182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №9»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / Домашнее задание / Литература /  
9 февраля 2011

9 «б»

с. 279-283, анализ стиховоренияМ.Ю. Лермонтова о любви выполнить письменно ( по выбору)

Сочинение— анализ лирического стихотворения (восприятие, оценка, истолкование)

Восприятие — важная составная часть системы психологического знания, необходимый этап познания, связанный в большей или меньшей степени с мышлением, памятью, вниманием; действие по значению глагола «восприять».

Оценка — мнение, суждение о качестве, достоинстве, значении (в данном случае лирического стихотворения). По-ложительное или отрицательное отношение, выражаемое в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявле-ния симпатии или неприязни.

Истолкование — толкование, объяснение, освещение, комментирование, интерпретация. Делать ясным, понятным; устанавливать, раскрывать смысл; рассуждать, пояснять, разъяснять, дав толкование.

Сочинение — анализ лирического стихотворения очень сложный вид работы. Существует, образно говоря, целая наука о том, как анализировать лирическое стихотворение.

Итак, как же анализировать лирическое стихотворение?

Лирика (от греч. lira — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи и песни) — род литературы, в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому.

Анализируя лирическое стихотворение, необходимо понимать, знать и помнить следующее.

Главная особенность лирики заключается в том, что она «сосредоточена прежде всего на изображении внутреннего мира человека» (Л. И. Тимофеев): мысли и чувства, переживания и настроения, впечатления и раздумья.

Лирическое стихотворение — сложный творческий процесс, в котором осуществляется преображение конкретного, единичного, только что пережитого в общезначимое, общечеловеческое.

Лирическое стихотворение — это предельная концентрированность, завершенность, исчерпанность, всеохватность мысли.

Анализ лирического стихотворения — это законченный вывод, итог, это работа, проверяющая наши мысли, чувст-ва, картины, возникшие при чтении в нашем воображении. Это степень сопричастности, попытка приблизиться к позиции автора, к концепции произведения. Это сопутствие, сопереживание, со-размышление с поэтом. Это воображение и спо-собность чувством отозваться на текст.

Только проницательному читателю открывается глубинный смысл лирического произведения.

Анализ лирического стихотворения требует тонкости. В центре внимания при анализе лирического стихотворения должно находиться движение поэтической мысли. Движение лирической темы — творческая мысль поэта о себе и окру-жающем. Оно несет на себе отпечаток мировоззрения, поэтического видения действительности, языка, стиля своего соз-дателя.

Способность художника по-своему видеть мир и открывать его по-новому надо научиться распознавать и ценить.

Целостный анализ художественного текста слагается из единства его различных и взаимосвязанных уровней: идей-ного содержания; жанрово-композиционной структуры; языка как эстетически организованной системы.

1) Идейно-эстетический уровень анализа — это воплощенное в анализе в соответствии с авторским замыслом содер-жание произведения как результат эстетического освоения изображаемой действительности.

2) Жанрово-композиционный уровень — это поэтическая структура в ее широком понимании, т. е. то, как «сделано» произведение.

3) Языковой уровень — система изобразительных средств, посредством которых выражается содержание произведе-ния.

В анализ лирического стихотворения необходимо включение творческой истории стихотворения.

В лирическом стихотворении особым способом выражения авторского сознания является лирический герой — «един-ство личности, не только стоящей за текстом, но и воплощенной в самом поэтическом сюжете, наделенной определенной характеристикой» (Л. Я. Гинзбург).

Сюжет в лирическом произведении — сама последовательность авторского эмоционального высказывания. Сюжет существует всегда только в образной системе стихотворения. Событие в стихотворении сжато, свернуто, фактически это только намек на рассказ, которому присущи острая динамичность, упорядоченность в организации текста.

Анализируя лирическое стихотворение, необходимо определить его тему, идею, основную авторскую мысль, автор-ский замысел, авторскую позицию, поэтический замысел стихотворения.

Основой работы при анализе лирического стихотворения является постижение поэтического слова и образа. Нужно учитывать специфику лирического образа, описательный образ в лирике, найти, какие образы использует поэт.

Лирическая поэзия — это тайна языка, слова. В лирической поэзии слово приобретает особую выразительность, особенно из-за нахождения в контексте, где оно связано с другими словами множеством стилистических, смысловых, грамматических, синтаксических и прочих связей. Так образуются тропы.

Тропы — преобразование, переосмысление единиц языка. Это обороты речи, в которых слово или выражение упот-реблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, представляющихся нашему сознанию близкими. Тропы играют определенную роль в соз-дании образа, в воплощении темы и идеи.

Лирические стихотворения — это слова, «отягченные смыслом, наполненные им», и тем не менее «всякое стихо-творение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды. Из-за них существует стихотворение» (А. А. Блок). Такие слова являются в тексте ключевыми, опорными. К ним тянутся «нити различных уровней текста».

Это не только слова, значимые для стихотворения как художественного целого, без которых невозможно понимание мысли автора, смысла стихотворения. Но это и слова, максимально выразительные и насыщенные, несущие поэтический образ.

Выявление художественной функции каждого элемента стихотворения — важный этап анализа лирического стихо-творения.

Основа всякой поэтической вещи — ритм — «основная сила, основная энергия стиха» (В. В. Маяковский).

Общему стилистическому целому стиха подчинена рифма — созвучие концов стихов. Рифма связывает строки — ритмические единицы.

«Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе» (В. В. Маяковский. «Как делать стихи»).

Определение своеобразия поэтики анализируемого стихотворения — характеристика не только ритмико-синтаксической организации, структуры стиха, но и звукопись — музыкальное звучание строфы. В. В. Шефнер звучание стиха определил как «точеную точность стиха».

Система изобразительных средств, представляя собой языковую форму выражения, всегда связана с содержанием, формирует и воплощает его.

Реальное восприятие лирического стихотворения индивидуально. Оно может ассоциироваться с какими-то жизнен-ными воспоминаниями, быть близко и значимо, но, анализируя лирическое стихотворение, необходимо опираться на биографический, литературный, социально-культурный и исторический фон, учитывать характер предложенного для анализа материала. Главное — постижение стихотворения и ни в коем случае не подмена анализа лирического стихотворения описанием личных впечатлений от этого стихотворения.

Единство формы и содержания, личностное отношение, сочетание аналитического и эмоционального начал при ана-лизе лирического стихотворения сделают его интересным и значимым. А понимание образной системы стиха, вкус к ме-тафоре, умение ее видеть и понять ее значение, способность услышать и слушать музыку стиха поднимает человека на новую эстетическую высоту.

Памятка о том, как учить стихи

Человек, который знает много стихов, любит литературу, хорошо владеет речью. Заучивание стихов не только труд, но и удовольствие, если уметь это делать. Вот несколько советов.

Никогда не учите построчно.

Внимательно прочитайте стихотворение, лучше вслух, два-три раза, стараясь передать настроение, вдумываясь в смысл и звучание отдельных строк. После этого закройте книгу и попробуйте прочитать стихотворение наизусть. Сразу выяснится, что уже запомнилось. Восстановите забывшееся в первом четверостишии, несколько раз его прочитайте, до-биваясь выразительности чтения. Присоедините к первому четверостишию второе, сверяясь с текстом. Таким образом выучите стихотворение целиком. Два-три раза прочитайте его полностью вслух при закрытой книге. Обязательно повто-рите стихотворение вечером или утром следующего дня.

Сочинение — анализ стихотворения А. С. Пушкина «Пророк»

В жизни каждого человека наступает момент, когда он вдруг начинает задумываться о цели и смысле жизни, о про-блемах соотношения личности и бытия, о своем месте в мире людей, и каждый, наверное, испытал мучительную боль, не находя ясных ответов на поставленные вопросы.

Во все времена проблемы бытия особенно волновали передовых представителей человеческого общества, в том числе и художников слова — поэтов и писателей.

Но ни в одной литературе мира «проклятые вопросы», как назвал их Достоевский, не стояли так остро, как в русской. По словам Евтушенко, во все времена «поэт в России больше, чем поэт».

И конечно же, эти вопросы не могли не волновать гениального поэта Пушкина, явившегося «началом всех начал» в русской классической литературе.

«Пророк» — стихотворение о поэте и поэзии, о назначении поэзии. Все слова стихотворения в «Пророке» имеют су-щественный момент: это библейская символика и славянизмы.

Почему? Да потому, что слишком высоко было представление А. С. Пушкина о творческом даре и миссии поэта. И эта высота требовала сравнений с образами самыми возвышенными:

Бог, пророк, серафим.

Эти слова торжественны и величавы. Прочитывая их, человек настраивается на определенный лад, на определенную атмосферу. И атмосфера эта «самого высокого напряжения».

Нужно упомянуть, что стихотворение было написано в 1826 году, когда уже свершилась казнь над друзьями поэта — декабристами и когда передовые люди России оказались в пустыне отчаяния, на перепутье веры в возможность демокра-тических перемен. Тяжелую безысходность положения ощущает лирический герой стихотворения.

С появлением шестикрылого серафима начинается духовное перерождение человека:

...Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, —

И их наполнил шум и звон...

Люди отвергают сверхзоркость и суперслух. Им открывается весь мир во всем его многообразии форм и звуков. Че-ловек получает качества древнего и величественного мира природы:

...Зоркость орлицы и мудрость змеи.

Более того, серафим избавляет заблудившегося в пустыне неверия человека от его греховной сути:

...И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый...

Очень важно, что очищение, освобождение от греха сопряжено с адскими муками, со страданиями. Ибо только стра-дание может привести человека к духовному воскрешению:

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал...

Чтобы стать пророком, чтобы познать истину, нужно отрешиться, отстраниться от мук сердечного трепета, от страха, от всего того, что так присуще слабому духом человеку.

Наконец, лирический герой получает все необходимые качества пророка, но остается в бездействии, «как труп». В чем же причина? Разгадка проста. Ему не хватает главного — цели, которую знает только Всевышний.

Тема стихотворения — поэт и поэзия — подразумевает проблему: в чем заключается предназначение поэта и поэзии? Расшифровав поэтическую аллегорию, можно прийти к выводу, что истинный поэт — это человек, наделенный возмож-ностью проникать в загадочные глубины окружающего мира. Глазам его открыта тайна бытия, слух его необычайно чуток, язык его лишен лжи, а цель его определена самим Богом:

...Глаголом жги сердца людей.

Поэт призван своим вещим, пророческим словом будить сердца людей к добру и благородным порывам. Таково вы-сокое гуманистическое призвание поэта и такова главная идея стихотворения «Пророк». А. С. Пушкин мастерски вопло-щает свою идею в лаконичных и выразительных строках. Стихотворение написано ямбом, что придает ему чеканное и мужественное звучание.

Большую роль здесь играет употребление старославянизмов (перстами, зеницы, уста, виждь, внемли). Архаичная лек-сика придает стихотворению особую торжественность и силу.

Не случайны и частые повторы (половина строк стихотворения начинается с союза «и»). Повторение нагнетает на-пряжение, связанное с муками перерождения человека и пророка.

И наконец, особую яркость происходящему придают неповторимые эпитеты: (перстами) легкими, вещие (зеницы), (язык) празднословный и лукавый, (жало) мудрыя, (уста) замерзшие, (сердце) трепетное. Каждый из этих эпитетов несет определенную эмоциональную нагрузку: легкими — легкое прикосновение, мягкое, осторожное; вещий — предвидящий будущее, пророческий; празднословный и лукавый — коварный, хитрый; мудрыя (мудрый) — обладающий большим умом, основанный на знании, опыте; трепетное — взволнованное.

Единство своеобразной идеи с оригинальным языковым средством, выражающим эту идею, и создает то потрясаю-щее впечатление, которое производит на читателя стихотворение «Пророк».

«Глаголом жги сердца людей» — это как завет, исполненный поэтом. Наверное, поэтому поэзия А. С. Пушкина точно озарена светом вечности и мотивом жертвенности. Но принесенная жертва не напрасна. Энергия находит выход в пове-лительном «жги» последней строки. И пушкинские стихи жгут.

Поэт выделяется из общей массы. Он выше ее. Поэт — избранник, но это избранничество покупается муками творче-ства, благодаря которым поэт становится пророком. Эта мысль развивается в стихотворении «Пророк», посвященном теме поэта и поэзии. Особенно сильно звучит мотив избранничества.

В стихотворении говорится о свойствах, которыми должен обладать поэт в отличие от обыкновенного человека, что-бы достойно выполнить свою миссию.

В этом стихотворении Пушкин обращается к библейской мифологии: вместо поэта — пророк, вместо Аполлона — еврейский бог, вместо Музы — серафим. Будущий поэт томится «духовной жаждою» «в пустыне мрачной» — в косном, бездуховном человеческом обществе. Посланник Бога — серафим преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта-пророка. У человека открываются глаза:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Теперь он видит то, что не может видеть обыкновенный человек, слышит полет ангелов и рост травы. Серафим дает человеку вместо языка «жало мудрыя змеи», вместо трепетного сердца «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую во-двинул». Но этого преобразования недостаточно, чтобы стать настоящим поэтом («Как труп в пустыне я лежал»), нужна еще высокая цель, высокая идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл, содержание всему тому, что он так чутко видит и слышит. Эта цель образно обозначена как «Бога глас, взывающий к пророку, как воля Бога, наполняющая его душу и повелевающая ему жечь сердца людей своим поэтическим словом — глаголом, показывая под-линную правду жизни:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли...»

Рецензия. В сочинении — анализе стихотворения «Пророк» А. С. Пушкина уделено особое внимание высокому представлению поэта о творческом даре и миссии поэта. Отсюда — пророк, отсюда — суровость интонации, торжест-венность и сила старославянизмов.

В сочинении подчеркнуто, что торжественность и суровость тона автора стихотворения связаны с главным предна-значением поэзии и поэта — служением людям. Сочинение написано языком, соответствующим приподнятости интона-ции стихотворения «Пророк».

Сочинение — анализ стихотворения А. С. Пушкина

«Что в имени тебе моем?..»

«Не знаю, — размышляла М. Цветаева, — нужны ли вообще бытовые подстрочники к стихам: кто — когда — с — где — при каких обстоятельствах и так далее жил. Стихи быт переломили и отбросили, и вот из уцелевших осколков, за которыми, ползая вроде как на коленях, биограф тщится рассказать бывшее... К чему? Приблизить к нам живого Пушки-на? Да разве он, биограф, не знает, что поэт — в стихах живет?»

Да, я согласна с этим размышлением.

«Поэт — в стихах живет». Живет поэт и в одном из моих любимых произведений А. С. Пушкина — стихотворении «Что в имени тебе моем?..», почти не требующем биографического комментария. Стихотворение написано в 1830 году (5 июня) в ответ на просьбу красавицы польки Каролины Собаньской вписать ей в альбом свое имя.

Пушкин познакомился с ней в феврале 1821 года в Киеве, а позднее встречался в Одессе и Петербурге. О чувстве Пушкина к Каролине свидетельствуют два письма к ней, написанные 2 февраля 1830 года — в девятую годовщину дня, «когда я вас увидел в первый раз». Воистину любовь вечна, и память о любимой женщине жива в сердце поэта:

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я.

«Счастье так мало создано для меня, что я не признал его, когда оно было предо мною». Поэт не надеется на взаим-ность; ведь его послание обращено к женщине, которая его, видимо, никогда не любила.

Что в имени тебе моем?..

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно.

Воспоминаний чистых, нежных.

Власть самого высокого, прекрасного и волнующего чувства — любви познал поэт. Об этом и строки стихотворения, и строки письма: «Вам обязан я тем, что познал все, что есть самого судорожного и мучительного в любовном опьяне-нии, и все, что есть в нем самого ошеломляющего». Страдания облагораживают душу человека. Особенно страдания любви. Это высокое чувство возвышает Пушкина, делает его более благородным:

Что в имени тебе моем?..

Этот риторический вопрос привлекает внимание читателя, потому что он не только не требует ответа, но и содержит утверждение, что в нем, в этом имени, — ничего нет для той, к кому обращены строки стихотворения и строки письма:

«От всего этого у меня осталась лишь слабость выздоравливающего, одна привязанность, очень нежная, очень ис-кренняя, — и немного робости, которую я не могу побороть». Человеческая жизнь не бесконечна. Время безжалостно над человеческой жизнью: «Ваша душа... не встретит ее [душу поэта] в беспредельной вечности».

И не случайно анафорическое утверждение: «оно умрет...», «оно... оставит мертвый след». Другая анафора: «Что в имени?..», «Что в нем?..» — приводит к той же горькой мысли о забвении, исчезновении. Ведь глагол «умрет» как раз и имеет значения: «забвение», «исчезновение», «перестанет звучать».

Но, читая стихотворение от станса к стансу, вслушиваясь в ритм его строф, вдумываясь в значение эпитетов (печаль-ный, ночной, глухом, мертвый, новых, мятежных, чистых, нежных), мы начинаем понимать двойственность композиции. Категоричность утверждения: «Что в имени тебе моем? — Оно умрет» — ослабевает. Возникает надежда на память, по-тому что только память противостоит уничтожающей силе времени.

Сравнения, которые использует поэт, взяв для них волну и звук ночной, и останавливают мгновение, и дают надежду, что ничто в мире не проходит бесследно. Продлить человеческую жизнь может только память, которая одна только по-беждает время. «Память — преодоление времени, преодоление смерти» (Д. С. Лихачев). Пока нас помнят, мы живы.

И инверсия третьей части стихотворения: «воспоминаний чистых, нежных» — подтверждает эту надежду.

Союз «но», с которого начинается четвертая часть стихотворения, вносит перелом в психологическое развитие стихо-творения. В автографе Пушкина в альбоме графини Собаньской после этого союза стоит многоточие, т. е. пауза. И эта пауза несет в себе глубокий смысл, помогает понять глубокий психологизм стихотворения.

В последнем стансе стихотворения в отличие от предыдущих употребляются глаголы настоящего времени, которые тоже усиливают надежду на память о чувстве пишущего в альбом, о сердце, в котором живет любимая, живет любовь к ней, живут смирение перед судьбой и бескорыстие по отношению к любимой женщине:

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я...

Относясь к так называемой медитативной лирике, философское стихотворение «Что в имени тебе моем?..» носит ха-рактер глубокого раздумья над проблемами человеческой жизни, размышления о любви.

Рецензия. Сочинение — анализ лирического стихотворения «Что в имени тебе моем?..» А. С. Пушкина отличает вдумчивость, умение выделить существенное, главное и осмыслить его. Дана оценка содержанию стихотворения и его художественным особенностям. Композиция сочинения свидетельствует о наличии внутренней логики и последователь-ности в изложении мыслей. В восприятии и истолковании произведения чувствуется, что благородный, любящий Пушкин импонирует автору сочинения.

Сочинение написано хорошим литературным языком.


скачать документ [143.5 Kb]

Архив
наши успехи
    Поздравляем Соколова Станислава!

    "Папа, мама, я -спортивная семья"

    Поздравляем школьную команду по мини-футболу!

    Поздравляем Петрову Валерию, учащуюся 8б класса!

    Поздравляем команду школы со II местом в городском осеннем кроссе!

    Поздравляем команду "Девятка" с I местом в открытом первентсве города по дворовому футболу!

    Открытые соревнования по спортивному ориентированию "Великолукский марафон - 2015".

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.