182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Гимназия» им. С.В. Ковалевской
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
Проверяющая система e-Judge

GimnMoodle

Журнал Дневник

   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ /  
открыть картинку в новом окне 24 ноября 2009

Об использовании современных образовательных технологий на уроках литературы в 6 классе.

Творческая мастерская.

Об использовании современных образовательных технологий на уроках литературы в 6 классе.

Использование учителем любой технологии должно быть осознанным, выбор технологии, т. е. комплекса способов, средств, методик и форм организации учебного процесса для достижения качественного результата, осуществлён учителем исходя из потребностей конкретного ученического коллектива.

Обращение к технологии «Творческие мастерские» на уроках литературы в 6а классе не случайно. В прошедшем учебном году изучение предмета литература шло очень трудно. Появилось понимание необходимости активного, творческого включения учеников в урок.

Почему выбор пал на технологию «Творческие мастерские»?

Далеко не каждый человек может стать творческой личностью: выразить себя в музыке или живописи, стать дизайнером или архитектором, создать высокохудожественные литературные произведения. Но само стремление к творчеству заложено в человеческой природе. В чём это может выражается? Да даже в творческом отношении к любому делу, в привнесении творческих элементов в профессиональную деятельность. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное движение вперёд, это непрерывный процесс сомосовершенствования.

Творческий потенциал человека, тем более ребёнка, надо развивать. Развитие творческого потенциала ученика, а следовательно, и развитие его интеллектуального потенциала должно обеспечиваться технологически, когда происходит личностное включение ребёнка в процесс обучения. Дети стремятся к творческому самовыражению: они любят выдумывать, сочинять, фантазировать.

Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление, что помогает воспитанию духовности и нравственности ребёнка. Реализовывать данную концепцию и помогает технология творческих мастерских. Каждый ребёнок в творческой мастерской имеет возможность продвигаться к цели своим путем. А первостепенная задача педагога при этом – приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников.

Технология мастерских берёт своё начало от идей французских педагогов, образовавших группу «Французская группа нового воспитания». Методика этой группы основывается на идеях свободной школы Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого и психологов Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, К.Роджерса. В основе поведенческой структуры урока – принцип демократизма, творчество, вера в себя и свои силы.

Главная задача педагога при проведении творческой мастерской – создать атмосферу свободы творчества, поставить перед учениками цель, организовать их самостоятельную деятельность, включение в творческий процесс каждого ученика.

Использование такого жанра урока, как «творческая мастерская», помогает достичь основных целей филологического образования, а именно:

1) развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;

2) воспитания бережного отношения к слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;

3) становления духовного мира человека, формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;

4) воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;

5) формирования интереса к предмету и потребности в систематическом чтении художественных произведений.

Важнейшая психологическая установка – на уроках - мастерских нет и не может быть ситуации неуспеха. Только в таких условиях педагог развивает в ученике мотив достижений, поддерживает его в творческом движении, укрепляет детскую веру в себя и свои возможности. На таких уроках каждый ученик чувствует свою творческую и интеллектуальную состоятельность, развивается как личность.

Ход урока творческой мастерской.

Вступление, выразительное начало, мотивирующее творческую деятельность учащихся (слово учителя, эмоциональное и неравнодушное, создание им какого-то яркого образа, показ предмета, репродукции, фотографии, рисунка, звучание мелодии, текста, компьютерная презентация).

Формулировка учителем темы (создание проблемной ситуации, постановка вопроса, определение задания, установка на творческую деятельность).

Внутреннее осознание, осмысление учащимися предстоящей деятельности.

Творчество.

Знакомство с результатом творческой деятельности.

Рефлексия.

Результат урока-мастерской по литературе – созданное учеником в слове , в образе, в рисунке своё представление о проблеме, поставленной учителем.

Первые уроки творческие мастерские были включены в учебный процесс в 6а классе в текущем учебном году.

Проведены мастерские.

1.Поэтическая мастерская «Где же роза, Друзья мои?»

Урок прошёл в контексте работы над темой «Пушкин-лицеист». После рассказанной учителем истории создания Пушкиным стихотворения «Роза», чтения стихотворения каждый попробовал в стихах рассказать о «своей» розе. Как оказалось, немало способствовала созданию творческой атмосферы стоявшая на учительском столе красная роза в красивой вазе. Вот что получилось.

О роза, райский ты цветок,

В любом ты сердце сыщешь уголок

Ты так проста и этим так прелестна:

Неповторима, радостна, чудесна!

Любви богиня ты!

Но как смешно – любовью правят красные цветы.

И всё же ты любви царица лишь потому,

Что прелестью твоей нельзя напиться!

Ах, роза, как же ты прелестна!

Ах, роза, как же ты проста!

Но ты прости мне, роза,

Понять всей прелести твоей

Не смог я до конца!

Киенко Никита

Это цветок, дарённый богом.

Его цвета пурпурны и милы.

Ведь лепестки его, как слёзы,

Она осыпется, но ты…

Ты не смотри на это увяданье,

Ведь в каждом умершем цветке

Есть свет и радость,

Есть и счастье.

И вот на это ты смотри.

Коваленко Никита

2.Поэтическая мастерская «Послание другу».

Практика показывает, что современному школьнику легче произнести в бытовой речи некрасивое слово, сказать грубость друзьям. Эта мастерская – попытка обратить внимание на то, как важно уметь сказать своим друзьям добрые, приятные слова. Урок предварил разговор о лицейских друзьях Пушкина, о их тёплом, бережном отношении к друг к другу, а также чтение и изучение пушкинского стихотворения «К Пущину». К сожалению, не все ученики в классе смогли найти слова и написать что-то хорошее своим друзьям или о них…

Никита, Никита! Дружочек ты мой!

Поможешь всегда ты, и друг неплохой.

Смеялись мы вместе над ерундой,

Бывает, повздорим, но ничего!

На следующий день мы вместе зато! Кирьяков Иван

Художественная мастерская «Белеет парус одинокий…»

После чтения и изучения шедевра русской поэзии стихотворения М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий…» учащимся было предложено на следующий урок принести краски и кисти. Задача нарисовать парус среди моря была поставлена уже на самом уроке.

2.Поэтическая мастерская «Синквейны».

Синквейн – 5 строк в переводе с французского.

Стихотворение, где у каждой строки особый состав слов., образ создаётся в первой строке с помощью имени существительного. Надо отметить, что с созданием образом у учащихся возникли трудности. Но сочиняли дети синквейны с большим удовольствием.

Жизнь.

Жестокая, добрая.

Радует, огорчает, пролетает.

Жизнь, почему ты такая?

Радость, тоска, удача.

Валова Алина

Солнце.

Яркое, красивое, красное.

Нагреет, улыбнётся, порадует.

Солнце, какое ты хорошее!

Веселье, радость, свет, тепло.

Алиев Захар

Небо.

Светлое, далёкое.

Вдохновляет, радует, манит.

Научи меня не грустить, небо!

Радость, умиление, мечта.

Квитко Диана

3.Поэтическая мастерская «Зимнее стихотворение».

Наступила зима, время года, вдохновлявшее поэтов на создание поэтических произведений. О «своей» зиме, о своих ощущениях в это время года ребята и попробовали рассказать как в поэтической форме, так и в прозе.

Созданию настроения способствовал изобразительный ряд: репродукции известных картин, фотографии с изображением зимних пейзажей. Учащимся было предложено несколько тем.

Во широком чистом поле

Ручеёк бежит, журчит.

Хорошо ж ему на воле:

Куда надумал – туда бежит.

Звонко плещется вода,

Бьёт поток холодный.

У меня одна мечта -

Быть всегда свободной!

Квитко Диана

Все деревья в серебре

Блещут и сверкают,

И зайчонок на ковре

Снежном отдыхает.

А в деревне во дворе

Ребятня играет.

Снега много в декабре,

Все в снежки играют!

Валова Алина

Пришла весёлая зима!

Кругом снежинок кутерьма!

Не спи, пораньше встань,

Коньки скорей достань

Жаркий лёд к себе манит,

Зовёт и тянет, как магнит.

Я спешу на этот лёд,

Совершить души полёт.

Романенкова Ксения

Узоры на стекле.

Мороз. Узоры на стекле.

Ну что же шепчете вы мне?

Что вы хотите мне сказать?

Вас не могу я всё ж понять !

Вы так прекрасны, так милы,

Узоры нежности, любви…

От вас так веет красотой,

Неповторимой и простой.

Как грустно будет мне,

Когда растает снег и солнце к нам придёт.

И в дальний путь оно с собой

Вас заберёт , где будет стих

О вас писать поэт.

Киенко Никита

Кроме того, проведены уроки по теме «Основы стихосложения» и мастерская «Анализ лирического стихотворения», на которой была организована работа по группам: каждой группе предложено стихотворение для анализа и карточка с вопросами и заданиями.

Задания для организации групповой работы.

1.Прочитайте выразительно стихотворение.

2.Представьте картину, нарисованную в стихах. Какие средства художественной выразительности помогли вам представить эту картину?

3.Какова тема стихотворения и его идея?

4.Докажите, что это лирическое стихотворение.

5.Определите размер стихосторения.

6.Охарактеризуйте рифму, используемую автором.

7.Какие тропы использует автор в стихотворении и с какой целью?

8.Какие фигуры речи вы увидели в стихотворении?

В плане после каникул проведение творческой мастерской «Навеяно весной» с использованием компьютерной презентации, это мотивировано тем, что ИТ позволят эффективно организовать творческую деятельность учащихся, помогут созданию атмосферы на уроке и осовременят его, чем будут способствовать повышению интереса к урокам литературы.

К концу учебного года предполагается создание сборника ученических работ под названием «Серебряное пёрышко».

Гаврилова Т.А., заместитель директора по УВР


Архив
наши успехи
    Наши поздравления и пожелания - дальнейших побед!!!

    Поздравляем Филинова А. Н. и команду "БОП"

    Поздравляем Андикхоу Анаиту

    Поздравляем победителей олимпиады по МХК

    ПОЗДРАВЛЯЕМ Лыкова Илью!

    Поздравляем Колпакова Даниила

    Поздравляем Лукина Максима

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.