182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №9»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / Домашнее задание / Литература /  
18 февраля 2015

8 а класс

Сегодня вампредстоит встреча с произведением В.Г. Короленко «Парадокс». На первый взгляд всё в этом произведении лежит на поверхности, а на самом деле смысл этого произведения очень глубок. Попробуйте сегодня разобраться, что к чему в этом произведении.

Прежде всего «Парадокс» – это очерк. Сам Короленко именно так определяет жанр своего произведения. Почему?

Кроме этого, очерк называется «Парадокс».

- Каково лексическое значение этого слова?

У вас в учебнике дано определение этого слова. Зачитайте.

А вот как дается определение этому слову в словаре Ожегова:

1. Странное, расходящееся с общепринятым мнение, высказывание, а так же мне-ние, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.

2. Явление, кажущееся невероятным и неожиданным.

У Ожегова определение гораздо шире. И мне кажется, что трактовка Ожеговым слова-заглавия «Парадокс» здесь более подходит. Почему?

- Какие мысли, вопросы возникли у вас сразу же после прочтения произведения?

- А какое впечатление произвел на вас этот очерк?

- Теперь о теме, идее, композиции «Парадокса»

Определяем тему. Вспоминаем, на какой вопрос отвечаем (о чем данное произведе-ние?)

Определяем идею. (Что хотел сказать автор, над чем заставил задуматься?)

Вспомните, что такое композиция? Какова композиция очерка?

Какую особенность в построении очерка вы заметили?

.

Обратимся к тексту.

Зачитайте самые первые строчки.

- Зачем здесь нужно это небольшое вступление?

Далее идет непосредственно описание всех последующих событий.

Прочитайте описание июньского дня.

- Как вы думаете, прочитав эти строчки, какую картину мы можем предста-вить?

- Отражает ли это описание настроение детей?

-Чем они занимаются. Почему именно этим занимаются братья?

Двор для них тоже привлекателен и загадочен. Почему?

А ваше впечатление от этого уголка? За счет чего достигается это впечатление? Назовите средства выразительности, которые использует автор, создавая облик двора.

Чем еще, кроме ловли рыбы, занимались братья?

Но больше всего они все-таки любили удить рыбу. Почему?

И вот за ними пришел Павел.

Дайте характеристику Павлу. – Почему именно с приходом Павла исчезал мир фанта-зий?

- После встречи с Павлом смогут ли дети вернуться к прежним развлечениям?

А теперь об обитателях двора.

- На кого из обитателей двора автор обращает особое внимание читателя и почему?

- Почему Короленко отмечает у полковника Дударева одну характерную деталь – куре-ние трубки?

- Расскажите о появлении феномена. На какие детали внешности автор обращает вни-мание читателя?

- Почему автор уделяет много внимания глазам феномена?

- Сравнить описание феномена в очерке, на рисунке и своим собственным представле-нием. Есть ли разница?

- Какую роль автор отводит пану Уляницкому?

Вернёмся к феномену.

- Что ещё мы узнаем об этом человеке?

- Чем удивляет и одновременно пугает Ян Залуский? Почему толпа охвачена брезгли-вым испугом?

- Когда мы впервые услышали об афоризме?

- Почему он выбрал именно детей, чтобы они прочитали афоризм-предсказание?

- В чем клянётся феномен полковнику Дудареву? Сдержал ли он эту клятву? Как это характеризует Яна Залуского?

- Почему афоризм «Человек создан для счастья, как птица для полёта» назван еще и па-радоксом, то есть явлением, противоречащим здравому смыслу?

А теперь вернёмся к определению Ожегова.

- Почему же определение Ожеговым парадокса здесь более уместно?

- И почему В.Г. Короленко выбирает для своего произведения такой жанр, как очерк?

Напишите ответ на вопрос: «Почему дети стали другими и перестали удить рыбу»?


скачать документ [245 Kb]

Архив
наши успехи
    Поздравляем Соколова Станислава!

    "Папа, мама, я -спортивная семья"

    Поздравляем школьную команду по мини-футболу!

    Поздравляем Петрову Валерию, учащуюся 8б класса!

    Поздравляем команду школы со II местом в городском осеннем кроссе!

    Поздравляем команду "Девятка" с I местом в открытом первентсве города по дворовому футболу!

    Открытые соревнования по спортивному ориентированию "Великолукский марафон - 2015".

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.