182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Гимназия» им. С.В. Ковалевской
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
Проверяющая система e-Judge

GimnMoodle

Журнал Дневник

   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ /  
22 февраля 2012

Классный час на тему «Школьная форма: за и против»

1. Орг. момент.

2. «В человеке всё должно быть прекрасно…» Наш классный коллектив уже неоднократно доказал сплочённость, творческий потенциал. Сегодня я предлагаю вам доказать, что вы вместе хороши, а по отдельности ещё и прекрасны.

3. Задание: раздайте друг другу листочки с надписями.

Человек с большим будущим

Человек, приятный во всех отношениях

Умница

Шеф

Голова!

Красавица

Душа коллектива

Стиляга

Изысканность

Талант

Добрая душа

Трудяга

Тонкая натура

Рубаха-парень

Свой человек

Станет президентом

Гордость гимназии

Эстет

Подведём итоги: у кого больше всего бумажек с одной надписью?

Кто станет президентом?

А у кого большое будущее?

4. « … и лицо, и одежда, и душа, и мысли». А. П. Чехов в один ряд поставил одежду и душу. И, наверное, неслучайно. Сегодняшний классный разговор пойдёт о школьной форме. Потому что со следующего года она вводится в гимназии. И очень хотелось бы взвесить необходимость этого решения.

5. Сегодня мы с вами велосипед не изобретаем. Школьная форма имеет свою историю.

6. Из истории школьной формы

Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной.

Форма девочек тоже была строгая: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.

Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, и форма подчеркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой стороны, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков.

Если гимназистов в форме засекали в неположенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе, ресторации, – им приходилось несладко. В дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного кроя для мальчика и темное платье с плиссированной юбкой до колен для девочки.

После революции о форме не задумывались вплоть до 1949 года. В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы, а в 1973 – в костюмы из синей полушерстяной ткани, с эмблемой и алюминиевыми пуговицами. В 1976 году девочки также стали одеваться в новую форму. С той поры девочки стали ходить в темно-коричневых платьях, а мальчики – в синих костюмах. В середине 80-х произошло последнее ее изменение: мальчикам и девочкам пошили пиджаки синего цвета.

И только в 1992 году школьную форму отменили, исключив соответствующую строку из закона «Об образовании». Коричневые платья и синие костюмы заменили «вареные» джинсы, брюки-клеш и девичьи наряды в духе «кто во что горазд».

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы, имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.

Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды. Советскую школьную форму принято надевать выпускницам школ на «Последний звонок».25 мая каждого года на праздник «Последний звонок» девушки-выпускницы приходят на праздник в школьной форме старого образца и белых передниках. Кто-то позаимствовал форму, у кого-то она сохранилась «в сундуках». Получается очень нарядно и торжественно.

7. Но и в других странах к школьной форме относятся очень ответственно.

Школьная форма в разных странах

Современные ученики консервативной Англии по-прежнему любят школьную форму, которая является частью истории их учебного заведения. Например, в одной из старинных английских школ для мальчиков ученики с XVII века по сей день носят форменные галстуки и жилетки и, между прочим, гордятся тем, что одежда подчеркивает их корпоративную принадлежность. Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих ее бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.

Во Франции единая школьная форма существовала в 1927–1968 годах. В Польше – до 1988 года.

В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о ее введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в ее разработке. Что характерно, даже во времена Третьего рейха школьники не имели единой формы – они приходили на занятия в повседневной одежде, в форме Гитлерюгенда (или иных детских общественных организаций).

В Японии для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка, темные пиджак и брюки для мальчиков и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек или же сейлор фуку – «матросский костюм». К форме обычно дается еще и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.

В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code).

8. А что же такое дресс-код. Тем более, что в 11 классе именно такой для нас вводится.

Дресс-код

«Дресс-код» – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально это слово означает «код одежды», то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу в чем попало.

Стоит ли вводить форму или позволить духу демократии и дальше вырабатывать в детях собственный стиль? Этот вопрос все чаще порождает бурные дискуссии. Споры ведутся и о том, повысит ли форма дисциплину и успеваемость?

– Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие, – считает модельер Вячеслав Зайцев. – Возможно, для повышения собственной самооценки школьный дресс-код может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго.

У нас разработаны ученические портфолио. Почему бы не быть школьной форме, подтверждающей причастность именно к нашему учебному заведению? Форма говорит о престиже школы.

9. Работа в группах

Дается 5 минут на обсуждение каждой проблемы и 5 минут на ее озвучивание.

• записать доводы за введение школьной формы;

• записать доводы против введения школьной формы.

Обсуждение в группах, затем капитан записи своей группы зачитывает, поясняет. Остальные группы могут задавать вопросы, дополнять, уточнять.

10. Подведение итогов

Преимущества:

• Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.

• Форма дисциплинирует человека.

• Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде.

• Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.

• Нет проблемы «в чем пойти в школу», у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться.

• Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.

• Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.

• Школьная форма экономит деньги родителей.

Недостатки:

• Нежелание детей ее носить.

• «Потеря индивидуальности».

• Повышение финансовых расходов на обучение ребенка.

• Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.

• Низкое качество материалов и пошива школьной формы.

11. Нужна ли школьная форма сегодня?

Какой она должна быть?

Делая выводы из сказанного, отметим: современная школьная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.

Фомченкова Т. А., учитель русского языка и литературы, зам. директора по НВР


Архив
наши успехи
    Наши поздравления и пожелания - дальнейших побед!!!

    Поздравляем Филинова А. Н. и команду "БОП"

    Поздравляем Андикхоу Анаиту

    Поздравляем победителей олимпиады по МХК

    ПОЗДРАВЛЯЕМ Лыкова Илью!

    Поздравляем Колпакова Даниила

    Поздравляем Лукина Максима

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.