Урок – путешествие. Обобщение по теме: «Буквенная запись свойств сложения и вычитания».(5 класс)
Учитель: Егорова Е.Ю.
Цель урока: закрепить свойства сложения и вычитания, вырабатывать навык в использовании этих свойств при упрощении вычислений и упрощении буквенных выражений
I. Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в плавание. Вы будете пиратами. Вас ждет много неожиданных испытаний. Преодолев их, вы попадете на остров, где найдете сокровища. Сокровища – это оценки, которые вы получите в конце урока. Для того чтобы отправиться в море, вы должны захватить корабль.
(Для тех, кто раньше справиться раньше с каким-либо заданием, дополнительное задание на доске: «Замените буквы цифрами. Одинаковые буквы – одинаковые цифры, разные буквы, разные цифры)
У – Р = А: В = Н . Е = Н+И = Е
1) Среди чисел, записанных во втором столбце, найдите ответы:
а) 30462 – 693 1) 1874
б) 2567 – 693 2) 29769
в) 31452 – 693 3) 1875
г) 2568 – 693 4) 30759
2) Вопросы:
1. Сформулируйте свойство вычитания суммы из числа
2. Свойство нуля при сложении
3. Свойство нуля при вычитании
4. Сочетательное свойство сложения
5. Свойство вычитания числа из суммы
6. Переместительное свойство сложения
II. Нам предстоит нелегкое плавание. Остается пожелать вам попутного ветра, да и поможет вам фортуна. А вот и первое испытание! За вами погоня. Вам нужно уйти от нее. Для этого нужно выполнить задание
Задание. Соедините стрелками левую часть, представляющую из себя буквенные выражения, с правой частью, где записаны их названия. Имейте в виду, что в правой части их меньше, чем в левой.
1.
1. (a +b)-c = a +(b – c) т) Переместительное свойство сложения
2. a + b = b + a и) Сочетательное свойство сложения
3. a – (b+ c) = a –b – c н) Свойство нуля при сложении
4. a + b + c = ( a + b) + c ч) Свойство нуля при вычитании
5. а – 0 =а; а – а = 0 л) Правило вычитания суммы из числа
6. a + 0 = a о) Правило вычитания числа из суммы
7. ( a + b ) – c = b + ( a – c)
Ответ: отлично
III. Надвигается шторм. Нужно продержаться. (Работа у доски)
Задание. Упростите выражение.
21 + 14 + x 48 + n - 27
( x + 220) - 186 m – 57 - 23
194 – ( 37 + x) 81 – a + 29
IV. Плывем дальше. На горизонте появляется корабль противника. Вы должны завладеть им.
Задание. Упростите и затем найдите значение выражения:
а)147 + х + 153, если х = 129
б) b – 115 – 185 , если b = 309.
Физкультминутка.
Реснички опускаются,
глазки закрываются
мы спокойно отдыхаем,
сном волшебным засыпаем.
Быстро, быстро поморгали. Посмотрели ,не поворачивая головы, вправо, влево, вверх. Глазки закрыли, отдохнули. Открыли глазки. Потянулись и проснулись.
V. У нас теперь есть карта, где спрятаны сокровища. Осталось совсем немного, чтобы завладеть ими.
Задание3. Составьте выражение для решения задачи:
1. Из города в районный центр идет автомашина со скоростью 45 км/ч. За сколько часов она пройдет весь путь, если до районного центра s км?
2. Книга стоит 85 рублей, а альбом на m рублей дешевле книги. Сколько стоят альбом и книга вместе? Упростите получившееся выражение.
VI. Внимание! Кто-то украл карту острова сокровищ! Чтобы найти вора, нужно знать его приметы. Для этого решите тест.
Тест.
1. Упростите выражение: 19 – (14 + с)
а) 5с - курносый; б) 5 + с – нос картошкой;
в) 33 – с – маленький нос; г) 5 – с – на носу бородавка.
2. Найдите значение выражения 49 – с – 14 при с = 13
а) 48 – глаза карие; б) 22 – глаза голубые, в) 36 – глаза зеленые
3.Равенство (a + b) – m = a + (b – m) является:
а) свойством вычитания суммы из числа (губы узкие);
б) свойством вычитания числа из суммы (над губой шрам)
в) сочетательным законом сложения (губы пухлые).
4. Составьте выражение для решения задачи: Три рассказа занимают вместе 186 страниц книги. Первый рассказ занимает 25 страниц, а второй m страниц. Сколько страниц занимает третий рассказ?
а) 186 + 25 – m (лицо овальное); б) 186 – 25 – m (лицо круглое)
в) 186 – 25 + m (лицо с широкими скулами).
VII. Итак, карту вернули. Осталось получить сокровища.
VII. Домашнее задание.