Обновление всех сторон жизни общества, необходимость обеспечения высокой эффективности производства, наиболее полного развития творческого потенциала общества – все это выдвигает перед общеобразовательной и профессиональной школой новые учебные и воспитательные задачи. Состояние массовой отечественной школы, реальные результаты ее деятельности не соответствуют динамично меняющейся экономической и социально-политической ситуации, не дают достойного ответа на вызовы российского общества. Школа не поспевает за стремительным научно-техническим прогрессом, не отражает реальные интересы детей и других субъектов образовательного процесса.Возникла идея реформирования образования, которая затем «плавно» перешла в его «модернизацию». За последние годы принято большое количество документов, касающихся образования, различного уровня: от министерских до правительственных.
В условиях быстрой смены нормативных документов, образовательных стандартов, учебных программ, типов образовательных учреждений и др. идет интенсивный поиск новых форм и методов повышения качества образования, результатов ЕГЭ и т.д. Все чаще взгляд реформаторов обращен к западным методика, чуждым, на наш взгляд, Российской реальности, русскому менталитету и часто системе ценностей. Недоверие к своему, российскому, стало доминантной причиной депатриотизацииобщества и, как следствие, подрастающего поколения. А ведь важнейшей функцией отечественной школы на протяжении всей истории России являлась государствообразующая.
Дополняя и развивая семейное воспитание детей и подростков, МОУ «Педагогический лицей» прививает любовь и уважение к родному языку и национальной культуре, героической истории страны, воспитывает готовность к защите Отечества, актуализирует высшие общечеловеческие духовно-нравственные ценности, интерпретируя их в соответствии с социально-экономической, идеологической и политической ситуацией данного времени. Таким образом, лицей готовит к духовно-практической жизнедеятельности новые поколения своего народа, содействует их позитивной социализации. Формирование патриота, гражданина в школе в условиях антипатриотической деятельности части средств массовой информации и попустительства со стороны некоторых официальных кругов возможно при наличии в школе коллектива педагогов-единомышленников, работающих в тесном единстве с учащимися, их родителями, действующих на основе своей субъектно-авторской позиции, научно-обоснованной программы развития школы и в инновационном режиме.
Базовой компонентой формирования патриота и гражданина в условиях МОУ «Педагогический лицей» является целенаправленная систематическая разноплановая теоретическая и практическая деятельность по духовно-нравственной, интеллектуальной и физической подготовке школьников к выполнению гражданских обязанностей, требующих высокого напряжения моральных, интеллектуальных и физических сил. Важным условием успешности гражданского воспитания является включение всех школьников в сферу практической деятельности.
Военно-патриотическое воспитание лицеистов, готовящихся стать педагогами, выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом.
Цель военно-патриотического воспитания МОУ «Педагогический лицей» — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма, привитие важнейших общечеловеческих духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у лицеистов профессионально значимых качеств педагога как образца гражданина, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
• создание научно-обоснованной программы (в рамках общешкольной системы воспитания и образования) эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;
• провозглашение патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, военной службы;
• непосредственное проведение мероприятий согласно программе патриотического воспитания.
В содержании военно-патриотического воспитания обучаемых МОУ «Педагогический лицей» в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:
• патриотизм, преданность своему Отечеству;
• гражданственность;
• общенациональность в государственном масштабе;
• приоритет общественно-государственных интересов над личными;
• лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;
• преемственность, сохранение и развитие лучших традиций России и ее исторического прошлого;
• самоотверженность, целеустремленность и оптимизм;
• гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
• социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.
Содержательными компонентами патриотического воспитания МОУ «Педагогический лицей» являются:
Духовно-нравственный: — осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений современной России, области и города, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении
Исторический: — изучение истории своей семьи, края, страны, осознание неповторимости Отечества, его героического прошлого, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.
Политико-правовой — формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.
Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России.
Патриотический — привитие важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
Профессионально-деятельностный — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, служению Отечеству, стремления к активному проявлению профессиональн качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.
Психологическое — формирование высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях, важнейших психологических качеств.
Осуществление патриотического воспитания МОУ «Педагогический лицей» включает материально-технические, образовательные и организационные средства.
Педагогическое и методическое обеспечение данной работы выражается в использовании всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей программы развития МОУ «Педагогический лицей».
Воспитательная система каждого класса включает тематические классные часы, родительские собрания, экскурсионные поездки, походы, акции, уроки мужества и встречи с ветеранами войны, бывшими узниками концентрационных лагерей и поисковую работу. В рамках поисковой работы под руководством руководителя школьного музея партизанской славы Псковского края в составе военно-патриотического клуба «Патриот» учащиеся лицея традиционно участвуют в акции «Обелиск у дороги», устанавливают таблички с названиями сожженных деревень, в походах добывают экспонаты и материалы для школьного музея, информацию для школьных сочинений и экскурсий, разыскивают пропавших в годы войны граждан, обратившихся в лицей с заявлением. В плане работы школы включены такие мероприятия как «Гордимся лицеем своим» (по разработке и учреждению символики школы), «Педагогическое дефиле» (создание вариантов форменной одежды ученика Педагогического лицея», вахта памяти, посвященная дню освобождения города, участие в возложении венков к памятникам и обелискам в дни памяти героев войн, «К строевой годен» и др. В учебный план включен спецкурс по краеведению и изучению основ православной культуры. Удачно разработан сетевой проект «Наше наследие» (по интеграции основного и дополнительного образования), включивший в себя исследовательскую деятельность по изучению истории церковно-приходских школ края, истории семьи нашего земляка Святейшего Патриарха Всея Руси Тихона, трудническую деятельность по восстановлению монастыря на его родине в поселке Клин Куньинского района, различные акции, беседы со священнослужителями о добродетелях, публикации по результатам деятельности, сотрудничество с Музеем истории образования, шефско-просветительское сотрудничество с детским садом и ЦРТДиЮ им. А.Матросова, экскурсии, лектории, сотрудничество с городами и школами-побратимами, участие в тематических конференциях, деятельность кружков.
Информационно-разъяснительное обеспечение данного направления подкрепляется приобретенными в школьную библиотеку и медиатеку кассетами и дисками с художественными и документальными фильмами, аудиозаписями, плакатами, картами.
Научно-теоретическое обеспечение - активизация исследований в сфере патриотического воспитания лицеистов, использование результатов разработок в практической деятельности с цепью ее коренного улучшения в условиях изменений, происходящих в обществе через работу лицейских классов педагогического профиля. Научное руководство осуществляется специалистами и учеными областного института повышения квалификации работников образования, ВУЗов, духовного училища, специалистами городского Управления образования.
Данному направлению воспитательной работы в МОУ «Педагогический лицей» уделяется серьезное внимание как элементу педагогической культуры в рамках программы развития лицея и как насущной проблеме современности в целом.