Школа ответственного и успешного поколенияЧто значит быть успешным? эффективно управлять собою и людьми? какую меру ответственности чувствовать при этом? Это философия управления современной Россией. Существуют множество программ, методик, направленных на решение обозначенных вопросов. Есть ли возможность отдельным учебным заведениям найти себя в этом сложном конкурентном, многообразном поле?
Разрабатывая стратегию своего развития, лицей № 10 понимал важность поставленной Президентом задачи воспитания нового поколения управленцев на всех уровнях (качественное изменение бюрократии). Так родилась Программа Развития
«Построение модели Школы ответственного и успешного поколения» (научный консультант Степанов Е.Н, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой воспитания ПОИПКРО).
Сегодня наш лицей находится на завершающем этапе реализации Программы. Цель создаваемой образовательной системы - содействие развитию успешной, активной и ответственной личности гражданина Российской Федерации. Миссией лицея мог бы стать лозунг «Каждому успешным быть». Известно, что уже сегодня выпускники лицея занимают управленческие посты различного уровня, как в городе, так и в области, стране.
Мы стремимся создавать условия, способствующие воспитанию ответственности как социально значимого качества лицеистов в учебной и воспитательной деятельности. Анализируя используемый инструментарий, выделяем следующее.
В лицее организован постоянно действующий психолого-педагогический семинар, программой которого предусматриваются теоретические и практические занятия опережающего характера по участию учителей в осуществлении инновационной деятельности: «Успешность ребенка как психолого-педагогическая проблема», «Ответственность как важнейшее качество личности и предмет воспитания», «Формирование социально активной и ответственной личности» и т.д..
Дальнейшее развитие получает модель предпрофильной и профильной подготовки учащихся. На ступенях лицея вводятся новые курсы: «Учусь общаться», «Школа будущего первоклассника», «Основы выбора профессии», «Социальная практика», «Психология успеха», «Школа выживания», «Этика государственного служащего», «Основы муниципального и государственного управления». Педагоги отдают предпочтение технологиям на деятельностной основе, которые в большей степени способствуют формированию универсальных учебных действий. На уроках и во внеурочной деятельности учителя проектируют и создают ситуации успеха. Для нас важны не только высокие предметные результаты, но прежде всего, личностное развитие ученика и как следствие его успешная социализация в выбранной траектории развития
Инновационным направлением в воспитательной деятельности является моделирование и построение воспитательных систем классов, направленных на формирование успешного и ответственного поколения. Поиск новых форм управления воспитательным процессом ведется, в том числе, и посредством участия в деятельности межрегионального исследовательского проекта «Менеджмент воспитания» (руководитель профессор Степанов Е.Н.).
Качественно новой формой работы с лицеистами стала учеба в Школе будущих президентов. Это уникальный проект для старшеклассников, разработанный Северо – западным институтом управления, Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Проект способствует реализации обеих составляющих лицея: лицейской естественно-технологической (технократическое направление) и кадетской (военно-гражданское направление).
Изначально проект предусматривался для старшеклассников Санкт-Петербурга. Отрадно, что именно наши выпускники в числе координаторов проекта. Беседуя с деканом факультета муниципального и государственного управления Лихтиным А.А., мы пришли к выводу, что идеи проекта академии созвучны нашей стратегии развития. Вопрос подготовки будущих управленцев среднего и низшего звена для удовлетворения потребности города – это важный шаг, который требует детального анализа, как считает А.А. Лихтин. Важна, пропедевтика подготовки будущих управленцев уже на старшей ступени лицея.
Так состоялся Договор о сотрудничестве между нашими учреждениями, в котором лицей проектируется в качестве экспериментальной площадки данного института в Псковской области.
В прошлом учебном году в соответствии с Договором наших лицеистов приняли в Школу Будущих Президентов. Занятия проводят доктора и кандидаты наук Президентской академии, бизнес-тренера, руководители компаний и бизнесмены, публицисты и писатели, политики, артисты. Это дистанционные лекции, выезд наших учащихся в Санкт-Петербург на очные семинары и тренинги, выездные занятия на базе лицея. В образовательную программу школы включены самые современные образовательные технологии. Обучение строится исходя из степени усвоения программы учениками. Лицеисты активно обсуждают материалы занятий с педагогами в форме дискуссий, учатся формулировать и отстаивать свою точку зрения, ищут и готовят самостоятельные исследования. А самое главное – участвуют в организации реальных мероприятий и управлении в составе органов самоуправления лицея. По окончании Школы выдержавшие испытания ученики получат сертификат с перечислением всех курсов, усвоенных ими.
Результаты опросов учащихся, родителей свидетельствуют о понимании стратегии развития лицея, принятии ее и естественной вовлеченности участников образовательного процесса.
Выбранная лицеем стратегия развития открывает широкие горизонты видения практического воплощения заявленной миссии и предполагает развитие современной методической базы приемов и методов становления лицея как уникальной школы подготовки государственных и муниципальных служащих.