Цель: Ход урока.
1. Постановка темы и цели урока.
Запись в грамматических тетрадях.
- Кому вы могли бы адресовать эту фразу?
-Представьте себе, что есть такие учащиеся, которые небрежно относятся к орфографии. Именно поэтому после изучения всех самостоятельных частей речи у нас зашёл разговор о ней. Конечно, требования русской орфографии мы исполняем беспрекословно. И всё же хотелось бы рассказать, почему русская орфография достойна уважения и даже благодарности, несмотря на все свои недостатки. Недостатки есть, даже немало – и всё-таки она хорошая.
2. Проверка домашнего задания.
Орфография помогла.
Орфография подвела.
3. В 1904 году В.В. Маяковский (в 11 лет) держал экзамен по русскому языку. Надо было написать диктант. Вот что у него получилось.
(см. раздаточный материал 1)
Три с минусом. Если бы ещё одна ошибка, то… Кстати, ошибка есть , экзаменаторы её пропустили. Слово «итого» написано слитно.
У Маяковского большая часть буквенных ошибок, три из четырёх, на букву ять. Прошло немного времени и все вообще стали писать без неё.
4. Лекция «Орфография прошлых лет»
История гражданского русского правописания ведется с 1708 года – указа Петра I о замене церковно-славянского шрифта русской гражданской азбукой с упрощенным написанием букв. Некоторые буквы были изъяты из обращения: , , , , . Чуть позднее были введены буквы э, ю, я.
Первая книга, напечатанная новым шрифтом, была «Геометрия». В нее были введены арабские цифры для обозначения чисел; раньше они обозначались буквами.
(см. раздаточный материал 2)
– Выпишите, пожалуйста, на доске буквы, которые не используются в русском правописании сегодня или используются в другой функции:
(«ер») в современной орфографии используется в функции разделительного знака. А раньше? (Раньше использовался в конце слов, оканчивающихся на твердый согласный.)
(«фита») обозначала тот же звук [ф], что и ф («ферт»), современная «эф», писалась в некоторых заимствованных из греческого в словах, именах, например, ор ографiя, едоръ.
(восьмеричное), i (десятеричное) обозначали один звук [и].
– Подумайте: откуда эти названия у букв? (В старославянской азбуке они могли обозначать числительное.)
– Очевидно, что вопросы правописания в конце XIX века волновали общество. И, как это часто бывает, одного мнения по этой проблеме не было. Ученый-лингвист, академик Российской академии наук Филипп Федорович Фортунатов считал, что «желательно освободить правописание от всех тех орфографических правил, которые не основаны на фактах, существующих в языке», а его коллега академик А.И. Соболевский писал, что «воплям ленивых учеников и плохих преподавателей не следует придавать значения».
Как вы думаете, какие аргументы еще приводили сторонники той и другой точек зрения? (Сохранение традиций, привычное восприятие графического облика слова, трудности переучивания и даже экономия бумаги.)
В 1904–1912 гг. подготовкой реформирования и упорядочения правил орфографии занялась Орфографическая комиссия Академии наук. Ее возглавляли сначала Филипп Федорович Фортунатов, затем академик Алексей Александрович Шахматов. Однако реформа была проведена далеко не сразу, а только в 1917–1918 годах двумя декретами советского правительства. Реформа проводилась очень решительно: революционные матросы изымали из типографий упраздненные буквы, при этом бывали и нелепые ошибки – какие? (С буквой ъ.)
– Далеко не всеми реформа была воспринята с одобрением. Как вы думаете, почему? (Из-за трудности перехода на новое, непривычное правописание, искажения облика слов, связанных с ним образов, появления омонимов, например, мир, имевший две формы: миръ (не война) и мiръ (Вселенная).)
Поэт Александр Блок, воспринявший реформу как невосполнимую утрату, сказал: «Лес выглядит голым». (Надпись на доске: рядом два слова лес и лlсъ.)
В 1956 году был принят новый «Свод правил русской орфографии» и созданы новые орфографические словари. Это нововведение не затронуло основ правописания, правила были уточнены и упорядочены. С 1962 по 1964 г. работала Орфографическая комиссия в Институте русского языка АН СССР под руководством академика Виктора Владимировича Виноградова, был подготовлен «Проект по усовершенствованию русской орфографии», опубликованный, но не принятый по результатам обсуждения.
5. Новый проект реформы русской орфографии.
Слово учителя : – Мы пишем и читаем , используя реформу русской орфографии 56 года прошлого века. И понимаем сложность её, но она нам всё же интересна.
Отрывки из сочинений «Чем мне интересна русская орфография»
- Какие три принципа русской орфографии вы знаете?
- Какой из них самый трудный?
-Готовится современная реформа русской орфографии. Как вы думаете, какой принцип он коснётся больше всего?
- Давайте посмотрим, чего конкретно может коснуться новая реформа русской орфографии, которая сейчас активно обсуждается.
(озвучьте некоторые пункты, которые вы видите в раздаточном материале 3)
Таким образом, мы понимаем, что орфография меняется, как меняется и наш язык. И быть может, уже следующие поколения будут учиться по другим правилам, а наши тексты расшифровывать. Но вернёмся к началу урока , поговорим о тех, кого подводит орфография.
6. Неорфографическое письмо.
Вспомним Владимира Маяковского на контрольном диктанте. Одну ошибку учитель то не заметил. Если бы ошибку заметили, то будущего поэта ждали бы страшные гимназические кары. Об этой поре Маяковский писал: «905 год. Не до учения. Пошли двойки».
Так не лучше ли не замечать ошибок?
К этому уроку вы получили задание отметить, есть ли вокруг нас слова, написанные не по орфографическим правилам, и подумать, с чем это связано. Назовите слова, которые привлекли ваше внимание. Давайте обсудим, существуют ли в современной русской орфографии правила, по которым эти слова следует писать именно так.
(Например: Банкъ столичный; Кристалл-градъ; Твердъ (финансовая группа); «Пересветъ» (название кафе); «Коммерсантъ»; «Iностранец» (газета); «Vремя впеred!»; «$матывай удо4ки» (название фильма); «О ...» (название фильма); СотрудничестВО! (реклама); Пора обLADать! (реклама); реалити-шоу (а может быть, реалити шоу?); компакт-диск (компакт диск?); ауди-кассета (ауди кассета?) и многое другое)
7. Подведение итогов.
- Мы с вами пришли к выводам.
Орфография интересна нам своей историей, о которой ещё многое предстоит узнать. Орфографические требования меняются и от одной эпохи к другой становятся всё строже.
Любое отступление от орфографических норм должно быть целесообразно.
И, конечно, мы уважаем тот свод правил, который называется русской орфографией. И всё-таки она хорошая, но мы будем стремиться к тому, чтобы была очень хорошей.
8. Домашнее задание.
Напишите предложения в орфографическую комиссию по реформированию орфографии.. Обоснуйте их.
учитель Фомченкова Т. А.