образовательные стандарты важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Для того, чтобы воспитать эти качества у ученика, необходимо и самому учителю переосмыслить себя, свой подход к обучению и воспитанию.
Для этого необходимо, чтобы школа стала не только учебным, но и воспитательным, досуговым и информационным центром. Информационный центр школы, являясь эффективным инструментом формирования информационно-насыщенной образовательной среды, поможет обеспечить доступное качественное образование, удовлетворяющее индивидуальным образовательным потребностям каждого школьника за счет оптимального сочетания традиционных и информационных технологий обучения, а также позволит осуществлять непрерывное повышение квалификации педагогов.
На первом этапе разработано нормативно-правовое обеспечение ИЦШ, создан банк уроков и методических материалов, обеспечено сетевое взаимодействие учителей и учащихся через страницу школы на сайте http://www.eduvluki.ru/, сайт 6 «В» класса nadezhdasavina.ucoz.ru, сайт Лебедева В.В., почтовые сервисы: ikt-klass@mail.ru, 13-rod@mail.ru – на котором размещен электронный журнал. Инновационные преобразования затронули всех участников образовательного процесса: администрацию школы, педагогов, учащихся, их родителей. Для работы администрации используются программы «1С:ХроноГраф Школа 2.5» и «ХроноГраф 3.0 Мастер».
Межшкольное сетевое взаимодействие осуществляется и в рамках работы Сетевого центра повышения квалификации работников образования, который создан на базе школы
на основании Приказа №206 Главного управления образования Псковской области от 01.03.2010. Сетевой центр повышения квалификации работников образования (да¬лее - СЦПК) решает задачи профессионального объединения учителей биологии с целью оказания учебной, учебно-консультацион¬ной и методической помощи педагогам образовательных учреждений Псковской области в повышении их квалификации. В рамках работы СЦПК 4-6 апреля в школе прошел очный семинар для учителей биологии города и близлежащих районов.
На протяжении трех дней учителя имели возможность посетить открытые уроки и занятия учителя Бовдуй Т.В., прослушали лекции Кириленковой В.А.,
познакомились с методистом по биологии издательского дома «Дрофа» Соколовой Натальей Юрьевной.
Успешное обучение невозможно без новой, качественной учебной литературы. В текущем учебном году на базе школы проходила апробация новых учебников по экологии и физике.
Учитель физики Лебедев В.В.
в своей работе использовал учебник нового поколения Физика 7, авт. Генденштейн Л.Э., Кожевников В.Б., Кайдалов А.Б. издательство Мнемозина 2009 год. Учебник интересен методикой объяснения нового материала. По данному учебнику можно вести преподавание на двух уровнях сложности: базовом и повышенном. К данному учебнику прилагается специальный трёхуровневый дифференцированный задачник, в комплекте есть тетради для самостоятельных и контрольных работ. В ходе эксперимента учителем разработано поурочное планирование, разработаны и частично опробованы тесты для работы с учебником, проведены лабораторные работы, как классные, так и выполненные дома. Использование учебника стимулирует исследовательскую деятельность учащихся: ученик Лебедева В.В. в текущем учебном году стал победителем конференции исследовательских работ учащихся «С именем Софьи Ковалевской…», представив работу «Воздействие механического давления школьных сумок ранцевого вида на опорно-двигательную систему школьника».
Для учителей школы и города в рамках Педагогического марафона учебных предметов Лебедевым В.В был проведен открытый урок, на котором учащиеся в ходе выполнения лабораторной работы самостоятельно исследовали условие равновесия рычага.
Учитель биологии и экологии Бовдуй Т.В.
на базе 10 класса проводила апробацию учебника «Экология 10-11 (профильный уровень)» авт. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В, изд. «Вентана-Граф», 2010год. Учебник прошел первый год апробации, и данный эксперимент показал, что у учащихся средней подготовленности учебник вызвал интерес и желание с ним работать, учащиеся, мотивированные на поступление в ВУЗы, высказали мысли о том, что учебник помогает им расширять свои знания, наглядно представлять многие закономерности, выполнять тесты для подготовки к экзаменам. Для учителя учебник интересен тем, что тексты параграфов позволяют применить разные технологии обучения, делая учебный процесс более разнообразным и насыщенным. Немаловажным фактором является большое количество рисунков, схем, вопросов и обобщений в конце параграфов, наличие интересной информации и актуальность поднятых экологических проблем. В процессе апробации повысился интерес учащихся к предмету, выросло качество знаний.
Учителя школы приняли активное участие в «Педагогическом марафоне учебных предметов»: 15 педагогов получили неоценимый опыт общения со своими коллегами, а также и сами делились опытом. Так на базе школы работала секция: «Математика и «Новая школа» Перспективы развития математического образования с участием Сазонова В. В. кандидата физико-математических наук, ассистента кафедры общей математики на факультете вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ имени М.В. Ломоносова, заместителя директора Учебного центра факультета ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова по дистанционному обучению, руководителя дистанционных подготовительных курсов факультета, разработчика учебных материалов к дистанционным курсам, автора учебного пособия по элементарной математике, Андреева Н.Н., кандидата физико-математических наук, заведующего лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института им. В.А. Стеклова Российской академии наук, лауреата Премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых учёных.
Наряду с такими именитыми учеными в марафоне приняли участие и учителя : Синельникова Е.В., рассказавшая об организации исследовательской работы на уроках математики и во внеурочное время, Михайлова О.Г., поделившаяся опытом работы при подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников.
Также работала секция учителей физики: «Путь к успеху». Инновационные подходы к формированию методологических знаний и умений учащихся, в работе которой принимали участие Ковалева С. Я. заместитель главного редактора газеты «Физика», кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научных дисциплин Педагогической академии последипломного образования, Демидова Марина Юрьевна, кандидат педагогических наук, председатель Федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ по физике Федерального института педагогических измерений. Участники Марафона побывали на открытом уроке учителя Лебедева В.В. «Фронтальный эксперимент по физике как средство активизации научного поиска обучающегося».
Все это говорит о высоком профессиональном уровне педагогов школы. Не случайно на протяжении уже ряда лет учителя нашей школы становятся финалистами и призерами городского конкурса «Учитель года»:
• Ткачева Екатерина Юрьевна, учитель начальных классов была дипломантом областного конкурса «Учитель года» в 2006 году
• Николаева Лариса Викторовна, учитель математики, стала победителем в номинации «Достижения» в 2007году,
• Шельгучева Елена Витальевна – победитель в номинации «Лидер» в 2008 году,
• Осипова Светлана Васильевна – победитель в номинации «Классный классный» в 200
• Бовдуй Татьяна Владимировна – ПОБЕДИТЕЛЬ конкурса в 2010 год