Тема урока: Изготовление обрядовых кукол мартиничек.Цель урока: Познакомить учащихся с историей русских кукол, научить изготовлению обрядовых
кукол мартиничек.
Задача урока: Воспитывать любовь и уважения к духовной культуре русского народа, развивать
интерес к истории русской куклы, прививать аккуратность в работе , учить
выполнять работу в срок.
Оборудование урока: интерактивная доска, образцы кукол, нитки, ножницы.
Раздаточный материал: схема изготовления кукол.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Общение познавательных сведений.
Так как кукла, которую мы сегодня будем делать пришла к нам из далёкого прошлого, мы совершим маленькое путешествие в прошлое время и познакомимся с историей кукол.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла. В иных домах их накапливалось до ста штук. Куклы были не только девчачьей забавой. В них играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Матерчатая кукла – простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свёрнутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетённой в неё лентой и наряд из пёстрых лоскутков. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ. Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах – угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в неё вплетали, если шили девушку, а если женщину, делали другую причёску. Наряжали красиво, фартук подвязывали и поясок поверх рубахи, на голову повязывали платочки.
Умение ребёнка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки – подростки брали кукол. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки, кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы – особо впечатляющий, торжественный и красивый русски народный обряд.
Куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать.
Тряпичные куклы, выполненные в наши дни из современных и только природных материалов, но с тщательным соблюдением старинных техник.
Традиционно такие куклы делятся на три группы:
ИГРОВЫЕ ОБРЯДОВЫЕ и ОБЕРЕГИ
Так к обрядовым относятся МАСЛЕНИЦА, ПАРАСКЕВА-ПЯТНИЦА, МАРТИНИЧКИ и др., К оберегам – ВЕПССКАЯ, АКАНЬ, ЛЮБАВА; среди игровых самая популярная – ЗАКРУТКА.
С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения, символ, понятный всякому.
В народе есть поверье – если беременная женщина часто и много смотрит на красивое, приятное, то и ребёнок будет пригожим и красивым. Поэтому и куклу женщина делала аккуратно, бережно, одевала в яркие, красивые одежды. Готовую куклу укладывала в колыбель, где она дожидалась рождения ребёнка, оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребёнка, и поэтому она была всегда рядом с ним и во сне, и в играх.
Подрастая, дети сами начинали вертеть кукол. Во многих домах их насчитывалось десятками, и считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продления рода. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке. Девочки- подростки делали таких кукол себе, младшим сестрёнкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для кукол. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. Если платье получается красивым, а наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьёзно обучаться шитью взрослой одежды и её можно отдавать в учёбу к мастерице. И, наоборот, если девочка не проявляет старания в изготовлении куклы и в другой работе, говорили, что она неумеха. Рановато ей было вставать в девичий свадебный хоровод, серьёзную работу не поручали. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и её верной подругой.
Умиротворение и радость приходят, когда держишь в руках, ну и конечно, когда играешь с такой куклой, сделанной из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек.
Помимо ткани в изготовлении традиционных кукол используются и природные материалы: дерево, лыко (мочало), камыш и т. д.
КУКЛА МАСЛЕНИЦА, КОЛЯДА, КУПАВА, ПАРАСКЕВА – ПЯТНИЦА, СКРУТКИ, МЛАДЕНЧИКИ, СВАДЕБНЫЕ КУКЛЫ, МАРТИНИЧКИ, АНГЕЛОЧКИ, КУВАТКИ и многие другие – не похожие на современные игрушки и будут настоящим открытием для вас!
( Демонстрация на доске и планшете тряпичных кукол )
3. Вопросы классу:
Какие виды кукол вы можете назвать?
Какое значение имели куклы в крестьянском быту?
Как относились дети к куклам?
4. Практическая часть урока.
Проверить организацию рабочего места
Повторить правила техники безопасности.
Мартинички – это соединённые пояском две куколки скрученные из ниток - белая и красная, мужская и женская. Красный и белый цвет – олицетворяют яркую силу жизни и волю богов на эту жизнь данную. Соединённые мужская и женская фигурки разных цветов – единство двух начал, славянский аналог ИНЬ и ЯНЬ.
Само название МАРТИНИЧКИ уже указывает, что делалась эта кукла в марте. Ею «закликали» весну, приближали её начало, праздновали и радовались её приходу. Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе.
И конечно, кроме праздничного значения эти куколки играли ещё и обережную роль. Всё начало марта, вплоть до весеннего равноденствия, считалось неблагополучным временем жестокого разгула злых сил. Зима уходит, а с ней уходит и их время, вот и злятся злыдни, лютуют, стараются напакостить побольше напоследок. Поэтому роль мартиничек также уберечь от злых воздействий на человека и жилище.
Имели эти куколки и второе значение. Они дополняли свадебную пару кукол, которую дарили подружки невесты новобрачным. С каждым ребёнком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. На первый взгляд куклята так, пучок ниток, но для семьи они имели особый смысл. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами.
В 19 веке куколки изготавливались без обозначения пола. В 60-х годах 20 века, когда символическое значение заместилось декоративно-художественным восприятием образов, стали делать куколку-девочку и куколку-мальчика.
Демонстрация учителем последовательности выполнения работы. (Индивидуальная помощь учащимся)
5. Подведение итогов урока. Выставка работ.