Мы уважаем ветеранов, тех, кто участвовал в военных действиях, но испытываем ли мы такое уважение к тем, кто родился во время войны или после неё? Они наши бабушки, дедушки и конечно, учителя; не наигравшиеся, не начитавшиеся вдоволь сказок, не успевшие пресытиться докучливой родительской опекой – это о них, детях войны!В школе №6 пять таких учителей «детей войны»:
• Николай Иванович Викторов - учитель физики;
• Нина Михайловна Сырковская - учительница русского языка и литературы;
• Людмила Васильевна Богданова - учительница географии;
• Вера Никандровна Грекова- учительница начальных классов;
• Галина Клавдиевна Житкова – педагог дополнительного образования.
Они хорошие педагоги. Порой мы на них сердимся, считаем, что они поступают неправильно, не понимают нас, а мы понимаем их?
Детство этих людей проходило в тяжелые годы восстановления страны. «Мы жили в амбарах, землянках. Еды не было: ели траву, собирали овощи на огородах. Женщины впрягались в плуг и распахивали большие поля. Но задумываясь сейчас над этим, понимаешь: постоянный труд, времяпрепровождения на воздухе помогло нам выжить, не заболеть, не умереть от голода; все мы помогали друг другу,» - вспоминает Сырковская Нина Михайловна. Разве им было легко? Но они не сдавались, а учились и хотели учиться. Со слезами на глазах продолжает свой рассказ Нина Михайловна: «Было стыдно учиться плохо, потому что мы знали, как наши родители выбивались из последних сил, чтобы у нас хоть что-нибудь было».
А хотим ли мы учиться? «Кто-то хочет, а кто-то нет, но если взять людей в целом, такого сильного желания, как тогда, нет»,- ответила на наш вопрос учительница русского языка и литературы. Может это объясняется тем, что учителям в СССР было лучше. «Там было проще работать, работа учителя в Советской стране была более почетна, чем сейчас, и более высокооплачиваемая!» - говорят учителя; ведь тогда дети действительно хотели учиться, а сейчас особого рвения нет: лучше поиграть в компьютер или посмотреть телевизор, нежели сесть и идеально сделать домашнее задание. А многие начинают курить, пить и портить свою жизнь с самого детства! Но такие не все, есть и те, кто ставит себе цель с самого детства и добивается её, не отступая, ни перед какими трудностями, например: воины Псковской шестой роты, проявившей героизм в Чечне.
А если бы над нами возникла такая же угроза, как и в 41м? Выстояли бы мы? Некоторые сомневается: «Наверное, нет: так как у нынешнего поколения патриотизма либо вообще нет, либо - мало». А Нина Михайловна Сырковская уверена: «Мы бы обязательно выстояли бы, ведь никто не хочет жить в рабстве, без прав на нормальную жизнь».
Можно долго рассуждать на эту тему… Но я хотел бы поговорить о детях войны. У них была тяжелая юность, но, несмотря ни на что, каждый из них нашел своё место в жизни, и при этом счастлив. Эти люди, перенесшие военные невзгоды, всегда остаются в первых рядах, занимают активную жизненную позицию и учат нас этому. Галина Клавдиевна - патриотизму и безвозмездной помощи людям; Нина Михайловна - бережному отношению ко всему, что нас окружает; Николай Иванович – умению работать, находить все самое необычное в самых простых вещах; Вера Никандровна - стремлению делать добро, любви к людям; Людмила Васильевна – любви к родному краю, путешествию по его просторам. Общее, что их объединяет – это огромная любовь к своей профессии, детям и родной школе. Это делает их лучше. И я считаю, мы должны стараться быть похожими на них, по крупицам собирать их воспоминания и становиться все лучше и лучше.
Шмелев Ярослав, 9 «А» класс.