Инструкция по технике безопасности при проведении занятий в кабинете физики:1. Меры безопасности при работе с проекционной аппаратурой и ТСО.
1.1. Допускается установка узкопленочной аппаратуры и демонстрация учебных фильмов на негорючей основе непосредственно в кабинете физики при условии, если:
- обеспечен выход из кабинета в коридор или на лестничную площадку;
- проходы к двери и между рядами лабораторных столов не загромождены;
- в лаборатории присутствует не более одного класса учащихся;
- электропроводка в кабинете стационарная и выполнена в соответствии с требованиями ПУЭ;
2. Меры безопасности при подготовке и выполнении демонстрационных опытов.
2.1. Выполнение и контроль за подготовкой демонстрационных опытов осуществляется учителем физики при обязательном соблюдении требований техники безопасности.
2.2. При работе со стеклянными приборами необходимо:
- применять стеклянные трубки с оплавленными краями;
- правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении, а концы смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином;
- использовать стеклянную посуду без трещин;
- не допускать резких изменений температуры и механических ударов;
- соблюдать осторожность при вставлении пробок в стеклянные трубки и обратном процессе;
- отверстие пробки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и учащихся.
2.3. Температура наружных элементов конструкций изделий, нагревающихся а процессе эксплуатации, не должна быть выше 45°С. При температуре нагрева наружных элементов изделия выше 45"С на видном месте этого изделия наносится предупреждающая надпись "Берегись ожога!".
2.4. Категорически запрещается применять бензин в качестве топлива в спиртовках.
2.5. Запрещается применение парообразователсй металлических, ламп лабораторных бензиновых, прибора для определения коэффициента линейного расширения металлов (с металлическими трубками, нагреваемыми паром).
2.6. Запрещается использовать металлические асбестированные сетки и нафталин.
2.7. Нельзя превышать пределы допустимых скоростей вращения на центробежной машине, универсальном электродвигателе, вращающемся диске, обозначенных в технических описаниях; Во время демонстра-ции необходимо следить за исправностью всех креплений в этих приборах.
2.8. При постановке всех видов физического эксперимента запрещается применение:
- металлической ртути;
- генератора УВЧ на октальных лампах (производство Главучтехпрома);
- индивидуальных катушек ИВ-50, ИВ-100
- электротехнического учебного оборудования с открытыми контактами на напряжение выше 42В пере-менного и 110В постоянного (в соответствии с "Правилами электробезопасности при проведении занятий в учебных кабинетах общеобразовательных школ", утвержденными Мин. просвещения СССР в 1979 г.).
2.9. До включения электро-радиоприборов в сеть необходимо убедиться в соответствии положения пере-ключателя сетевого напряжения его номинальной величине, а также в исправности предохранителей.
2.10. При измерении напряжений и токов измерительные приборы присоединяются проводниками с надеж-ной изоляцией, снабженными одно-двухпопюсными вилками. Присоединить вилки (щуп) к схеме следу¬ет одной рукой, причем вторая рука не должна касаться шасси, корпуса прибора и других электропро-водящих предметов. Особую осторожность следует соблюдать при работе с печатными схемами, для которых характерны малые расстояния между соседними проводниками печатной платы.
2.11. Замена деталей, а также измерение сопротивлений в схемах учебных установок производится только после их выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника.
2.12. При необходимости перестройки или регулировки радиоустройства (подстройка контуров, регули-ровка подстроечных конденсаторов или резисторов и т.п.) во включенном состоянии пользуются инст-рументом с надежной изоляцией.
2.13. При налаживании и эксплуатации осциллографов и телевизоров необходимо с особой осторожностью обращаться с электронно-лучевой трубкой. Недопустимы удары по трубке или попадание на нее рас-плавленного припоя, так как это может вызвать взрыв трубки.
2.14. Запрещается включение без нагрузки выпрямителей, так как в этом случае электролитические кон-денсаторы фильтра заметно нагреваются, а иногда взрываются.
2.15. При перегреве трансформатора, появлении запаха гари, искрении внутри баллонов радиоламп или разогревании их анодов радиоустройство немедленно выключается.
2.16. Нельзя оставлять невыключенные злектро-радиоустройства без надзора и допускать к ним посторонних лиц.
2.17. При эксплуатации источников высоких напряжений (злектрофорная машина, преобразователи типа "Разряд") необходимо соблюдать следующие предосторожности:
- не прикасаться к деталям и проводникам руками или токопроводящими предметами (материалами);
- после выключения разрядить конденсаторы путем соединения электродов разрядником или гибким про-водником в хлорвиниловой изоляции.
2.18. Категорически запрещается использование в школах безнакальных трубок: рентгена, для отклонения катодных лучей, вакуумной со звездой и др.
2.19. Не допускается прямое попадание в глаза учителя и учащихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера.
3. Меры по технике безопасности при постановке и проведении лабораторных работ и работ практикума
3.1. Все положения по защите от механических, тепловых и других травмирующих факторов, изложенные в разделе "Меры безопасности при подготовке и выполнении демонстрационных опытов", распростра-няются на постановку и проведение лабораторных работ и работ практикума.
3.2. При проведении работ на установление теплового баланса воду следует нагревать не выше 70-80С.
3.3. Запрещается зажигать спиртовку от другой горящей.
3.4. Поведение лабораторных работ и демонстрационных опытов с применением ртути категорически запрещается.
3.5. Запрещается нагружать измерительные приборы выше предельных знаний, обозначенных на их шкалах.
3.6. При постановке лабораторных и практических работ учащимся запрещается применять приборы с надписями на их панелях (корпусе) 'Только для проведения опытов учителем",
3.7. Учебные приборы и изделия, предназначенные для практических работ учащихся, по способу защиты человека от поражения электрическим током согласно ГОСТа 12.2.007.0-75 должны удовлетворять требованиям II класса (иметь двойную или усиленную изоляцию) или Ш класса (присоединяться непос-редственно к источникам питания с напряжением нс выше 42 В).
Примечание. К классу III относятся изделия, предназначенные для присоединения непосредственно к источнику пита ния с напряжением нс выше 42 В, у которого при холостом ходе оно не превышает 50 В. При использовании в качестве источника питания трансформатора или преобразователя его входная и выходная обмотки не должны быть электрически связаны и между ними должна быть двойная или усиленная изоляция.
Указания по проведению инструктажа учащихся по технике безопасности
1. Инструктаж и обучение по технике безопасности и производственной санитарии проводятся со всеми учащимися в виде:
2. - вводного (при первом посещении кабинета);
3. - на рабочем месте (перед выполнением лабораторных и практических работ).
4. На вводном инструктаже учитель должен ознакомить учащихся с правилами распорядка в кабинете физики, правилами техники безопасности и гигиены труда; с опасными моментами, с которыми можно столкнуться в процессе в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности.
5. Вводный инструктаж проводится в виде лекций, беседы заведующим кабинетом (учителем) физики.
6. Инструктаж на рабочем месте дополняет вводный инструктаж по технике безопасности и имеет целью ознакомить учащихся с требованиями правильной организации и содержания рабочего места, назначением приспособлений, с безопасными методами работы и правилами пользования защитными средствами, с возможными, опасными моментами при выполнении конкретной работы, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также с правилами поведения при возникновении опасных ситуаций.
7. По окончании инструктажа на рабочем месте учитель разрешает приступить к самостоятельной работе только после того, как убедится, что все учащиеся усвоили инструктаж.
8. Инструктаж на рабочем месте должен быть кратким, содержать четкие и конкретные указания и в
9. необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приемов выполнения работы.
10. В процессе выполнения работы учитель и лаборант обязаны систематически контролировать выполнение каждым учеником данных ему при инструктаже указаний о безопасном способе выполнения работы.
Разработчик, отв. За ТБ Козлова В.М.