В соответствии с основными направлениями областной целевой программы «Наш Пушкин», коллектив авторов (ПОИПКРО, ПГПИ, ОДДЮ «Радуга») разработал экспериментальную программу курса «Псковское пушкиноведение». Она выходит за рамки школьного курса изучения творчества поэта, т.к. построена с учетом углубления и расширения знаний обучающихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина и благодаря непрерывному процессу обучения детей от дошкольников до детей старшего школьного возраста. Курс основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, традиций и новаторства, преемственности, учета возрастных особенностей, интеграции основного и дополнительного образования. Цель программы: создание условий для развития личности гражданина Псковщины, способного к культурному самоопределению и духовно-нравственной самореализации через ценности пушкинского творческого наследия.
Задачи программы:
1. Разработка регионального компонента содержания обучения и воспитания личности гражданина Псковской области;
2. Воспитание интереса к жизни и творчеству А. С. Пушкина, к истории своей малой Родины, к Отечеству;
3. Укрепление и развитие региональных традиций по пушкинской работе;
4. Развитие художественно-творческих способностей детей;
5. Воспитание национального самосознания;
6. Воспитание культуры чувств;
7. Постижение духовных связей собственной личности и судьбы к Пушкину и пушкинским местам Псковской области;
8. Развитие разных видов и типов пушкинских клубов, гостиных, студий и др. в рамках инновационно - исследовательской деятельности в образовательных учреждениях Псковской области;
9. Использование духовно-нравственного наследия А.С. Пушкина для
развития международных связей и контактов.
Программы курса «Псковское пушкиноведение» представлены в учебном плане учреждений следующим образом: 5-11 классы – 34 часа – занятия проводятся один раз в неделю, а также проводятся мероприятия системы дополнительного образования.
Через весь курс «Псковское пушкиноведение» проходят следующие темы:
1. Пушкинские места родного края.
2. Родные и близкие поэта.
3. Творчество А.С. Пушкина.
4. Пушкин в искусстве.
С каждым годом происходит усложнение и углубление данных тем, с учетом психолого-педагогических особенностей детей.
Научно-методическое сопровождение курса «Псковское пушкиноведение» обеспечено специалистами Псковского областного института повышения квалификации работников образования, областного Дома детства и юношества «Радуга».
V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
на уровне учреждения:
• совершенствование методического и программного обеспечения образовательного процесса по пушкинской тематике;
• обеспечение интеграции образовательного процесса на уровне школы;
• совершенствование содержания и организации образовательного процесса;
• построение взаимоотношений между субъектами образовательного процесса;
• содействие творческому самовыражению, раскрытию индивидуальности ребенка, повышению психологической компетентности, личностного и профессионального роста педагогов и родителей;
• наличие творческой атмосферы в школе;
• рост рейтинга учреждения в социуме;
• удовлетворенность субъектов образовательного процесса жизнедеятельностью учреждения;
на уровне обучающегося:
• успешная самореализация и самоактуализация в образовательной и досуговой деятельности;
• высокие творческие достижения детей;
• успешная социальная адаптация обучающихся;
• высокий уровень нравственности детей;
• профессиональная ориентация обучающихся;
V1. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНЦЕПИИ.
Система нормативных документов (приказы, постановления, положения, и т.д.), изданные МО РФ, Государственным управлением образования Псковской области, администрацией района и учреждения и творческой группой педагогов-новаторов – это еще один очень важный механизм реализации идей Концепции, а также на основании:
- Конституции РФ;
- Закона РФ «Об образовании»;
- Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года;
- Конвенции о правах ребенка;
- Об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
- Типового положения о дополнительном образовании.
Календарно-тематическое планирование уроков пушкиноведения
в 7 классе
№ ур Тема занятия Виды деятельности, тексты Дата
1 Вступительное занятие. «Поэт не человек, он только дух… Всё видит, слышит, всем владеет» (что такое дар Поэта?) Урок-погружение. Работа со стихотворениями Пушкина.
2 Прошлое и настоящее Пушкинского заповедника.
3 Жизнь и творчество Пушкина в Михайловском. Лотман. А.С. Пушкин: Глава 4. В Михайловском. 1824—1826.
2 История села Тригорского. Урок-исследование. Рассказ учителя, выступления учащихся.
3 Заочная экскурсия в село Тригорское
4 Жизнь провинциального дворянства
5 Стихи, посвящённые тригорским друзьям.
6 Судьбы тригорских друзей Пушкина.
7 Прототипы героев романа «Евгений Онегин» - обитатели Тригорского.
8 Автобиографическая проза Пушкина Дельвиг (отрывок из воспоминаний) Записи в альбомы
Карамзин Начало автобиографии Первая программа записок Вторая программа записок Холера
9 Письма А.С. Пушкина друзьям из Михайловского
10 Пушкинские музеи России и зарубежья
11 Заключительный урок биографического и краеведческого блоков.
12 Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. "Благословен же будь отныне судьбою вверенный мне дар..." "Разговор Книгопродавца с Поэтом", "Поэт", "Поэту" ("Поэт! Не дорожи любовию народной..."), "Осень".
13 Умение А.С.Пушкина видеть свет вокруг себя в природе. Урок-размышление.
14 Стихотворение «Зимнее утро». Образ света в стихотворении. Стихотворение «Зимнее утро».
15 Уроки свободы. Уроки природы. Стихотворение «К морю»
16 Природа Пушкиногорья в лирике А.С.Пушкина.
17 Лирика Пушкина в живописи и в музыке.
18 Тема природы в повести А.С.Пушкина «Метель» Повесть «Метель»
21 Стихия природы в повести А.С.Пушкина «Метель» как действующее лицо.
22 Быт и нравы провинциального дворянства в повести «Барышня-крестьянка»
23 Быт и нравы провинциального дворянства в повести «Барышня-крестьянка» Тема природы и тема любви в повести.
24 Драматургия А.с. Пушкина. Драма «Русалка». Исследование В,Э. Рещетлера
25 Личность А.С.Пушкина в его творениях.
26 «Внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность» (В.Г.Белинский)
27 Друзья, современники, исследователи о Пушкине.
28 "Борис Годунов" А. С. Пушкина как историческая трагедия. Взгляды на историю Пушкина и Карамзина.
29 Основной конфликт трагедии «Борис Годунов». Царь, бояре, дворяне как противоборствующие социальные силы. Народ в оценке автора. Своеобразие художественного историзма Пушкина и его новаторство в пьесе. "
30 Развитие мотива деревни в стихотворениях Пушкина "Деревня" и "...Вновь я посетил..."
31 Пушкин - природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами"
32 Философский смысл образа дороги в лирике Пушкина?
33 «Дар души и дар глагола»
34 «У каждого свой Пушкин»