Урок литературы в 10 классеЦель урока: обсудить нравственные проблемы, поднятые в повести А. Алексина «Безумная Евдокия».
Ход урока.
1. Приветствие.
2. Эмоциональная разминка.
- Выберите фразу, которая вам больше всего понравилась. (Фразы написаны на доске).
«Лишь в людях себя познать способен человек» И. Гёте
«Господи, как они дорожат тем, что делают одно и то же.» Ж. П. Сартр
«Одиночество – порой лучшее общество.» Д. Мильтон
«Вместе весело шагать по просторам,
И, конечно, припевать лучше хором…» М. Матусовский
- Какую фразу вы выбрали? Почему? А кто ещё из одноклассников выбрал эту фразу?
3. Постановка темы и цели урока.
- Эти фразы объединяет проблема: кто я один среди других, соотношение Я и МЫ. Об этом же и повесть А. Алексина «Безумная Евдокия». Сегодня на уроке мы будем обсуждать нравственные вопросы этого произведения. Ответим на вопрос: что хотел сказать Алексин, поднимая проблемы взаимоотношения людей.
4. Обсудим смысл названия.
- Когда мы читали эту книгу, я помню, в классе стояла абсолютная тишина. Никто не ожидал за ироничным названием обнаружить человеческие трагедии. В чём смысл названия повести, на ваш взгляд?
- Объясните смысл эпитета «безумная» в контексте произведения.
5. Работа с текстом.
-Уже несколько раз на уроке прозвучало слово «проблема». Вот как словарь даёт значение этого слова (записано на доске): « Проблема – вопрос, целостный комплекс вопросов в ходе познания (чтения)»
- Перед вами отрывки из повести. Соотнесите вычлененные при прочтении повести проблемы с этими цитатами. Подпишите.
( На выполнение самостоятельной работы даётся 5-7 минут. Перед учениками листы со следующими фрагментами:
Мысленно я все время готовлюсь к тому разговору. Это, я думаю, еще не стало болезнью, но стало моей бессонницей, неотступностью. Ночами я веду диалог, в котором участвуем мы оба: Надя и я. Сюжет диалога всегда одинаков: это наша с ней жизнь…
Классная руководительница очень любила, чтобы все были вместе. И с ней во главе!.. Я был уверен, что в искусстве ей ближе всего хор и кордебалет… «Все", "со всеми", "для всех" - без этих слов не обходилось ни одно ее заявление. Она хвалила тех, кто смог наконец начертить прямую линию, и тех, кто умел писать заголовки. Но о нашей дочери, которая училась в художественной школе для особо одаренных детей, она вспоминала лишь в связи с тем, что Оленька в чем-то не приняла участия и куда-то не пришла
"вместе со всеми"…
На всех бывших учеников у Евдокии Савельевны была заведена картотека.
Как в читальнях и библиотеках на книги... В карточках, помимо адресов, телефонов и библиографических сведений, было отмечено, когда проведена встреча с бывшим учеником и сколько ребят присутствовало.
- Их отрывает от дела. Нас отрывает, - вздыхала Оля. - Ну если бы сутки были в два раза длиннее! Тогда бы уж пусть.
- Ты абсолютно права, - соглашалась Надя. - Но будь снисходительной.
У нее нет семьи, ей некуда торопиться…
В семье, состоящей из трех человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо мужчина, либо женщина. У нас в меньшинстве были мы с
Надей: центром семьи и ее лицом стала дочь. Она заслужила это право. И мы были счастливы…
Я с удивлением смотрел на Евдокию Савельевну. Она говорила о любви так, словно сама была когда-то ранена ею. Обвислые поля шляпы то касались земли, то волочились по ней. Но она этого не замечала.
- Жить только собой - это полбеды, - жестко произнесла она. - Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы…
- Мои ученики не стали знаменитостями, - задумчиво, замедлив нашу дуэль, сказала Евдокия Савельевна. - Но и злодеев среди них нет. Ни одного... Они не предавали меня и моих надежд. А насчет дарований? У них есть талант человечности. Разве вы не заметили?
- Заметил сегодня...
- К человечности талант художника может и не прилагаться, продолжала она, - но к дарованию художника человечность...
"Мы с Надюшей боролись против "безумной Евдокии" за право строить... или, как говорится, формировать Олин характер, - размышлял я. - Мы победили. И эта победа стоила Наденьке жизни. Или здоровья. "Безумная Евдокия"... Она приглашала на те знаменитые встречи не только героев, а и диспетчеров с
поварами. Зачем? Наверно, хотела объяснить нашей дочери и одноклассникам, что, если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными, они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память"…
Евдокия Савельевна громоздко заторопилась, покинула меня, догнала ребят. Я понял, что она решила разделить тяжесть ноши с моей дочерью…)
6. Вычленение проблем ( по ходу беседы все проблемы записываются на доске).
Отцы и дети
Учитель и ученик
Личность и толпа
Одиночество
7. Обсуждение проблемы «Отцы и дети».
1) Зачитайте соответствующие отрывки.
2) В чём смысл реминисценции ( «Все счастливее семьи похожи друг на друга, каждая несчастлива по-своему»).
3) Этот случай случайность или закономерность?
4) Какой вывод вы бы сделали для себя, учитывая, что вы будущие родители?
Вывод: безграничная родительская любовь вредит.
8. Обсуждение проблемы «Учитель и ученик» (Роль учителя)
1) Зачитайте соответствующие отрывки.
2) Расскажите эту историю от имени Евдокии, от имени Оленьки.
3) Объясните смысл детали «старомодная шляпа с отвислыми полями».
Вывод: учитель отдаёт своё сердце детям, учит человечности.
9. Обсуждение проблемы «Одиночество».
1) Зачитайте соответствующие отрывки.
2) Кто в повести одинок? Причины этого одиночества?
3) Почему исчезновение Оленьки заметили только утром?
Вывод: одиночество – тяжёлое бремя, несчастье.
10. Обсуждение проблемы «Личность и коллектив».
1) Зачитайте соответствующие отрывки.
2) Как учительница относилась к талантам? А вы как относитесь?
3) На каких условиях должны взаимодействовать личность и коллектив?
Вывод: человеку необходим коллектив.
11. Обобщаем беседу по проблемам.
- Проблемы, поднятые А.Алексиным, общечеловеческие. На примере трагической истории семьи автор утверждает христианский принцип: «Возлюби ближнего своего».
Звучит выразительное чтение стихотворения Б. Окуджавы
Давайте делать паузы в словах,
Произнося и умолкая снова,
Чтоб лучше отдавалось в головах
Значенье вышесказанного слова.
Давайте делать паузы в словах.
Давайте делать паузы в пути,
Смотреть вокруг внимательно и строго,
Чтобы случайно дважды не пройти
Одной и той неверною дорогой.
Давайте делать паузы в пути.
Давайте делать просто тишину,
Мы слишком любим собственные речи,
И из-за них не слышно никому
Своих друзей на самой близкой встрече,
Давайте делать просто тишину.
И мы увидим в этой тишине
Как далеко мы были друг от друга,
Как думали, что мчимся на коне,
А сами просто бегали по кругу.
А думали что мчимся на коне.
Как верили, что главное придет,
Себя считали кем-то из немногих
И ждали, что вот-вот произойдет
Счастливый поворот твоей дороги.
Судьбы твоей счастливый поворот.
Но век уже как-будто на исходе
И скоро без сомнения пройдет,
А с нами ничего не происходит,
И вряд ли что-нибудь произойдет.
И вряд ли что-нибудь произойдет.
12. Подведём итоги урока.
- Урок учителя. Кто учитель в произведении? Кто даёт этот урок? А кто учится.
13. Домашнее задание.
- Повесть заканчивается тем, что отец с Оленькой пришли домой. Закрылась за ними дверь. Попробуйте дописать одним эпизодом эту повесть.
учитель Фомченкова Т. А.