Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к знаниям. Приохотить ученика к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д.Ушинский
Прогрессивное изменение современного мира, экономический подъём и рост благосостояния, повсеместная информатизация общества влечёт за собой изменения в образовательном пространстве. Государству нужны инициативные, творческие специалисты с широким кругозором, умеющие адаптироваться в огромном потоке информации и решать нестандартные задачи на практике.
Приоритет развивающего обучения, целесообразность эвристической деятельности на уроках способствуют укреплению позиций о том, что исследовательско - познавательный принцип деятельности должен стать основополагающим принципом наравне с другими педагогическими требованиями в дидактике. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более, что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения и познавательной деятельности и расширение кругозора школьника за пределы учебных программ.
А.Франц сказал «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
Главной движущей силой освоения учеником образовательного пространства является познавательный интерес.
Познавательный интерес - это соединение психических процессов: интеллектуального, волевого и эмоционального.
В интеллектуальной деятельности проявляется активный поиск, догадка, исследовательский подход и готовность решать задачи.
Эмоциональные проявления в познавательном процессе – это эмоции удивления, ожидание нового, чувство нетерпения получить результат, чувства радости, успеха и удовлетворения.
Волевые проявления, сопровождающие познавательный процесс- это инициатива поиска, умение самостоятельно добывать знания, постановка задач и реализация их решения, ответственность и добросовестность.
Сформировать у учеников такие качества, как предприимчивость, способность ориентироваться в сложной ситуации, быстро и безошибочно принимать решения помогает математика, так как на уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы.
Я считаю, главное, нужно дать возможность ученику самостоятельно вывести «новое» и различными способами придти к покорению вершин знаний. Эффективность такого подхода кроется во внутренней потребности ученика удовлетворить своё естественное стремление к самостоятельной деятельности, творческому поиску решения проблем. А разнообразие, творческий полёт, радость открытия и чувство гордости порождает чувство сопричастности к великому труду первооткрывателя.
В противовес традиционным методам обучения «слушай меня, повторяй за мной, делай, как я» учитель должен не преподносить ученикам истину, а учить её находить. Кроме урочной деятельности, сфера участия учеников гимназии в познавательном процессе широка и многогранна. Это и участие в предметных конкурсах, олимпиадах, семинарах, и в конференциях от городского до всероссийского уровней. Стало традиционным проведение предметных декад, научно-практических конференций, круглых столов по актуальным темам современного общества, Дня Науки и Творчества, при подготовке к которым преследуется единая цель: развитие интеллектуальной, мотивационной и познавательной компоненты личности детей в рамках гимназического образования.
29 апреля 2008 года успешно завершил работу День Науки и Творчества в гимназии им. С.В.Ковалевской. Вашему вниманию я представляю аннотацию к выступлениям учащихся гимназии на секции математических дисциплин.
АННОТАЦИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ
НА СЕКЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 29 АПРЕЛЯ 2008 ГОДА
ПРОГРАММА:
1. Пасекова Дарья, Чегина Дарья 8-А класс « Пифагор – математик, философ, астроном». Руководитель – Федорова Л.Е.
Цели исследования:
1. Знакомство с литературой и поиск информации в Интернете;
2. Оформление реферата, создание презентации; составление кроссворда «Как его зовут», буклета о Пифагоре и теста с задачами по теореме Пифагора.
3. Выступление.
В докладе прозвучали исторические сведения о биографии Пифагора, его учении и школе Пифагора; значимость научного наследия; подведены итоги исследования по теме при демонстрации презентации, буклета, кроссворда и теста
2. Волкова Настя 10-Г класс «История математического образования на примере одного учебника. Руководитель – Федорова Л.Е.
В выступлении подведены итоги исследования вопроса о создании первых советских школ и истории математического образования в России; проведен сравнительный анализ учебника «Арифметика» Л.Ф. Магницкого; «Универсальная арифметика» Эйлера; общая система школьного образования с 1917 года и программа обучения со страниц учебника математики; приведены факты истории развития образования в городе Великие Луки. Подготовлен реферат и презентация по теме выступления.
3. Чернышов Андрей 9-М класс «Золотое сечение – высшее совершенство». Руководитель Беляева Е.И.
Существование золотой пропорции в окружающем человека мироздании издавна привлекало внимание исследователей. Проблемы, связанные с изучением природных проявлений золотого сечения, с исследованием геометрических мотивов в живописи, являются весьма актуальными и в настоящее время. Изучение принципов золотого сечения и пропорции необходимо во многих областях деятельности человека (искусстве, музыке, биологии, физике, астрономии и т.д.).
Цель работы – изучить алгебраические и геометрические свойства золотого сечения, золотой спирали и динамической симметрии в композиции, рисунке и скульптуре, в архитектуре; рассмотреть систему гармонической золотой пропорции в природе, установить связь между геометрией и искусством, выявить принципы построения золотого сечения в искусстве: живописи, скульптуре, архитектуре. Создано наглядное электронное пособие, которое можно использовать на уроках математики, биологии, физики, астрономии и МХК.
4. Хасанова Дилана 9-Д класс «Различные способы решения одной задачи». Руководитель Беляева Е.И.
В выступлении приведены несколько методов решения одной геометрической задачи, проведено обобщение методов решения геометрических задач.
5. Макаренкова Екатерина 9-Д класс «Геометрия помогает алгебре». Руководитель Беляева Е.И
Одной из актуальных проблем школьного математического образования на современном этапе является проблема интеграции математических знаний, формирования целостных представлений учащихся о математике как науке. Особенно важно решение данной проблемы для основной школы, где изучаются две математические дисциплины: алгебра и геометрия.
Одно из преимуществ использования геометрического метода при решении рассмотренных задач состоит в наглядности. В реферате представлены виды геометрических моделей: одномерные и двумерные линейные диаграммы; графические диаграммы и показан принцип их применения при решении алгебраических задач. Выделены три этапа решения задач. Подготовлен реферат и презентация.
6. Козуб Юлия 9-Д класс «Задачи на построение методом спрямления». Руководитель Беляева Е.И.
Проведены исследования применения метода решения геометрических задач на построение - метода спрямления, суть метода продемонстрирована в решении нескольких задач по мере усложнения . Дано обобщение метода, показаны возможности его применения.
7. Петрусева Ксения 9 – Д класс «Построение на местности». Руководитель Беляева Е.И.
В школе мы довольно подробно изучаем геометрические построения с помощью циркуля и линейки и решаем много задач. А как решить такие же задачи на местности?
Поскольку в настоящем реферате ставится не задача изучения основ геодезии, а применения знаний по геометрии к решению практических задач, мы не будем пользоваться никакими приборами - ни рулеткой, ни приборами - ни рулеткой, ни теодолитом. Работать так, конечно, трудно, но всё же попробуем решить предложенные ниже задачи только с помощью колышек или вех и неотградуированного измерительного устройства, например, веревки, хотя принципиально можно обойтись и без нее.
Подготовлен реферат и презентация, в которых представлены задачи построений на местности с помощью метода провешивания прямой и откладывания равных отрезков.
8. Осипенко Святослав 9-М класс «Такие разные геометрии». Руководитель Беляева Е.И.
Цели исследования:
Изучить исторический материал, связанный с проблемой параллельности прямых.
Найти, существует ли доказательство пятого постулата Евклида?
Выявить, существуют ли геометрии, отличные от евклидовой?
Изложение геометрии Евклидом долгое время служило недосягаемым образцом точности, безукоризненности и строгости. Лобачевский построил новую геометрию, откинув постулат Евклида, заменив его другим, прямо противоположным по смыслу. Доказывая много десятков теорем, не обнаруживая логических противоречий, Лобачевскому пришла в голову догадка о непротиворечивости такой геометрии. Современники Лобачевского, потом и Римана отказывались принимать новую геометрию. Но в начале 20 века, как гром среди ясного неба Эйнштейн создаёт теорию относительности, частным случаем которой является теория тяготения Ньютона.
Оказалось, что взаимосвязь пространства и времени, описываемая в теории относительности, имеет непосредственное отношение к геометрии Лобачевского.
Например, в расчетах современных синхрофазотронов используются формулы геометрии Лобачевского.
Подготовлен реферат и презентация, приведены примеры искривленных поверхностей, на которых «работает» геометрия Лобачевского, Римана и др.
Выступления учащихся подготовлены и представлены с использованием информационных технологий в идее презентаций, буклета, тестов и раздаточных материалов. Исследования по темам выступлений проведены и изложены в рефератах. проведено обобщение методов решения задач. Поставленные цели достигнуты.
Я, как и мои коллеги, ставлю следующие задачи по развитию учащихся:
Развитие мотивации детей к самостоятельной работе на уроке и во внеурочной деятельности.
Увеличение объема знаний, которые учащиеся скорее всего не получили бы из учебников.
Развитие нравственной и духовной личности, формирование критического мышления.
Привитие навыков исследовательской работы.
Развитие умения работать с источниками информации, требующими особых навыков (справочники, энциклопедии, научно-популярная литература, сеть Интернет).
Укрепление межличностных отношений
Весь процесс познания я подразделяю на три этапа.
1 этап. Обоснование актуальности темы, постановка цели и задач; выбор объекта исследования; поиск информации.
Выбор тем не случаен. Он может быть связан с историческими датами, дидактическими целями углубленного изучения программы, расширение кругозора познавательной деятельности, межпредметные связи.
2 этап. Развитие творческих способностей участников опытной работы при решении практических задач и описания процесса.
3 этап. Подведение итогов работы, выводы, оценка результатов и приложение знаний
На деле процесс подготовки и демонстрации результатов исследования протекает так.
Выбирается тема, формируются микрогруппы по интересам, распределяются функции, роли, обязанности и сроки поиска и подбора информации, постановка проблемных вопросов, разработка тем, обработка собранных материалов; проводятся наблюдение и эксперимент, а результаты оформляются в форме докладов с использованием наглядных приложений и информационных технологий. Обязательной частью приложения является подбор, решение и демонстрация задач.
Я представлю вашему вниманию работу в микрогруппах по проекту «Биологические часы», 6 класс, 2008 год.
Описание проекта «Биологические часы»
Творческое название «Цветок, который час?»
Проблемные вопросы:
Кто пустил в ход первые цветочные часы?
Каков хронометрический механизм цветочных часов?
Почему цветки раскрываются и закрываются ежесуточно?
Причины отставания цветочных часов.
Темы исследования:
Исторические сведения.
Кто изобрёл циферблат цветочных часов?
Перечень произрастающих в регионе цветов.
Наблюдение раннего пробуждения цветов.
У цветов свои уловки, у насекомых свой подход.
Самозащита растений.
Влияние погодных условий на «ход» часов.
Зависимость «работы» часов от географического места их произрастания.
Как вырастить цветочные часы?
Завершающий этап презентации темы – рефлексия, т.е. подведение итогов, анализ результатов и корректировка дальнейшей работы.
Вашему вниманию я представляю систему работы по организации познавательно – исследовательской деятельности в классе, сложившуюся за последние 5 лет.
5 класс. 2003 год. Создаётся папка для творческих работ каждого ученика.
2004 год. Проведена первая научно – практическая конференция «Заседание учёного совета» с участием экспертных групп. Были подготовлены и представлены доклады с приложением в виде задач. Эксперты из числа учащихся на практике проверяли результаты проведённых исследований и решали задачи.
6 класс. 2005 год. НПК «Осьмушка хлеба», посвящённая Блокаде Ленинграда и 60-летию Великой Победы.
2006 год. НПК «Геометрические фигуры». Проведены исследования и классификация геометрических фигур и тел, рассмотрены их свойства, конструирование фигур, разрезание, склеивание фигур, изготовление развёрток и моделей геометрических тел и решение прикладных задач.
7 класс. 2006 год. НПК «Симметрия – созвучие природных форм». Изучены все виды движений: симметрии, поворот и параллельный перенос, рассмотрены решения задач на преобразование плоскости, сферы проявления симметрии в окружающем нас мире и неограниченные возможности применения симметрии.
8 класс. 2007 год. НПК «Симметрия в архитектуре и зодчестве родного края». Цель: изучить архитектурные памятники родного города, г. Пскова и г. Санкт-Петербурга, выявить характерные особенности архитектурных строений, изучить строение куполов, зданий русской старины и способствовать их восстановлению и сохранению.
9 класс. 2007 год. НПК «Проблема 5 постулата и возникновение неевклидовой геометрии». Изучен богатый исторический материал, связанный с проблемой параллельных прямых и возникновением геометрий на искривлённых плоскостях. Рассмотрены вопросы непротиворечивости геометрии Лобачевского, роль и вклад в развитие наук трудов Лобачевского и его последователей. Высокую оценку получило признание того, как труден и тернист труд учёного-исследователя. Подготовлены презентации и задачи на построение, рассмотрены вопросы неевклидовых геометрий на моделях Пуанкаре, Римана и др.
2008 год. НПК «Золотое сечение - высшее совершенство». Изучены алгебраические и геометрические свойства золотого сечения, золотой спирали, золотого прямоугольника, установлены связи между геометрией и искусством, выявлены принципы построения золотого сечения в искусстве, архитектуре, музыке, живописи, и т. д. Проведены исследования и подобраны задачи. Подготовлена презентация.
В 5-7 классах я провожу пропедевтическую работу по подготовке создания портфолио в виде заполнения папки для творческих работ по следующим темам:
5 класс
Шкалы. Термометр.
Старинные русские меры длины.
Коллекция задач на сложение, вычитание, умножение и деление (по типам).
«Танграм»
Определение площади фигуры с помощью кальки.
Площадь поверхности. Развёртки прямоугольного параллелепипеда и куба. Модели тел.
Из биографии С.В.Ковалевской.
Волшебный циркуль.
Коллекция задач на части, проценты.
Круговые диаграммы.
Числа-великаны и числа-карлики.
6 класс
Коллекция задач на дроби и отношения.
Из биографии И.М.Виноградова.
Развёртки треугольной и четырёхугольной пирамид. Модели тел.
Из биографии Л.Ф. Магницкого.
Координатная плоскость.
Столбчатые диаграммы.
Геометрические фигуры.
Биологические часы.
Защитим планету Земля.
7 класс
Коллекция задач «Равенство треугольников».
Жёсткость треугольника.
Коллекция задач на построение с помощью циркуля и линейки.
Коллекция задач на формулы сокращённого умножения.
Симметрии. Орнаменты. Бордюры.
Решение задач на построение с помощью циркуля и линейки.
Творческие работы для портфолио по предпрофильной подготовке:
8 класс
Коллекция задач, решаемых с помощью уравнений методом таблиц.
Иррациональные числа.
Неравенства при решении задач.
Решение задач на построение с помощью циркуля и линейки; шаблонов геометрических фигур.
Уравнения с параметрами.
Решение уравнений и неравенств с модулем.
Теорема Виета и её применение.
9 класс
Преобразования графика квадратичной функции.
Метод интервалов.
Ряды. Прогрессии.
Золотое сечение.
Неевклидовы геометрии.
При подведении итогов каждого исследовательского процесса мы проводим анкетирование , а учащиеся в своих отчётах высказывают отзывы и предложения по дальнейшей работе и выбирают лучшии доклад и презентацию.
Выводы школьников:
исследовательско-познавательная деятельность – это:
праздник знаний
размышление об окружающем мире
моделирование молодым поколением программы жизни
расширение горизонтов образовательного пространства.
Литература
1.Гусев В.А. Как помочь ученику полюбить математику?– М.:Авангард,1994.
2.Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики.– М.: Просвещение,1990.
3.Дывыдов В.В. Теория развивающего обучения.– М.:Интор,1996.
4.Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения.
5.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Книга для учителя.– М.: Просвещение,1990.
6.Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой.– М.:Просвещение,1981.
7.Леман И. Увлекательная математика.– М.:Знание,1985.
8.Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников.– М.,1986.
9.Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! О развитии творческих способностей учащихся. Книга для учителей: Из опыта работы.– М.:Просвещение,1988.
10.Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике.– М.:Просвещение,1994.
11.Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения /Одаренные дети, 2003, № 5.
12.Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.– М.:Педагогика,1971.
13.Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении.– М,1984.
Учитель математики Беляева Елена Ивановна