Преподавание риторики напрямую связано с культурологической концепцией гимназии. При решении образовательных задач в центре внимания всегда оказываются вопросы культуры речи, то, как человек умеет контактировать, понимать позицию другого человека, то есть как человек умеет общаться. От этого умения зависят и личные успехи, и успехи общества в целом. Овладеть коммуникативной компетенцией и помогает риторика. Ведь риторические навыки учащиеся используют на любом уроке, в бытовом общении. Преподавание риторики ведётся в 10-х классах, на проведение занятий отводится один час в неделю. Планирование уроков риторики составлено на основе «Программы для 8 – 9 классов гимназий и лицеев гуманитарного направления» Н.И.Кохтева. Данный курс направлен на риторическое образование гимназистов, на овладение ими культуры слова, культуры мысли, на познание основных законов риторики.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.
Познакомить учащихся с предметом риторики, с основами мастерства публичного выступления, с искусством ведения беседы.
Познакомить с историей возникновения искусства красноречия и своеобразием русской риторики.
Учить гимназистов построению (режиссуре) речи, от отдельных элементов до сложного целого.
Помочь овладеть основами ведения публичной речи разных типов, использовать принципы красноречия, познакомить со способами воздействия оратора на слушателей, показать практическую направленность речи в жизни.
Формировать навыки публичного выступления, развивать способности донести до аудитории свои мысли, аргументировать свою позицию.
Помочь приобрести навыки внимательного, вдумчивого слушателя, способного оценить высказывание.
Учит произносить убедительные речи на доступные темы.
В процессе занятий изучаются следующие темы:
1. Риторика как учебный предмет.
2. Из истории риторики.
3. Человек в зеркале общения.
4. Слушание как вид речевой деятельности.
5. Чтение как вид речевой деятельности.
6. Методика подготовки речи.
7. Украшения речи.
8. Спор, дискуссия, полемика.
9. Особенности делового общения.
10. Этика и культура речи.
Поскольку основная цель риторики - формирование коммуникативно-речевой культуры, то и методы преподавания должны быть коммуникативные. Коммуникативный метод заключается в уподоблении процесса обучения процессу коммуникации, точнее говоря, он основан на том, что процесс обучения является моделью процесса общения, пусть несколько упрощенной, но по основным параметрам адекватной, подобной реальному процессу коммуникации.
В процессе деятельности реализуются основные идеи):
1) риторика – фундаментальная теория и искусство речи: в теории исследуются законы и правила построения всех видов речи современного информационного общества, а искусство понимается как определенное умение, техническая "выучка", практическая "ловкость" владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения;
2) риторика – искусство мыслить. Обучение речи в риторике всегда предполагало одновременное обучение мыслить (и мыслить нравственно), формировать мировоззрение, получать знания и выражать свою жизненную позицию в слове. Отсюда особая серьезность риторики как реального мыслеречевого творчества, выражающего позицию каждого человека в жизни. Основой риторики всегда были философия и этика, вне этой духовно-нравственной основы невозможно представить и современные методики преподавания риторики или иных многочисленных речевых технологий. Без философско-этической базы обучение риторике превращается в "праздноговорение";
3) риторика – теория и практика совершенной речи: убедительной, украшенной, уместной, эффективной, целесообразной и т.д, возможно говорить о том, что риторика формирует через стиль речи, стиль жизни.
4) риторика – учение о речевом воспитании личности. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, прежде всего его идеологии, знаний, жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию словом;
5) риторика – учение о всех родах, видах и жанрах речи (словесности) в развитом информационном обществе. Неверно ограничивать риторику только ораторским искусством (ораторикой), современная риторика изучает все разнообразие текстов, включенных в культуру: от бытовой речи до речи средств массовой информации. Развитая языковая личность должна ориентироваться и владеть разными видами словесности, понимать их природу и иметь навыки общения в построении текстов.
Научит говорить можно только в активной деятельности. Поэтому целесообразно применение современных коммуникативных технологий:
коммуникативные игры;
коммуникативные тренинги;
сценические эпизоды;
театрализация;
специальные упражнения по технике речи;
творческие задания;
публичные выступления.
Таким образом, в основе обучения – постоянная практика выступлений, отработка поведенческих навыков и умения анализировать свою и чужую речь, ибо, как говорил Цицерон, «поэтами рождаются, ораторами становятся».
Важное место на занятиях риторики занимают коммуникативные тренинги, применение которых повышает интерес обучающихся к предмету, усиливает их мотивацию к изучению риторики, позволяет проводить занятия в комфортных условиях, позволяющих ребятам раскрыться перед одноклассниками. В психологии термин «тренинг» обозначает совокупность методов развития способностей к обучению или овладение любым сложным видом деятельности, например общением, ибо подростковому возрасту свойственны застенчивость, неуверенность поведения. Кроме того, тренинги позволят учащимся овладеть искусством самопрезентации – умению создать то самое впечатление, которое невозможно воспроизвести ещё раз.
Подростки заинтересованы в информации о своей личности, поэтому цель коммуникативного тренинга для них возможно сформулировать так: научиться понимать других людей, оценивать, понимать, преодолевать себя. Для организации коммуникативного тренинга необходимы следующие условия, без соблюдения которых он не даст результата:
высокий уровень доброжелательности, доверие друг к другу;
открытость по отношению к окружающим;
оценивание при выполнении заданий не личности участников, а их деятельности.
Для ведущего обязателен демократичный стиль общения.
Общая цель тренинга прежде всего заключается в том, чтобы создать условия для полноценного общения обучающихся, смоделировать такие ситуации, в которых у участников
снимается страх перед самостоятельным высказыванием;
развивается готовность оказать помощь другому участнику в трудной ситуации;
прививается навык анализировать свои поступки и происходящие события;
формирует умение ценить свою и чужую деятельность.
Для формирования этого умения возможно использование карточек с критериями оценивания своего и чужого выступления.
Обязательный заключительный элемент – рефлексия.
Активно используются и игровые технологии. В теории игры являются сильным средством социализации учащихся. Игры помогают человеку
лучше узнать себя;
найти и укрепить новые средства и пути для взаимной поддержки других участников в групповом взаимодействии;
развивать такие способности, которые учат одновременно и лидирующей роли, и роли рядового участника группового взаимодействия;
развивать способность к открытому взаимодействию с миром, сохраняя при этом свою индивидуальность.
В комплекс занятий, тренингов и упражнений входят и методика речевых ситуаций, требующих быстрого решения и выбора выхода из них. Это ситуации, в которых формируются такие качества, как гибкость мышления, мобильность, лабильность поведения.
Гаврилова Т.А., зам. директора по УВР,учитель русского языка и литературы