182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Гимназия» им. С.В. Ковалевской
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
Проверяющая система e-Judge

GimnMoodle

Журнал Дневник

   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ /  
22 февраля 2012

«Урок учителя» (Беседа по повести А. Алексина «Безумная Евдокия»)

Урок литературы в 10 классе

Цель урока: обсудить нравственные проблемы, поднятые в повести А. Алексина «Безумная Евдокия».

Ход урока.

1. Приветствие.

2. Эмоциональная разминка.

- Выберите фразу, которая вам больше всего понравилась. (Фразы написаны на доске).

«Лишь в людях себя познать способен человек» И. Гёте

«Господи, как они дорожат тем, что делают одно и то же.» Ж. П. Сартр

«Одиночество – порой лучшее общество.» Д. Мильтон

«Вместе весело шагать по просторам,

И, конечно, припевать лучше хором…» М. Матусовский

- Какую фразу вы выбрали? Почему? А кто ещё из одноклассников выбрал эту фразу?

3. Постановка темы и цели урока.

- Эти фразы объединяет проблема: кто я один среди других, соотношение Я и МЫ. Об этом же и повесть А. Алексина «Безумная Евдокия». Сегодня на уроке мы будем обсуждать нравственные вопросы этого произведения. Ответим на вопрос: что хотел сказать Алексин, поднимая проблемы взаимоотношения людей.

4. Обсудим смысл названия.

- Когда мы читали эту книгу, я помню, в классе стояла абсолютная тишина. Никто не ожидал за ироничным названием обнаружить человеческие трагедии. В чём смысл названия повести, на ваш взгляд?

- Объясните смысл эпитета «безумная» в контексте произведения.

5. Работа с текстом.

-Уже несколько раз на уроке прозвучало слово «проблема». Вот как словарь даёт значение этого слова (записано на доске): « Проблема – вопрос, целостный комплекс вопросов в ходе познания (чтения)»

- Перед вами отрывки из повести. Соотнесите вычлененные при прочтении повести проблемы с этими цитатами. Подпишите.

( На выполнение самостоятельной работы даётся 5-7 минут. Перед учениками листы со следующими фрагментами:

Мысленно я все время готовлюсь к тому разговору. Это, я думаю, еще не стало болезнью, но стало моей бессонницей, неотступностью. Ночами я веду диалог, в котором участвуем мы оба: Надя и я. Сюжет диалога всегда одинаков: это наша с ней жизнь…

Классная руководительница очень любила, чтобы все были вместе. И с ней во главе!.. Я был уверен, что в искусстве ей ближе всего хор и кордебалет… «Все", "со всеми", "для всех" - без этих слов не обходилось ни одно ее заявление. Она хвалила тех, кто смог наконец начертить прямую линию, и тех, кто умел писать заголовки. Но о нашей дочери, которая училась в художественной школе для особо одаренных детей, она вспоминала лишь в связи с тем, что Оленька в чем-то не приняла участия и куда-то не пришла

"вместе со всеми"…

На всех бывших учеников у Евдокии Савельевны была заведена картотека.

Как в читальнях и библиотеках на книги... В карточках, помимо адресов, телефонов и библиографических сведений, было отмечено, когда проведена встреча с бывшим учеником и сколько ребят присутствовало.

- Их отрывает от дела. Нас отрывает, - вздыхала Оля. - Ну если бы сутки были в два раза длиннее! Тогда бы уж пусть.

- Ты абсолютно права, - соглашалась Надя. - Но будь снисходительной.

У нее нет семьи, ей некуда торопиться…

В семье, состоящей из трех человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо мужчина, либо женщина. У нас в меньшинстве были мы с

Надей: центром семьи и ее лицом стала дочь. Она заслужила это право. И мы были счастливы…

Я с удивлением смотрел на Евдокию Савельевну. Она говорила о любви так, словно сама была когда-то ранена ею. Обвислые поля шляпы то касались земли, то волочились по ней. Но она этого не замечала.

- Жить только собой - это полбеды, - жестко произнесла она. - Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы…

- Мои ученики не стали знаменитостями, - задумчиво, замедлив нашу дуэль, сказала Евдокия Савельевна. - Но и злодеев среди них нет. Ни одного... Они не предавали меня и моих надежд. А насчет дарований? У них есть талант человечности. Разве вы не заметили?

- Заметил сегодня...

- К человечности талант художника может и не прилагаться, продолжала она, - но к дарованию художника человечность...

"Мы с Надюшей боролись против "безумной Евдокии" за право строить... или, как говорится, формировать Олин характер, - размышлял я. - Мы победили. И эта победа стоила Наденьке жизни. Или здоровья. "Безумная Евдокия"... Она приглашала на те знаменитые встречи не только героев, а и диспетчеров с

поварами. Зачем? Наверно, хотела объяснить нашей дочери и одноклассникам, что, если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными, они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память"…

Евдокия Савельевна громоздко заторопилась, покинула меня, догнала ребят. Я понял, что она решила разделить тяжесть ноши с моей дочерью…)

6. Вычленение проблем ( по ходу беседы все проблемы записываются на доске).

Отцы и дети

Учитель и ученик

Личность и толпа

Одиночество

7. Обсуждение проблемы «Отцы и дети».

1) Зачитайте соответствующие отрывки.

2) В чём смысл реминисценции ( «Все счастливее семьи похожи друг на друга, каждая несчастлива по-своему»).

3) Этот случай случайность или закономерность?

4) Какой вывод вы бы сделали для себя, учитывая, что вы будущие родители?

Вывод: безграничная родительская любовь вредит.

8. Обсуждение проблемы «Учитель и ученик» (Роль учителя)

1) Зачитайте соответствующие отрывки.

2) Расскажите эту историю от имени Евдокии, от имени Оленьки.

3) Объясните смысл детали «старомодная шляпа с отвислыми полями».

Вывод: учитель отдаёт своё сердце детям, учит человечности.

9. Обсуждение проблемы «Одиночество».

1) Зачитайте соответствующие отрывки.

2) Кто в повести одинок? Причины этого одиночества?

3) Почему исчезновение Оленьки заметили только утром?

Вывод: одиночество – тяжёлое бремя, несчастье.

10. Обсуждение проблемы «Личность и коллектив».

1) Зачитайте соответствующие отрывки.

2) Как учительница относилась к талантам? А вы как относитесь?

3) На каких условиях должны взаимодействовать личность и коллектив?

Вывод: человеку необходим коллектив.

11. Обобщаем беседу по проблемам.

- Проблемы, поднятые А.Алексиным, общечеловеческие. На примере трагической истории семьи автор утверждает христианский принцип: «Возлюби ближнего своего».

Звучит выразительное чтение стихотворения Б. Окуджавы

Давайте делать паузы в словах,

Произнося и умолкая снова,

Чтоб лучше отдавалось в головах

Значенье вышесказанного слова.

Давайте делать паузы в словах.

Давайте делать паузы в пути,

Смотреть вокруг внимательно и строго,

Чтобы случайно дважды не пройти

Одной и той неверною дорогой.

Давайте делать паузы в пути.

Давайте делать просто тишину,

Мы слишком любим собственные речи,

И из-за них не слышно никому

Своих друзей на самой близкой встрече,

Давайте делать просто тишину.

И мы увидим в этой тишине

Как далеко мы были друг от друга,

Как думали, что мчимся на коне,

А сами просто бегали по кругу.

А думали что мчимся на коне.

Как верили, что главное придет,

Себя считали кем-то из немногих

И ждали, что вот-вот произойдет

Счастливый поворот твоей дороги.

Судьбы твоей счастливый поворот.

Но век уже как-будто на исходе

И скоро без сомнения пройдет,

А с нами ничего не происходит,

И вряд ли что-нибудь произойдет.

И вряд ли что-нибудь произойдет.

12. Подведём итоги урока.

- Урок учителя. Кто учитель в произведении? Кто даёт этот урок? А кто учится.

13. Домашнее задание.

- Повесть заканчивается тем, что отец с Оленькой пришли домой. Закрылась за ними дверь. Попробуйте дописать одним эпизодом эту повесть.

учитель Фомченкова Т. А.


Архив
наши успехи
    Наши поздравления и пожелания - дальнейших побед!!!

    Поздравляем Филинова А. Н. и команду "БОП"

    Поздравляем Андикхоу Анаиту

    Поздравляем победителей олимпиады по МХК

    ПОЗДРАВЛЯЕМ Лыкова Илью!

    Поздравляем Колпакова Даниила

    Поздравляем Лукина Максима

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.