ЦЕЛИ:1.Познакомить учащихся с возможностями определения времени.
2.Получить знания о биоритмах в хронобиологии, узнать о возможностях организмов жить в согласии с регуляцией биологических часов.
3.Дать понятие о приборах, измеряющих время и биологических часах.
4.Развивать познавательный интерес, критичность мышления путем исследования, анализа и сравнения.
5.Развивать речь учащихся, умение работать в группе.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, проектор, экран, доска, мел, таблицы, фломастеры, раздаточный материал, презентации, ребусы: время, времена года, месяц, неделя, сутки, минута.
ПЛАН УРОКА
1. ВРЕМЯ. Измерение времени. Единицы измерения времени. Ребусы. Творческое задание «Циферблат»
2. Физкультминутка.
3. Презентации групп: - Виды часов. Определение времени. Солнечные часы, водяные часы, огненные часы, определение времени по птицам и т.д.
- Песочные часы.
- Цветочные часы.
- Биологические ритмы.
ХОД УРОКА
«Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». Е.ШВАРЦ
Предмет нашего разговора необычен.
(слайд) «Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно». Подсказка: загадка 1: (слайд)
«Уничтожает все кругом: цветы, зверей, высокий дом;
Сжует железо, сталь сжует и скалы в порошок сотрет…»
Ребус «время».
Стихи читает Петраков Александр:
Я – время. Я вселяю ужас. Я – добро и зло. Я – счастие и горе.
Нет перемен во мне: таким же было я назарее великой мирозданья.
Я видело начало всех начал, при мне круговорот века свершали,
И наши дни я тож покрою пылью.
У.Шекспир.
Проблема времени давно волновала человека. Еще в незапамятные времена людям пришлось научиться не только считать, измерять расстояния, определять массу, но и ориентироваться во времени, уметь его измерять.
Наблюдая за природой, за восходами солнца, приливами и отливами, прилетом и отлетом птиц, биением сердца, человек придумал меры времени.
Ребусы .
Задание 1. Используя слова, отгаданные в ребусах, опишите сегодняшний день, н.п. Сегодня 1 декабря, пятница,5 день недели, зима, 2007 год.
Существуют ли приборы для измерения времени? Ответ: часы. Опишите часы, назвав их части. Как они работают (механические, электронные ит.д.) Гюйгенс, применивший к часам маятник, изобрел спираль и спуск.
Задание 2. Раздаточный материал: циферблаты. 1) Нарисуйте циферблат с арабскими цифрами, римскими цифрами. Проведите прямую так, чтобы сумма чисел в двух частях была одинакова. 2) Назовите время, указанное на часах.
3) Нарисуйте циферблат с числами от 1 до 24.
Цитата: «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
1. «Часики» - повороты глазами вправо-влево.
2. «Маятник» - наклоны туловища влево - вправо, вперед-назад.
3. «Колесики» - круговые движения согнутыми в локтях руками.
4. «Будильник» - хлопки руками над головой.
5. «Пружинка» - приседания.
6. «Часы идут, идут, а с места не сойдут» - ходьба на месте.
А теперь мы отправляемся в прошлое и поговорим о часах, которыми дюди пользовались в глубокой древности.
Презентация « Солнечные часы»
Водяные, огненные часы. Стихи.
Определение времени по луне; по птицам.
Презентация « Цветочные часы»
Презентация « Песочные часы».
Итог урока.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1.Отчет о мероприятии, выделить лучшее выступление, презентацию. 2. Придумать оригинальный циферблат, свои часы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Учитель Беляева Е.И.